Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4. Назначение административного наказания

  Этому вопросу посвящена гл. 4 КоАП РФ. В ней определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных наказаний и не касающиеся производства по делам об административных правонарушениях.
  Прежде всего сформулированы общие правила назначения наказаний, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица) при наложении наказаний за любое административное правонарушение. Наказание налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, т. е. КоАП РФ или законами субъектов Федерации.
  Наказание за административное правонарушение может применяться лишь к лицу, его совершившему.
  При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
  Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
  Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
  При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
  Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
  Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
  При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения.
  За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
  В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
  Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
  В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
  1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  2) предотвращение виновным лицом вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
  3) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
  5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
  Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.
  Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):
  1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год;
  3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4) совершение административного правонарушения группой лиц;
  5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
  Орган (должностное лицо), назначающее административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Библиографический список

  Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993. Ст. ст. 15, 53.
  Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.: Экзамен, 2005.
  Административная ответственность за нарушения общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел: Учеб. пособие. М., 1993.
  Алиева Е. Н. Юридическая ответственность в государственном управлении. Л., 1990.
  Анисимов П. В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учеб. пособие/ВА МВД России. Волгоград, 2002.
  Бельский К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура//Государство и право. 1999. № 12. С. 12-20.
  Бутков А. В. Административный штраф//Российский следователь. 2004. № 10.
  Бутков А. В. К вопросу об эффективности применения штрафа// Российский следователь. 2004. № 12.
  Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц// Закон.1998.№ 9. С. 42-51.
  Кисин В. Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. М., 1991.
  Клепицкий И.А. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете европейской конвенции о правах человека//Государство и право. 2000. № 1. С. 69.
  Лукьянов В. В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем разница?//Государство и право. 1996. № 3. С. 83-92.
  Масленников М. Я. Порядок применения административных взысканий: практическое руководство. Тверь, 1995.
  Солдатов А. В. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Краснодар, 1999.
  Сорокин В. Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности//Правоведение. 1999. № 1.
  Сорокин В. Д. Парадоксы Кодекса РФ об административных пра- вонарушениях//Правоведение. 2004. № 3.
  Студеникина М. С. Что такое административная ответственность? М., 1990.
  Телегин А. С. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения. М., 1994.


 
© www.txtb.ru