Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 6. Федеральные законы: виды, юридические свойства. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации

  Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты. Конституция Российской Федерации устанавливает, что основной акт Федерального Собрания - федеральный закон (собирательный термин), который может выступать в виде федерального (персонифицированного) закона и в виде федерального конституционного закона. Федеральный (персонифицированный правовой акт) закон и федеральный конституционный закон обладают целым рядом общих свойств, но для каждого из них характерны и свои определенные особенности.
  I. Федеральный закон и его юридические свойства. Мы уже говорили, в части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации сказано, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.
  Федеральный закон характеризуется особенностями своей юридической природы, что проявляется в следующих его свойствах:
  во-первых, федеральный закон принимается палатами федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном статьей 105 Конституции Российской Федерации;
  во-вторых, федеральный закон содержит нормативные предписания, то есть всегда является нормативным правовым актом;
  в-третьих, федеральный закон имеет прямое действие и обязателен к исполнению на всей территории Российской Федерации всеми государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;
  в-четвертых, федеральному закону не должны противоречить акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  в-пятых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по предметам ведения субъекта Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации;
  в-шестых, по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий Федеральных органов государственной власти;
  в-седьмых, федеральные законы не могут быть приняты, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской Федерации;
  в-восьмых, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
  II. Федеральные конституционные законы, их юридические свойства. Этим законам также свойственны те общие признаки, которые присущи всем федеральным законам и отмечены в п.п. 1-4 характеристики федерального закона. Но для федеральных конституционных законов необходимо выделить те специфические черты, которые ставят их в особый ряд федеральных законов.
  К таким индивидуальным особенностям федеральных конституционных законов относятся:
  во-первых, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции Российской Федерации. Таких конституционных предписании - 15. В их числе: статья 56 - принятие федерального конституционного закона о чрезвычайном положении (уже принят); часть 1 статьи 70 - о государственных символах (уже приняты); не принят еще федеральный конституционный закон о статусе Конституционного Собрания (часть 2 статьи 135 Конституции Российской Федерации);
  во-вторых, в Конституции Российской Федерации установлен особый порядок принятия федеральных конституционных законов. В части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;
  в-третьих, принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит (!) подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Из сказанного следует, что на федеральный конституционный закон вето Президента Российской Федерации не распространяется:
  в-четвертых, в части 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Этим подтверждается верховенство федеральных конституционных законов по отношению ко всем нормативным правовым актам в государстве, то есть в иерархии нормативных правовых актов федеральные конституционные законы занимают следующее после Конституции Российской Федерации место;
  в-пятых, федеральные конституционные законы не только не могут перераспределять, то етсь видоизменять, передавать, исключать, установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но и вносить какие бы то ни было изменения в другие статьи Конституции Российской Федерации. А это свидетельствует о том, что и для федерального конституционного закона характерной является особенность его юридической природы, проявляющаяся в том, что: во-первых, федеральный конституционный закон принимается во исполнение Конституции Российской Федерации; во-вторых, не должен изменять ее положений; в-третьих, не может стать ее основной частью.
  Федеральные конституционные законы предназначены для обеспечения стабильности Конституции Российской Федерации как Основного закона государства.
  III. Особая разновидность закона Российской Федерации предусмотрена частью 1 статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». В названной статье Федерального закона установлено, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в форме Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Процедура принятия Закона Российской Федерации определена, в основном, в статьях 134 и 136 Конституции Российской Федерации и детализируется в Регламентах палат Федерального Собрания: во-первых, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в соответствии со статьей 134 Конституции Российской Федерации, могут вносить: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; во-вторых, поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются Государственной Думой и Советом Федерации в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона то есть, если за их одобрение проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации; в-третьих, необходимо дальнейшее одобрение их органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан рассмотреть Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в срок не позднее одного года со дня его принятия. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции 422
  Российской Федерации считается одобренным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской федерации, если этот орган одобрил его в целом, без дополнительных предложений о внесении в него изменений и дополнений, и направил соответствующее постановление в Совет Федерации в срок, установленный Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (п.2 статьи 136 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации); в-четвертых, с указанными одобрениями Закон поступает обратно в Совет Федерации, который устанавливает результаты рассмотрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и оформляет их Постановлением Совета Федерации; в-пятых, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, одобренный законодательными (представительными) органами государственной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, в семидневный срок со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с Постановлением Совета Федерации о результатах рассмотрения поправок к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Председателем Совета Федерации направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования; в-шестых, Президент Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подписывает его и осуществляет официальное опубликование; в-седьмых, при официальном опубликовании Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации указываются: 1) наименование Закона; 2) дата его одобрения Государственной Думой; 3) дата его одобрения Советом Федерации; 4) даты его одобрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5) дата его подписания Президентом Российской Федерации и 6) регистрационный номер. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим
  Законом не установлена иная дата вступления в силу; в-восьмых, Президент Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации осуществляет официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты наступления соответствующих поправок в силу.
  Тем самым мы отмечаем, что и процедура принятия поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации в форме Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, и юридические свойства Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации значительно отличаются и от процедуры принятия федеральных законов, федеральных конституционных законов, и от их юридических свойств. Эти отличия в следующем:
  во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации, установленный п. 1 статьи 134 Конституции Российской Федерации, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным статьей 104 Конституции Российской Федерации;
  во-вторых, согласно статье 136 Конституции Российской Федерации для вступления поправок в силу требуется соблюдение особого условия, а именно, одобрения их законодательными (представительными) органами государственной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  Таким образом, положения статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть реализованы только в форме специального нормативного правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Кроме того, Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации фактически дополняет установленные п. 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации формы реализации полномочий Российской Федерации в пределах предметов ведения Российской Федерации.
  IV. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации, принимают постановления.
  Постановлением Совета Федерации оформляются также: принятие Регламента палаты; изменения и дополнения к Регламенту палаты; результаты голосования об избрании Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации; результаты тайного голосования в палате; решения по другим вопросам внутренней деятельности палаты.
  Постановления Государственной Думы принимаются по вопросам ее внутренней организации и, кроме того, по следующим вопросам:
  - об одобрении проекта закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
  - о даче Президенту Российской Федерации согласия на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; о выражении недоверия Правительству Российской Федерации; о выражении доверии Правительству Российской Федерации;
  - о назначении на должность и об освобождении от должности Председателя Государственного банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  - об объявлении амнистии;
  - о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации;
  - по другим вопросам своей компетенции (статья 93 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).
  Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации или Регламентами палат, и подписываются председателями соответствующей палаты.
  По процедурным вопросам решения принимаются большинством голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен Регламентом палаты.
  Совет Федерации и Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые также оформляются постановлениями палаты. Заявления палат, как правило, посвящены внешнеполитическим вопросам; обращения, как свидетельствует практика, принимаются в связи с определенными юбилейными датами.
  Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания Российской Федерации также определяется федеральным законом от 14 июня 1994 года, в части 2 статьи 3 которого установлено, что акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия; вступают в силу они с момента их принятия.

 
© www.txtb.ru