Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. Особенности построения системы органов государственной власти в Российской Федерации по Конституции
Российской Федерации 1993 г.

  С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года и в соответствии с провозглашенным в Декларации от 12 июня 1990 года принципом разделения властей были внесены значительные изменения в ранее действовавшие систему, структуру, порядок организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации. С принятием нового Основного закона в Российской Федерации была установлена и проведена в жизнь система разделения властей, в основе которой лежит четкое распределение функций между законодательной, исполнительной, судебной властью. Принцип разделения властей был положен в основу формирования соответствующих государственных органов, входящих в структуру законодательной, исполнительной и судебной власти.
  В главе 1 Конституции Российской Федерации 1993 года - «Основы конституционного строя», в 10 и 11 ее статьях содержится характеристика особенностей построения современной системы органов государственной власти в Российской Федерации.
  Так, в статье 10 Конституции Российской Федерации провозглашен и закреплен конституционный принцип, ранее не известный конституционному законодательству Союза ССР и РСФСР, в соответствии с которым государственная власть в Российской Федерации «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». При этом подчеркивается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  В статье 11 Конституции Российской Федерации проведена дальнейшая организационно-структурная конкретизация государственной власти в Российской Федерации. В части 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации устанавливается, что: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». А в соответствии с ч. 2 той же статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации «осуществляют образуемые ими органы государственной власти».
  Для того чтобы ответить на вопрос о единстве государственной власти и о самостоятельности системы тех органов, которые реализуют функции той или иной ветви государственной власти, необходимо понять, что функции государства реализуются в ходе осуществления хотя и единой государственной власти, но в форме законодательной, исполнительной и судебной властной деятельности и в каждом отдельном случае самостоятельными органами государственной власти.
  Что касается самого государства, то оно реализует принадлежащие ему функции с помощью специальных методов, а именно посредством (путем) практической деятельности законодательной, исполнительной, судебной власти. При этом для каждой из них (ветвей власти), в свою очередь, характерно наличие собственных специальных функций, а также, путей, средств и правовых форм их практической реализации.
  Что такое законодательная власть как один из основных методов реализации функций государства?
  Мы уже говорили, что власть - это право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо (людьми) или чем-либо (определенными процессами), подчинять своей воле других. Если власть есть право и возможность подчинять своей воле других, то мы тем самым подчеркиваем, что власть всегда выступает в качестве средства функционирования всякой социальной общности.
  Подобное утверждение применительно к принципу разделения властей в значительной степени присуще именно законодательной власти, которая представляет собой один из основных методов осуществления государством своих функций посредством правотворчества, то есть нормативного правового регулирования в форме принимаемых актов, обладающих высшей юридической силой в государстве, вслед за Основным законом государства.
  Обосновывая функции законодательной власти, мы будем говорить не обо всех, а только о таких направлениях, без которых не могут быть решены задачи управления делами государства и общества в условиях разделения властей. Такими направлениями, по нашему мнению, являются следующие.
  Во-первых, это, прежде всего правотворческая деятельность законодательной власти. Сама по себе законодательная власть не может считаться силой, создающей право. Законодательная власть представляет лишь форму реализации такой силы, причина которой кроется в том, что именно законодательная власть призвана непосредственным образом выражать суверенную волю многонационального народа Российской Федерации и поэтому должна рассматриваться как изначальная форма выражения (проявления) властвования народа (народовластия).
  Во-вторых, для характеристики функций законодательной власти исключительно важное значение имеет характер ее взаимодействия с исполнительной властью. Роль законодательной власти во взаимодействии с исполнительной властью сводится к тому, что она (законодательная власть) устанавливает компетенцию органов исполнительной власти; определяет иерархию между разветвленной системой государственных органов, входящих в структуру исполнительной власти, которые выступают в качестве непосредственных проводников решений, принимаемых законодательной властью (исходящих от законодательной власти). Установление соподчи- ненности между составными частями исполнительной власти имеет целью поставить их в определенное положение во взаимоотношении друг с другом (вертикаль власти), а также и с законодательной властью. Законодательная власть тем самым определяет, в какой форме тот или иной орган исполнительной власти будет выражать и проводить в жизнь закрепленную в законе волю многонационального народа Российской Федерации, устанавливает для органов исполнительной власти юридические пределы, в границах которых их деятельность признается правомерной.
  В-третьих, во взаимоотношениях с судебной властью, законодательная власть устанавливает судебную систему Российской Федерации, определяет полномочия, порядок организации и деятельности судебных орга- 296 нов, образующих судебную систему: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов, а также судов субъектов Российской Федерации.
  Следовательно, для законодательной власти характерно именно нормативное правовое оформление государственно-властной деятельности уполномоченных на то органов исполнительной власти и органов судебной власти в Российской Федерации, установление соответствующие правовые рамки реализации полномочий исполнительной и судебной власти.
  Ведущая роль законодательной власти в системе разделения властей дает основание для вывода, что функции законодательной власти могут быть подведены под более широкое по объему понятие - понятие функции народовластия, что подтверждается закрепленными в статье 3 Конституции Российской Федерации положениями: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
  Органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим законодательную власть в системе разделения властей в Российской Федерации, является парламент - Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) Российской Федерации, которое выступает в качестве единственного органа государственной власти, представляющего суверенный народ Российской Федерации.
  Что такое исполнительная власть? Исполнительная власть представляет собой один из основных методов осуществления государством принадлежащих ему функций посредством управления и руководства политическими, экономическими и социально-культурными процессами жизнедеятельности государства и общества в специфических для нее правовых и организационных формах. Специфика собственно исполнительной власти, состоит в том, что именно ей отводится функция государственного управления. Назначение государственного управления в том, что на исполнительную власть возложены организация и непосредственное исполнение правовых предписаний, устанавливаемых законодательной властью, создание условий для всестороннего обеспечения жизнедеятельности государства и общества.
  Специфика данного вида государственно-властной деятельности может быть определена с учетом ее основного предназначения - исполнять и распоряжаться. Поэтому само понятие «исполнительная власть» включает в себя два самостоятельных направления государственно-властной деятельности. Это собственно исполнительное направление (метод) деятельности исполнительной власти как относительно обособленное направление реализации функций исполнительной власти и распорядительное направление (метод) реализации функций исполнительной власти. Вместе с тем и исполнительное, и распорядительное направления (методы) реализации функций исполнительной власти неразрывно связаны между собой и в своем единении составляют то, что мы называем «исполнительная власть». В то же время для каждого из направлений реализация функций исполнительной власти характерны особые приемы и средства практической реализации функций исполнительной власти.
  Во-первых, исполнительный метод деятельности исполнительной власти характеризуется тем, что с его помощью обеспечивается начальная стадия реализации федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, руководство отраслями политической, экономической и социально-культурной деятельности государства (финансы, важнейшие средства коммуникаций, армия, правоохранительные органы, образование, здравоохранение и др.). Среди организационноправовых методов исполнения наиболее важное значение приобретают такие, как: а) доведение требований предписаний федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации до непосредственных исполнителей и по горизонтали, и по вертикали; б) создание и обеспечение условий для выполнения соответствующих предписаний; в) организация проверки и хода исполнения соответствующих предписаний. На данном этапе федеральные (вышестоящие) органы исполнительной власти объединяют, направляют и организуют работу всех других (нижестоящих) исполнительных органов государственной власти.
  Во-вторых, распорядительное направление (метод, деятельность) неразрывно связано с наличием полномочий распорядительного характера (синонимом слова «распоряжение» является - «командовать», «повелевать», «хозяйствовать», «приказывать», «держать вожжи в руках» и др.), то есть обязательностью её предписаний во вне (вертикаль власти), для всех других государственных и негосударственных органов, организаций, учреждений, входящих в систему публичной власти государства.
  Распорядительная деятельность характеризуется многообразием организационных структур, входящих в систему исполнительной власти, дифференциацией их функционального назначения, последовательностью звеньев, каждое из которых реализует ту или иную часть общей задачи, поставленной вышестоящим центром исполнительной власти.
  Таким образом, исполнительная власть как метод реализации функций государства и как самостоятельная ветвь государственной власти вряд ли может быть сведена к простому исполнению предписаний, исходящих от законодательной власти и действий Президента Российской Федерации. Она, то есть исполнительная власть, в значительной степени связана с проявлением инициативы, становится весьма инициативной властью, выступающей творцом концепции и разработчиком политики, которая впоследствии представляется на одобрение Федерального Собрания Российской Федерации (законодательной власти). Оставаясь инициативной, исполнительная власть, так или иначе, остается ограниченной полномочиями Федерального Собрания - парламента Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
  Обобщая сказанное, следует отметить, что исполнительный метод исполнительной власти состоит (сводится) в (к) определении основных направлений для практического претворения в жизнь федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, форм оперативного руководства и управления сферами политического, экономического, социально-культурного обеспечения жизнедеятельности государства. В свою очередь, распорядительный метод исполнительной власти состоит в конкретном определении путей и средств, способных обеспечить выполнение норм Конституция Российской Федерации, предписаний федеральных законов, указов Президента Российской Федерации в целях эффективного оперативного управления делами государства и общества. Распорядительный метод исполнительной власти, в связи со сказанным, имеет подзаконный характер.
  Исполнительная власть реализуется через систему федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта система отличается значительными особенностями с точки зрения выполняемых функций, организационного строения системы государственных органов, форм их деятельности, характера и объема компетенций каждого звена системы органов исполнительной власти.
  В структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят:
  Правительство Российской Федерации;
  федеральные министерства;
  федеральные службы;
  федеральные агентства;
  Что такое судебная власть? Судебная власть как особая официально признанная властная деятельность по реализации специальной функции государства в системе разделения властей в Российской Федерации может быть охарактеризована как один из основных методов осуществления государством принадлежащих ему функций посредством четырех видов судопроизводства - конституционного, гражданского, административного и уголовного (ч. 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации), а также путем разрешения социальных конфликтов правового характера правовыми средствами.
  Место судебной власти в системе разделения властей в Российской Федерации определяется, тем, что она признается разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной властью.
  Самостоятельность судебной власти проявляется в том, что она:
  - в своей деятельности подчиняется только требованиям Конституции Российской Федерации и предписаниям федеральных законов;
  - самостоятельная и независима в вынесении судебных решений и приговоров, что обеспечивает стабильность приговоров и судебных решений, а также возможность самостоятельного исправления допущенных судебных ошибок;
  - действует при строгом соблюдении процессуальных правил на всех стадиях судопроизводства.
  Самостоятельность и независимость судебной власти подкрепляется также независимостью судей, присяжных, народных, арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия.
  В системе разделения властей Российской Федерации судебная власть, опираясь на Конституцию Российской Федерации, связана с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять в своей практической деятельности федеральные законы, акты Президента Россий- 300 ской Федераций и Правительства Российской Федерации. С другой стороны, судебной власти предоставлено право конституционного контроля и судебного контроля за соответствием федеральных законов требованиям Конституции Российской Федерации и за соответствием требований Конституции Российской Федерации и федеральным законам нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В случае, если нормативные правовые акты названных органов государственной власти и органов местного самоуправления будут признаны неконституционными или несоответствующими требованиям федеральных законов, соответствующие органы судебной власти обязаны дать правовую оценку содержащимся в тех или иных нормативных актах неконституционным или нарушающим требования федеральных законов положениям. Решение судебной власти служит основанием для пересмотра данных нормативных правовых актов и приведения их в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
  Тем самым, наряду с осуществлением тех полномочий, которые непосредственно связаны с осуществлением правосудия, вторая группа полномочий судебной власти - контрольные полномочия - служит своеобразным противовесом в отношениях с законодательной и исполнительной властью и способствует укреплению режима законности в государстве.
  В соответствии с ч. 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Одним из таких нормативных правовых актов является Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 5 апреля 2006 г.)
  В судебную систему Российской Федерации Федеральный конституционный закон включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации. В свою очередь, к федеральным судам Федеральный конституционный закон относит:
  Конституционный Суд Российской Федерации;
  Верховный Суд Российской Федерации;
  Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  иные федеральные суды, создание которых предусмотрено п. 3 статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г.).
  Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации Федеральным конституционным законом не предусмотрено и не допускает (п. 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации и п. 1 статьи 4 Федерального конституционного закона).
  В главе 7 «Судебная власть» Конституции Российской Федерации оказалась и прокуратура (статья 129). Однако Прокуратура Российской Федерации не может быть включена в качестве составной части или элемента в понятие «судебная власть». Прокуратура имеет совсем иные по сравнению с правосудием функциональное предназначение, структуру и формы деятельности. Онаа не вкладывается в рамки установленного Конституцией Российской Федерации разделения властей; не может быть отнесена ни к одной из конституционно определенных групп органов, являющихся органами государственной власти. Тем не менее это не означает, что прокуратура не является органом государственной власти.
  Прокуратура обладает всеми необходимыми признаками государственного органа, о чем конкретно сказано в ч. 1 статьи 1 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 24 мая 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями): «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система, осуществляющая от имени Российской Федерации (подч. - И.Б.) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
  Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
  Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Рос- 302 сийской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
  Президент Российской Федерации в системе разделения властей Российской Федерации. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации реализуется, как мы показали, соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием (Совет Федерации и Государственная Дума) Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и судами Российской Федерации. Вместе с тем статья 11 Конституции Российской Федерации к числу органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, относит и Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации, являясь органом государственной власти Российской Федерации, не входит ни в одну из трех традиционных (по Дж. Локку и Ш.-Л. Монтескье) ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную, хотя в соответствии с п. 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации - является главой государства.
  Источник президентской власти в Российской Федерации - многонациональный народ Российской Федерации. Избранный таким образом Президент Российской Федерации как глава государства получает мандат на осуществление государственной власти непосредственно от народа. В этом случае Президент Российской Федерации приобретает качества представителя народа, активного участника осуществления государственной власти от имени народа, что ставит его в положение органа государственной власти, управомоченного осуществлять одну из форм реализации народовластия посредством собственно президентской власти.
  Что такое президентская власть в Российской Федерации? Руководствуясь статьями 10 и 11, 80-93, 102, 103, 111, 117 и другими статьями Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что Президент Российской Федерации реализует особую инициативно-распорядительную государственную властную деятельность. И эта власть может быть названа инициативно-распорядительной президентской властью в Российской Федерации. Следовательно, Президент Российской Федерации - самостоятельный орган государственной власти Российской Федерации, а осуществляемая им государственно-властная деятельность реализуется посредством особой ветви государственной власти - президентской власти с присущими только этой ветви власти правовыми характеристиками.
  Инициативно-распорядительный характер президентской власти проявляется в ее способностях к самостоятельным активным действиям в процессе реализации задач и функций государства. При этом реализация установленных Конституцией Российской Федерации и определяемых федеральными законами полномочий Президента Российской Федерации как носителя и выразителя президентской власти предполагает возможность проявления инициативы, свободу выбора средств реализации того или иного властного действия применительно к особенностям конкретных органов государственной власти в системе разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), тех или иных характеристик развития субъектов Российской Федерации. В то же время целесообразность как структурный элемент в содержании инициативно-распорядительной президентской власти, наряду с возможностью проявления инициативы, свободы выбора средств реализации соответствующих властных полномочий и в действиях в процессе реализации президентской власти ограничена рамками Конституции Российской Федерации.
  Для решения общей для всего российского государства задачи, а также для упорядочения отношений между структурными подразделениями системы разделения властей, органы государственной власти используют особое и одновременно универсальное средство, которое в общей системе организации власти в государстве получило название руководство (синоним - право командовать, быть во главе чего-либо, кого-либо). Под руководством в данном случае понимают деятельность уполномоченного Конституцией Российской Федерации и федеральным законом органа по организации, обеспечению упорядоченного направления работы других органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  В этом случае для руководства в пределах президентской власти характерным является особый вид отношений политического руководства, которое в меньшей степени связано с реализацией специфических властных полномочий, но, в свою очередь, обеспечивает и усиливает авторитет президентской власти.
  Авторитет президентской власти порождает убежденность руководимого субъекта в справедливости властных велений руководителя, то есть совпадение воли подвластного субъекта с требованиями власти без каких-либо принудительных мер со стороны президентской власти (руководителя). Поэтому назначение инициативно-распорядительной и авторитетной президентской власти состоит в формировании таких установок (правовых и организационных) в поведении руководимых субъектов, которые бы выступали стимулятором добровольного восприятия руководства к действию. Вместе с тем авторитет в данном случае выступает в качестве особой формы принуждения и предполагает обязательное, хотя и добровольное, осознанное подчинение.
  К числу значимых свойств, характерных черт инициативно-распорядительной власти, придающих президентской власти специфическую функциональную направленность, следует отнести те, которые определены в п. 2-4 статьи 80 Конституции Российской Федерации. К особенностям президентской власти, ее содержанию, которые проявляются в процессе взаимодействия с законодательной, исполнительной, судебной властью, относится то, что на президентскую власть возлагается упорядочение регулирования и функционирования органов государственной власти Российской Федерации, входящих в систему разделения властей.
  Упорядочение регулирования и функционирования органов государственной власти Российской Федерации президентская власть осуществляет посредством:
  - определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, что возлагает на каждую из ветвей власти Российской Федерации, соответствующие ветви власти субъектов Российской Федерации обязанность принимать меры по их реализации и проведению в жизнь;
  - участия в осуществлении законодательной власти (реализация права законодательной инициативы), исполнительной власти (руководство работой Правительства Российской Федерации), судебной власти (решение кадровых вопросов);
  - устранения разногласия и споры, которые возникают между органами государственной власти Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации практически могут быть урегулированы и разрешены посредством разовых велений, запретов, предписаний, согласований и другими способами.
  Юридическими формами реализации президентской власти в Российской Федерации являются:
  - нормотворчество, результатом реализации которого являются президентские указы и распоряжения; при этом президентские нормативные указы обладают высшей юридической силой вслед за федеральными законами;
  - специальные индивидуальные и коллективные (в форме координационных, консультативных и иных структурных подразделений, создаваемых Президентом Российской Федерации) организационные и организационно-правовые формы, организационные и организационно-правовые методы. При этом в процессе руководства выделяются два этапа: постановка задачи и обеспечение ее выполнения.
  Таким образом, все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации создана, по существу, особая самостоятельная ветвь государственной власти во главе с Президентом Российской Федерации, которая становится доминирующей по отношению к законодательной, исполнительной и судебной власти в Российской Федерации. И эта власть представляет собой не что иное, как осуществление государственной власти в Российской Федерации в форме президентской власти, в которой достаточно четко проявляются и социальное назначение данной самостоятельной ветви власти, и особая по своему содержанию форма выражения - сила и воля, то есть особый механизм реализации государственной власти Российской Федерации.
  Следовательно, президентская власть в Российской Федерации представляет собой один из основных методов реализации функций государства, осуществляется гражданином - Российской Федерации, избранным главой государства, в форме инициативно-распорядительной государственно-властной деятельности посредством нормативного правового регулирования и специфических организационно-правовых форм и мето- 306 дов деятельности по предметам ведения и в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и определяемых федеральными законами.
  Взаимоотношения президентской власти и властей в системе их разделения характеризуются:
  во-первых, тем, что и президентская власть, и каждая из самостоятельных властей системы их разделения обусловлены одной причиной возникновения (становлением Российской Федерации в качестве демократического правового государства с республиканской формой правления);
  во-вторых, общностью властных свойств, предопределяемых, с одной стороны, идентичным их происхождением и условиями существования, а с другой - сходством в целях и задачах (дальнейшее развитие и создание в Российской Федерации демократического правового государства);
  в-третьих, взаимосвязью этих понятий, отражающих устойчивую сторону организации российского государства и общества, изменение которой налагает решающий отпечаток не только на форму власти российского государства, а тем самым и на форму самого российского государства, но и на все стороны государственно-властной деятельности, то есть, на обеспечение устойчивости конституционного строя Российской Федерации и его основ.
  Таким образом, в рассмотренном взаимодействии властей президентская власть в Российской Федерации, так или иначе, выступает в качестве ведущей, решающей властной стороны в системе разделения властей, своего рода руководимых ею, то есть президентской властью, не имеющей вертикали.
  Государственная власть в субъектах Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, что определено в ч. 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации. В свою очередь, в статье 77 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в соответствии с которым система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самими, но при условии соблюдения следующих требований:
  во-первых, соответствие основам конституционного строя Российской Федерации;
  во-вторых, соответствие общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом;
  в-третьих, в федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, а следовательно, и между государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Российской Федерации.
  Местное самоуправление в Российской Федерации. Согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, говоря о природе местного самоуправления, следует иметь в виду, что местное самоуправление представляет собой тот демократический правовой институт, который тесно примыкает к государственной власти, а органы местного самоуправления имеют многие черты и признаки государственно-властной структуры, о чем подробно будет сказано в VIII разделе учебного пособия.


 
© www.txtb.ru