Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1. Россия на пути к новому федеративному устройству

  12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, выражая волю народов РСФСР, принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР». Этим актом был провозглашен государственный суверенитет на всей территории РСФСР и была определена главная задача, стоящая перед высшим представительным органом государственной власти РСФСР: «...создание демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР» (подчеркнуто мною - И.Б.).
  Со времени принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР в жизни бывшего Союза ССР, да и в самом характере правового положения РСФСР, произошли значительные изменения. 25 декабря 1991 г. РСФСР получила новое название - Российская Федерация, а после внесения изменений в Конституцию РСФСР 1978 г. 21 апреля 1992 г. стала называться Российская Федерация - Россия.
  После прекращения деятельности Союза ССР, Российская Федерация становится самостоятельным суверенным государством, сохраняя свою федеративную форму государственного устройства.
  Так начался новый - третий этап развития Федеративного устройства современной России.
  Значительное место в развитии федеративного устройства России на начальной стадии третьего этапа принадлежит Федеративному Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти названных субъектов Федерации, который был подписан 31 марта 1992 года между Российской Федерацией и ее субъектами, то есть республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, а также автономными областями и автономными округами. Следовательно в основу построения новой Российской Федерации были положены национально-государственный, национально-территориальный и административно-территориальный принципы. Именно этот подход к определению субъектного состава Российской Федерации нашел свое закрепление в статье 5 Конституции Российской Федерации 1993 года.
  В части 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации сказано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
  Это свидетельствует о том, что Россия, во-первых, стала федерацией с разнопорядковыми субъектами, то есть сочетающей в себе принцип еще большего разнообразия субъектов - автономных государств, автономных национально-государственных образований и административно-территориальных единиц; во-вторых, особенностью Российской Федераций явилось и то, что она стала конституционно-договорной федерацией; в- третьих, в Конституции Российской Федерации провозглашается принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
  Принципы государственного устройства Российской Федерации.
  Эти принципы являются исходными началами национально-государственного, национально-территориального и административно-территориального устройства Российской Федерации. Они закреплены в части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации 1993 года.
  1. Государственная целостность Российской Федерации. Это означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное государство; ее субъекты не имеют права выхода из состава федерации. В Преамбуле Конституции Российской Федерации подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство.
  2. Единство системы государственной власти. Целостная, хотя и федеративная государственная организация, предполагает единую систему власти, что проявляется: в суверенитете Российской Федерации, в наличие федеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию; в верховенстве федеральной Конституции и федеральных законов. Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституция Российской Федерации определяет: во-первых, предметы исключительного ведения Российской Федерации, то есть круг тех вопросов, решения по которым принимают только органы государственной власти Федерации; во-вторых, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в-третьих, Конституция закрепляет право субъектов Российской Федерации самостоятельно принимать решения по вопросам, которые не отнесены к ведению Российской Федерации и не относятся к предметам их совместного ведения. При этом споры о компетенции между государственными органами Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.
  4. Принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение этого принципа подчеркнуто в Преамбуле Конституции Российской Федерации, где сказано, что Россия является многонациональным государством и ее федеративное устройство это отражает. Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматриваются как разнообразные формы национальной государственности, как форма осуществления нациями и народностями права на самоопределение. В настоящее время в составе Российской Федерации находятся 21 республика, одна автономная область и 3 автономных округа.
  5. Равноправие субъектов Российской Федерации. Этот принцип федеративного устройства России впервые получил закрепление в п. 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации 1993 г. в достаточно своеобразной форме. Во-первых, в равенстве их прав во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; во-вторых, в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции Российской Федерации; в-третьих, в равном представительстве всех субъектов в Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации. Имеющиеся различия в государственно-правовой организации субъектов не влияют на их равное положение в Федерации.

 
© www.txtb.ru