Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 6. Реализация конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина и человека в Российской Федерации

  Специфика юридической природы конституционных прав, свобод и обязанностей как элемента правового статуса обусловливается и особым порядком их исполнения и обеспечения.
  В статье 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы гражданина и человека являются непосредственно действующими. Однако основные права и свободы проявляют себя в качестве важнейшей формы выражения свободы личности только в процессе их реализации. Способы их реализации различны.
  Первым таким способом является реализация в рамках самого конституционного статуса, то есть без дополнительной их конкретизации и, более того, их реализация не связана с личным трудовым вкладом человека. Например, пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) и др.
  Второй способ - реализация основных прав, свобод и обязанностей путем конкретизации, когда объектами соответствующих прав являются такие блага, практическое использование которых ставится в прямую зависимость от тех или иных условий и обстоятельств, имеющих юридическое значение - достижение определенного возраста, личный трудовой вклад, состояние здоровья и др. Так, например, конституционное право на материальное обеспечение может быть реализовано лишь в строго установленных самой Конституцией случаях: возраст, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и в иных случаях, установленных законом.
  Завершает данный способ реализации «доведение» конституционного статуса до конкретной жизненной ситуации, то есть до необходимости оформить требуемые документы. А это означает, что реализация конкретного конституционного права обеспечивается нормами того или иного отраслевого законодательства, призванного создать простые, удобные и эффективные процедурно-правовые правила реализации конституционных прав, свобод и обязанностей, их защиты в административном и судебном порядке.
  Третий способ реализации конституционных прав, свобод и обязанностей обычно относят к гарантиям их осуществления.
  Под гарантиями основных прав, свобод и обязанностей следует понимать те условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и охрану для каждого гражданина и человека. Иначе говоря, гарантии - это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав, свобод и обязанностей.
  Правовые гарантии занимают особое место в ряду гарантий конституционных прав, свобод и обязанностей, что прямо подчеркивается в части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
  Юридические (правые) гарантии - это закрепленные в законодательстве средства, которые непосредственно обеспечивают правомерную реализацию и охрану прав и свобод гражданина и человека. К числу юридических гарантий следует отнести:
  во-первых, законодательство и другие нормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, в которых устанавливаются условия и средства осуществления конкретных основных прав, свобод и обязанностей;
  во-вторых, применение правовых норм в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, отдельных общественных объединений (например, профсоюзов), самих граждан.
  Юридические гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей закреплены в Конституции Российской Федерации. К их числу Конституция Российской Федерации относит:
  право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции);
  право на судебную защиту своих прав и свобод (часть 1 статьи 46 Конституции);
  право на юридическую помощь (ст. 48 Конституции); право гражданина на справедливое и гуманное судопроизводство (статьях 49, 50, части 1 статьи 51, части 1 статьи 54 и части 3 статьи 15 Конституции);
  право на возмещение вреда (ст. 53 Конституции); право на обращение в международные органы по защите прав человека и гражданина (часть 3 статьи 46 Конституции), то есть в такие органы, как Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.
  Уполномоченный по правам человека. Учреждение данного органа предусмотрено пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации.
  С конца XIX века в Скандинавии, а затем и в других странах, была введена должность народного представителя или, как его называют сейчас, «омбудсмена». Эта служба призвана защищать права человека прежде всего перед государством в лице его конкретного чиновника или целого ведомства. Должность «омбудсмена» не конкурирует ни с судом, ни с прокуратурой. Основной принцип этого института - поиск мирных решений в спорах между гражданином и государством, постепенная выработка доверительных отношений между ними и, соответственно, повышение авторитета власти, созданной для гарантий прав человека.
  В Российской Федерации правовое положение Уполномоченного по правам человека определено Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека».
  В статье 1 Федерального конституционного закона сказано, что должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
  На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседания Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
  Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем два срока подряд.
  Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не праве заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
  Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течении всего срока его полномочий.
  Основным направлением деятельности Уполномоченного является рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государствен- 190 ных служащих. При проведении проверок он вправе запрашивать все сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; получать соответствующие объяснения; проводить самостоятельные проверки деятельности государственных органов; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях.
  По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственных органов; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора суда. Эти и другие полномочия Уполномоченного закреплены ст.ст. 23, 29 и др. Федерального конституционного закона.
  Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
  В случае грубого или массового нарушения предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе:
  во-первых, выступать с докладом на очередном заседании Государственной Думы;
  во-вторых, обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, которые послужили основанием для проведения парламентского расследования;
  в-третьих, обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод граждан.
  При этом Уполномоченный вправе принимать участие в работе парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послужившим основанием для проведения парламентского расследования, а также и в проводимых парламентских слушаниях.
  Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (статья 17.2 Кодекса об административных правонарушениях).
  Ежегодные доклады Уполномоченного по итогам своей деятельности подлежат обязательному официальному опубликованию.


 
© www.txtb.ru