Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации

  Слово «гражданин» или «гражданство» имеет два основных значения. Прежде всего, оно имеет морально-политическое значение подобно слову «патриот». В этом смысле великий русский писатель Н.А. Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Здесь слово «гражданин» означает - «патриот», «верный сын своей Родины», «своего народа».
  Но есть и другое, юридическое понятие гражданства. С юридической точки зрения гражданство выступает: как форма связи физического лица с государством. Однако одни авторы считают эту связь чисто правовой, которая выступает в виде совокупности прав и обязанностей; в виде правовой принадлежности личности к определенному государству; в виде принадлежности, проявляющейся в правовой связи; другие подчеркивают не только правовой, но и политический характер связи между человеком и государством, что находит свое проявление в распространении всей полноты власти государства на граждан, в пользовании гражданами всеми правами, свободами и обязанностями.
  Иностранца от гражданина в этом случае отличает не только разный объем прав, свобод и обязанностей, но и сам характер связи, которая носит временный характер.
  А что такое подданство? Термином «подданство» обозначалась принадлежность лица к монарху, а в последующем - к монархическому государству. Если в феодальном государстве содержание этого термина связывалось с неограниченными правами монарха по отношению к своим подданным, то в настоящее время это понятие равнозначно понятию «гражданство» и - опять же - сохранилось в монархическом государстве.
  Развитие законодательства о гражданстве РСФСР, СССР и Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации возникло в результате победы Октябрьской революции 1917 года. В царской России, как монархическом государстве, признавался институт «подданства». Слово «гражданин» в официальном акте Советской власти впервые было введено 7 ноября 1917 года в Обращении Петроградского Военно-революционного комитета «К гражданам России». А спустя три дня, то есть 10 ноября 1917 года, ВЦИК и СНК утвердили Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Этим Декретом упразднялись все сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные учреждения и организации, все гражданские чины, существовавшие до революции в России. Уничтожая всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.). Декрет установил «...одно общее для всего населения России наименование - гражданин Российской Республики».
  Среди первых законов о гражданстве Российской Республики можно назвать Декрет ВЦИК от 1 апреля (19 марта) 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства», а также изданный в его развитие Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 года «О принятии иностранцев в Российское гражданство». 15 декабря 1921 года был принят Декрет ВЦИК и СНК «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей».
  Первые акты Советской власти, регулирующие гражданство, не ставили каких-либо ограничений политического или другого характера для иностранцев, желающих принять российское советское гражданство. Это находило свое проявление в том, что первые советские конституции и законодательные акты о гражданстве предоставляли все политические пра- 156 ва советских граждан иностранцам, проживающим на территории РСФСР для занятий трудовой деятельностью без эксплуатации наемного труда. За местными Советами - местными органами государственной власти - было признано право предоставлять таким лицам права советского российского гражданства.
  С образованием Союза ССР для граждан всех советских республик, вошедших в состав Союза ССР, было установлено единое союзное гражданство с сохранением их права иметь свое республиканское гражданство и право приема в гражданство. Однако законодательство в области союзного гражданства и прав иностранцев составляло предметы ведения Союза ССР.
  К законодательным актам Союза ССР следует отнести: Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.; Положение о гражданстве СССР от 13 июня 1930 г.; Положение о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931г. Каждый из этих актов составил важный шаг на пути формирования основ законодательства о советском гражданстве. Так, в Положении о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 года устанавливалось, что гражданин Союза ССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой он проживает; не признавался институт лиц без гражданства, все они считались гражданами СССР; не признавалось двойное гражданство. В Законе «О гражданстве СССР» от 19 августа 1938 года впервые было установлено, что гражданами СССР являются лица, состоявшие к 7 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке; впервые также вводилось понятие «лицо без гражданства».
  Новый закон о гражданстве Союза ССР был принят 1 декабря 1978 года. В своих основных позициях этот закон основывался на положениях Конституции СССР 1977 года. В нем также учитывались нормы международного права в области гражданства и прав человека. Достаточно подробно в Законе СССР регулировались вопросы возникновения и прекращения советского гражданства; все еще сохранялась возможность лишения советского гражданства.
  Закон о гражданстве Союза ССР от 23 мая 1990 года мало чем отличался от закона о гражданстве 1978 года. В нем в более развернутом виде регулировались вопросы, относящиеся к полномочиям органов, принимавших решения по вопросам гражданства.
  Первый Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» был принят Верховным Советом РСФСР 28 ноября 1991 года, который с изменениями 1993 и 1995 гг. действовал до вступления в силу 1 июля 2002 года Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», принятого 31 мая 2002 года.
  Принципы гражданства Российской Федерации. Природа такого сложного государственно-правового института как гражданство в полной мере выявляется при раскрытии принципов, которые объединяют его как определенное политико-правовое явление, обеспечивают единство всех сторон гражданства.
  1. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Это означает, что в Российской Федерации нет гражданства разных сортов, не существует деления граждан на «природных» и «натурализованных».
  2. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Это право гражданина Российской Федерации в настоящее время подкреплено соответствующими положениями, содержащимися в Федеральном законе от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с последующими и изменениями).
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменять его. Названный принцип является основополагающим новейшего российского законодательства о гражданстве, который учитывает соответствующие положения международно-правового законодательства.
  4. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Содержание этого принципа, закрепленного в п. 5 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года, воспроизводит положения п.1 статьи 61 Конституции Российской Федерации. Суть этого положения состоит в несвязанности российского гражданства с мерами наказания за противоправные действия.
  5. Гражданство как специфическая форма выражения государственного суверенитета. В качестве основного элемента принципа государственного суверенитета применительно к гражданству выступает принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, о чем сказано в статье 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года. Часть 2 статьи 7 устанавливает, что органы государственной власти Российской Федераций, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федераций, а также защищать их права и охраняемые законом интересы.
  6. Принцип двойного гражданства. Статья 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года предусматривает возможность приобретения гражданином Российской Федерации иного гражданства, что не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. На территории Российской Федерации такое лицо рассматривается только как гражданин Российской Федерации. Эти положения Федерального закона полностью соответствуют требованиям статьи 62 Конституции Российской Федерации. В части 2 статьи 62 Конституции указано, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  Двойное (множественное) гражданство является исключением из правила. Оно создает определенные неудобства как для человека, так и для государства, то есть страны пребывания и страны гражданства.
  7. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Понятно, что это положение Федерального закона направлено на сокращение контингента лиц без гражданства на территории государства, на упорядочение правового положения этой категории лиц, проживающих на территории России. Для этой категории лиц устанавливается упрощенный порядок приобретения статуса граждан России. Состояние безгражданства прекращается натурализацией, усыновлением (удочерением).


 
© www.txtb.ru