Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

  В статье 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено: «Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации».
  Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Это приводит к тому разнообразию наименований законодательных (представительных) органов государственной власти, которые нашли свое отражение в конституциях (уставах) соответствующих субъектов Российской Федерации.
  Наиболее распространенным наименованием законодательных (представительных) органов государственной власти в республиках в составе Российской Федерации являются Государственный Совет, Государственное Собрание, Законодательное Собрание, Народное Собрание. Отдельные республики именуют свои законодательные (представительные) органы государственной власти с учетом именно национальных традиций и собственной терминологии. Так, в Республике Бурятии, Республике Калмыкии - это Народный Хурал; Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея; Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан; Государственное Собрание (Ил Тумен) Республики Саха (Якутии). В краях и областях законодательные (представительные) органы государственной власти также отличаются особенностями в наименовании. Так, в Самарской области - это Губернская дума; в других субъектах - это Областная дума, Законодательное Собрание, Государственная дума. Некоторые субъекты сохранили прежние наименования: Совет народных депутатов (Алтайский край, Амурская область, Кемеровская и Орловская области); в Псковской области - Собрание депутатов; в Москве - Городская дума; Дума автономного округа - в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах; Собрание депутатов - в Ненецком автономном округе.
  Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Этим вызвано и различное количество депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в каждом субъекте Российской Федерации. Так, Парламент Республики Ингушетии состоит из 25 депутатов, Самарская Губернская Дума - 50 депутатов, , Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгеи - из 54 депутатов; Законодательное Собрание Пермского края — из 60 депутатов; Парламент Республики Татарстан - из 250 депутатов.
  По своей структуре законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются преимущественно однопалатными. Двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти сформированы в Республике Башкортостан (палата Представителей и палата Законодательная); Законодательное Собрание Кабардино-Балкарской республики состоит из Совета Представителей и Совета Республики; Законодательное Собрание Свердловской области - из Палаты Представителей и Областной думы и т.д.
  Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатами избираются граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, достигшие 21 г., имеющие право принимать участие в выборах. Выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся на основе сохраняющейся смешанной избирательной системы. Это означает, что одна половина (не менее 50 процентов) депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается на основе принципов мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам; вторая половина, также не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должна избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации таким путем должны избираться не менее 50 процентов депутатов одной из палат законодательного (представительного) органа государственной власти.
  Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, работающих на постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
  Организация работы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Работу законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации организуют их руководящие органы, которыми являются: председатель законодательного (представительного) органа государственной власти, его заместитель (заместители), избираемые палатой (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации) или самим законодательным (представительным) органом государственной власти, в однопалатном парламенте.
  Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
  Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В статье 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года, в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации достаточно подробно определены вопросы, отнесенные к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также его полномочия.
  К таким полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся:
  а) принятие конституции субъекта Российской Федерации и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации; принятие устава субъекта Российской Федерации и поправок к нему;
  б) наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  в) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
  г) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
  В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. определяется также круг вопросов, по которым законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать законы субъекта Российской Федерации.
  Законом субъекта Российской Федерации утверждаются:
  - бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  - бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;
  - заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации.
  Законами субъекта Российской Федерации устанавливаются:
  - налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
  - порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
  - порядок назначения и проведения референдумов субъекта Российской Федерации, а также порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  - в пределах полномочий, установленных федеральным законом, определяется порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;
  - административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;
  - система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
  Законами субъекта Российской Федерации могут регулироваться иные вопросы, отнесенные, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.
  Постановления законодательных (представительных) органов государственной власти могут быть приняты в следующих случаях:
  - принятия регламента законодательного (представительного) органа государственной власти и для решения вопросов внутреннего распорядка его деятельности;
  - оформления решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
  - назначения референдума субъекта Российской Федерации и даты выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  - утверждения соглашения об изменении границ субъекта Российской Федерации;
  - одобрения проекта договора о разграничении полномочий;
  - назначения на должность и освобождения от должности отдельных должностных лиц субъекта Российской Федерации и по некоторым другим вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации.
  Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, что отражается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации.
  Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которое обязано обнародовать закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование путем его подписания, либо отклонить закон в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта Россий- ской Федерации и не должен превышать четырнадцати дней. Законы субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации подлежат государственной защите на территории Российской Федерации.
  Вместе с тем правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию прокурором или его заместителем в установленном порядке. В свою очередь, Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  Порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 6 октября 1999 года полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случаях: во-первых, принятия соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о самороспуске в случаях, предусмотренных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации; во-вторых, роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом.
  В Федеральном законе предусмотрены также случаи роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации.
  Так, в частности, Президент Российской Федерации распускает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, если соответствующим судом установлено, что:
  - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам,
  - законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного судом срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Президент Российской Федерации выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом Российской Федерации предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда Президент Российской Федерации вносит в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Государственная дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть указанный проект федерального закона.
  В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня появления оснований для проведения повторных выборов.
  Статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 года с учетом дополнений, вне- 502 сенных в Федеральный закон от 6 октября 1999 года статьей 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти могут выполнять свою депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности, что устанавливается конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации.
  В течение срока своих полномочии депутат не может быть депутатом Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
  Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

 
© www.txtb.ru