Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 6. Возникновение, переход, приостановление и прекращение права лесопользования

  Субъективное право пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, включается в содержание лесных правоотношений. Лесные правоотношения, как и иные правоотношения могут возникать на основании юридических фактов, индивидуальных правовых актов и их сочетания - сложного юридического состава. Лесной кодекс РФ к основаниям возникновения права лесопользования относит:
  1) акты государственных органов;
  2) договоры;
  3) судебные решения;
  4) протокол лесного аукциона;
  5) лесорубочный билет, ордер, лесной билет.
  Право пользования участками лесного фонда возникает с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
  Акты государственных органов, как основание возникновения лесных правоотношений встречаются в лесопользовании нечасто. Так, например, осуществляется закрепление лесов, находящихся на землях обороны. Акт о передаче (приемке) лесов при этом будет служить основанием возникновения права пользования лесами обороны. Он утверждается совместным приказом федерального органа управления лесным хозяйством и федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны и удостоверяет закрепление лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
  Договоры лесопользования являются наиболее часто встречающимся основанием возникновения права лесопользования. К ним относятся договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда и договор концессии участка лесного фонда.
  Договор аренды участка лесного фонда заключается между лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством ( арендодатель) и лесопользователем ( арендатор). Предметом договора является предоставление арендодателем арендатору участка лесного фонда за плату на срок от 1 до 49 лет для лесопользования следующих видов:
  1) заготовка древесины;
  2) заготовка живицы;
  3) заготовка второстепенных лесных ресурсов ( пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
  4) побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, другие виды побочного лесопользования);
  5) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
  6) пользование участками лесного фонда для культурно оздоровительных, туристических и спортивных целей.
  Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством, или по результатам лесных конкурсов. При принятии решений о передаче участков лесного фонда в аренду должны учитываться интересы органов местного самоуправления и лесопользователей.
  Предоставление участков лесного фонда в аренду без проведения лесных конкурсов допускается на основании решений органов государственной власти субъектов Федерации на срок от 1 года до 5 лет отдельным лесопользователям. К ним относятся лесопользователи, длительное время осуществляющие лесопользование и имеющие необходимые средства для заготовки и переработки лесных ресурсов, а также сельскохозяйственные организации, расположенные на соответствующей территории.
  Участки лесного фонда отнесены ГК РФ к недвижимому имуществу, поэтому договор их аренды подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, и считается заключенным с момента такой регистрации.
  Существенными условиями договора аренды участков лесного фонда являются:
  1) стороны договора аренды;
  2) границы участка лесного фонда ( которые должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков, указаны в планово-картографических материалах);
  3) виды лесопользования;
  4) объемы (размеры) лесопользования;
  5) срок аренды;
  6) размер арендной платы и порядок ее внесения;
  7) права и обязанности сторон по лесопользованию, охране и воспроизводству участков лесного фонда;
  8) порядок оплаты проведенных арендатором лесохозяйственных работ;
  9) ответственность за нарушение договорных обязательств и порядок возмещения убытков;
  10) основания расторжения и изменения договора аренды.
  Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с арендой участков лесного фонда, осуществляется нормами лесного законодательства и, в части, им не противоречащей, гражданским законодательством РФ. В области арендных отношений законодатель воспроизводит нормативное положение Гражданского кодекса РФ, устанавливающее преимущественное право арендатора, выполняющего обязательства по договору аренды, на заключение договора аренды на новый срок по истечении срока договора аренды.
  Основания и порядок изменения условий договора аренды участков лесного фонда обусловлены спецификой лесных ресурсов. В дополнение к общим основаниям изменения условий договора, предусмотренных гражданским законодательством, Лесной кодекс РФ в качестве оснований называет также: изменение состояния лесного фонда в результате пожаров, ветровалов, повреждения леса вредителями и болезнями и других причин; изменение объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с проведением очередного лесоустройства; изменение правил или режима лесопользования; изъятие земель лесного фонда для государственных или иных нужд; отказ арендатора от пользования отдельными частями арендованного участка лесного фонда, а также от осуществления отдельных видов лесных пользований.
  В соответствии со ст.81 Лесного кодекса РФ деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию. В полной мере это относится и к аренде участков лесного фонда. Согласно ст.34 ЛК РФ арендатор должен иметь лицензию на осуществление лесопользования в соответствии с условиями договора (Приложение 4).
  Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается между лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством и лесопользователем. В соответствии с договором лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования, предусмотренных лесным законодательством РФ.
  Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
  Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации. Существенными условиями договора безвозмездного пользования участком лесного фонда являются:
  1) стороны договора;
  2) границы участка лесного фонда;
  3) срок договора;
  4) виды и объемы лесопользования;
  5) права и обязанности сторон по использованию, охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов;
  6) порядок возмещения убытков, возникших вследствие несоблюдения сторонами условий договора.
  Основаниями изменения условий договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, помимо предусмотренных гражданским законодательством, являются: изменение состояния лесного фонда в результате пожаров, ветровалов, повреждения леса вредителями и других аналогичных причин; изменение объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в связи с проведением очередного лесоустройства; изменение требований, порядка и режима лесопользования; изъятие части участка лесного фонда для государственных и иных нужд; отказ лесопользователя от пользования отдельными участками лесного фонда либо от осуществления отдельных видов лесопользования.
  Договор концессии участка лесного фонда заключается между Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти и лицами, признаваемые инвесторами по законодательству РФ. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования лесными ресурсами на участке лесного фонда в соответствии с условиями договора. По договору концессии обычно предоставляются в пользование неосвоенные участки лесного фонда, требующие значительных средств для их разработки.
  Договор концессии участка лесного фонда заключается в письменной форме по результатам проведенного конкурса ( аукциона) и подлежит государственной регистрации. Существенными условиями договора концессии участка лесного фонда являются:
  1) границы участка лесного фонда;
  2) виды лесопользования;
  3) объемы (размеры) лесопользования;
  4) срок концессии;
  5) обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов;
  6) порядок раздела добытых лесных ресурсов ( продукции) или предоставления услуг;
  7) виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей;
  8) обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.
  Лесорубочный билет, ордер, лесной билет являются основаниями возникновения права краткосрочного лесопользования. В краткосрочное пользование ( на срок до одного года) участки лесного фонда предоставляются по результатам лесного аукциона либо на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Без проведения лесных конкурсов право краткосрочного лесопользования могут получить лесопользователи для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных и других учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов, для сельскохозяйственных организаций и населения.
  Лесопользование допускается только при наличии лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета, лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Лесорубочный билет, ордер, лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. Лесорубочный билет, лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в договоре.
  Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право на осуществление только того вида лесопользования, который в них указан, в установленном объеме ( размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов, выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
  Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователь вправе заниматься отдельными видами заготовки и вывозкой древесины, заготовкой второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может отпускаться древесина на корню мелкими партиями для уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
  Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на побочное лесопользования выдается лесничеством, а на другие виды лесопользования - лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
  Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством для выполнения ими лесохозяйственных работ ( рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ) оформляют лесорубочный билет и лесной билет. Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю установлены федеральным органом управления лесным хозяйством (Приложение 5).
  Договоры аренды и концессии участков лесного фонда заключаются, а право краткосрочного лесопользования может предоставляться по результатам торгов или аукционов. Участки лесного фонда, предоставляемые в пользование на условиях договора аренды, выставляются на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а на условиях договора концессии - Правительством РФ.
  Лесные конкурсы и аукционы могут быть открытыми или закрытыми. В открытых лесных конкурсах и аукционах могут принимать участие любые физические и юридические лица - субъекты лесного права. В закрытых - только физические и юридические лица, получившие официальное приглашение конкурсной комиссии. Предметом лесного конкурса является право аренды или концессии участков лесного фонда, выставляемых на лесной конкурс (аукцион).
  О проведении открытого конкурса публикуется извещение в средствах массовой информации. Потенциальные участники закрытых лесных конкурсов ( аукционов) извещаются об их условиях путем рассылки официальных приглашений. Извещение о проведении лесного конкурса должно быть сделано не менее чем за 30 дней до его проведения.
  Участники лесных конкурсов и аукционов вносят задаток, величина и порядок внесения которого определяются их организатором. Задаток перечисляется путем безналичных расчетов, или предоставляется банковская гарантия. После проведения лесного конкурса ( аукциона) задатки возвращаются его участникам ( за исключением победителя). Организатор лесного конкурса (аукциона) и его победитель подписывают в день проведения лесного конкурса протокол о его результатах, который имеет силу договора. При уклонении победителя лесного конкурса от подписания протокола он утрачивает внесенный задаток. Организатор лесного конкурса, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю лесного конкурса убытки, причиненные ему участием в конкурсе, в части превышающей сумму задатка.
  Договор аренды участка лесного фонда должен быть подписан победителем лесного конкурса и соответствующим лесхозом (арендодателем) в течение двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения лесного конкурса и оформления протокола. Если одна из сторон уклоняется от заключения договора аренды участка лесного фонда, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
  По результатам лесного конкурса ( аукциона) составляется протокол, в котором, согласно ст.45 Лесного кодекса РФ, должны быть указаны: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы ( размеры) лесопользования; размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения, иные условия лесного аукциона (Приложение 6).
  Переход права лесопользования от одного лица к другому возможен в порядке универсального ( общего) правопреемства ( смерть гражданина - лесопользователя или реорганизация юридического лица - лесопользователя), либо на основании договора. В случае смерти гражданина - лесопользователя право пользования участком леса переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица - лесопользователя право лесопользования переходит к правопреемнику в порядке, установленном законодательством РФ. При переходе права лесопользования должна сохраняться цель использования лесных участков.
  Лицо, приобретающее право лесопользования в порядке правопреемства, должно обладать средствами, требуемыми для осуществления лесопользования, а при необходимости - и лицензией на занятие соответствующим видом деятельности. Оформление перехода права пользования участками леса оформляется путем внесения необходимых изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет. Переход права лесопользования не допускается, если оно основано на договоре концессии участка лесного фонда.
  Ограничение и приостановление права лесопользования, согласно ст.26 Лесного кодекса РФ, допускается в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан. Кроме этого, ограничение и приостановление права лесопользования допускается в случаях нарушения лесопользователем требований лесного законодательства либо невыполнения лесопользователем условий лесорубочного билета, ордера, лесного билета и условий лицензии. Устранение обстоятельств, послуживших основаниями ограничения или приостановления права пользования участками лесного фонда влечет восстановление права лесопользования в полном объеме.
  Прекращение права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в добровольном либо принудительном порядке. Право лесопользования прекращается при отказе лесопользователя от своего права, истечении срока лесопользования, а также в случае прекращения юридического лица и смерти гражданина - лесопользователя.
  Принудительное прекращение права лесопользования допускается по основаниям, предусмотренным ст. 28 Лесного кодекса РФ. К ним относятся:
  1) систематическое ( более двух раз) нарушение лесопользователем лесного законодательства РФ;
  2) аварии, стихийные бедствия и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер;
  3) систематическое, или более трех месяцев в течение года, невнесение лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;
  4) нарушение лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящим в лесной фонд, или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;
  5) невыполнение лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах;
  6) изъятие участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд.


 
© www.txtb.ru