Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2.4. Правовое регулирование пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации, не связанного с извлечением природных ресурсов

  Не связано с извлечением ресурсов недр континентального шельфа использование его участков для создания искусственных островов, установок и сооружений, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе могут создаваться для его регионального геологического изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа, проведения ресурсных и морских научных исследований, промысла, сохранения и защиты живых ресурсов континентального шельфа и в иных целях. Субъектами такой деятельности могут быть российские и иностранные физические и юридические лица, лица, являющиеся инвесторами в соответствии с законом РФ “ О соглашениях о разделе продукции”, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, иностранные государства и компетентные международные организации.
  Для обеспечения безопасности искусственных островов, установок и сооружений, а также судоходства в местах их расположения, не допускается их сооружение на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. В этих же целях вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, простирающиеся не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных объектов. Федеральный орган исполнительной власти по обороне, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе, определяет в этих зонах меры по обеспечению безопасности, информация о которых публикуется в “ Извещениях мореплавателям”. Также в “ Извещениях мореплавателям” публикуются сведения об удалении искусственных объектов с указанием глубины, географических координат, размеров объектов, которые удалены не полностью.
  В зависимости от целей эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, разрешения на их создание выдается в течение четырех месяцев со дня получения соответствующего запроса федеральными органами исполнительной власти: по природным ресурсам - для использования в целях использования ресурсов недр континентального шельфа; по рыболовству - в целях использования искусственных островов, установок и сооружений для промысла, сохранения и защиты живых ресурсов; по науке и технической политике - в целях использования искусственных островов, установок и сооружений для проведения морских научных исследований. Объекты, используемые федеральным органом исполнительной власти по обороне или федеральным органом по пограничной службе, возводятся по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
  Запрос на создание искусственных островов, установок и сооружений должен быть направлен в компетентный государственный орган не менее чем за шесть месяцев до начала работ и содержать: 1) сведения о заявителях и лицах, ответственных за создание, сооружение и использование искусственных островов, установок и сооружений; 2) цели и назначение создаваемых искусственных островов, установок, сооружений и их географические координаты; 3) данные о плавучих средствах, которые предполагается использовать при выполнении работ до созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений; 4) технологические методы и средства проектируемых работ; 5) сроки начала, окончания работ по сооружению и использованию искусственных островов, установок и сооружений; 6) описание экологических последствий и меры по их предупреждению или снижению возможного ущерба окружающей среде; 7) данные о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций.
  Согласно ст.19 ФЗ РФ “ О континентальном шельфе РФ” заявителю может быть отказано в выдаче разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений, если: 1) создается угроза безопасности РФ; 2) создание искусственных островов, установок и сооружений несовместимо с требованиями защиты минеральных или живых ресурсов; 3) искусственные острова, установки и сооружения ориентированы на заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые природные территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов; 4) искусственные острова, установки и сооружения имеют непосредственное значение для регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов; 5) информация, представленная в запросе, не соответствует целям и назначению создания искусственных островов, установок и сооружений или имеются обязательства, не выполненные перед Российской Федерацией, вытекающие из работ, осуществленных ранее заявителями.
  Лица, имеющие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, вправе владеть и пользоваться ими в соответствии с выданным разрешением без права передачи другим лицам. Основные обязанности владельцев искусственных островов, установок и сооружений:
  1) выполнять законодательство о континентальном шельфе и международные договоры РФ;
  2) обеспечивать безопасную эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений, ликвидировать покинутые или не используемые искусственные острова, установки и сооружения в установленные в разрешении сроки;
  3) обеспечивать свободный доступ на искусственные острова, установки и сооружения должностных лиц органов охраны;
  4) поддерживать связь с береговыми службами России и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший российский радиометеорологический центр оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений.
  Иностранные владельцы искусственных островов, установок и сооружений обязаны, кроме этого, обеспечить присутствие на них и беспрепятственный доступ в любые помещения представителей федеральных органов России, выдавших разрешения на их создание. Они также обязаны разместить и обеспечивать указанных должностных лиц наравне с собственным руководящим персоналом. Иностранные заявители, получившие разрешение на создание искусственных островов, установок и сооружений, могут начинать работы по их созданию и эксплуатации только в присутствии и под контролем российских представителей.
  Работы по созданию и эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, производимые с нарушениями федерального законодательства о континентальном шельфе, международных договоров РФ и условий разрешений на их строительство и эксплуатацию, могут быть приостановлены или прекращены по решению федеральных органов исполнительной власти, выдавших разрешение, или по решению должностных лиц органов охраны. Возобновление приостановленных или прекращенных работ допускается только после устранения допущенных нарушений.
  Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе Российской Федерации могут использоваться для разведки и разработки минеральных ресурсов, для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений и в иных целях, с их выводом или без вывода на территорию России. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляется российскими и иностранными заявителями в соответствии с нормами международного права, законодательства о континентальном шельфе и условиями разрешения на проведение таких работ, которое выдается на основании заявки заинтересованных лиц. Заявка рассматривается федеральным органом исполнительной власти по природным ресурсам, который согласовывает предлагаемую заявителем трассу прокладки подводных кабелей и трубопроводов с федеральными органами исполнительной власти (по обороне, по связи, по транспорту, по рыболовству, по науке и технической политике, по топливу и энергетике, а также федеральным органом по пограничной службе) и представляет Правительству РФ заключение о возможном прохождении трасс подводных кабелей и трубопроводов. Статья 22 ФЗ РФ “О континентальном шельфе РФ” прямо не указывает, какой государственный орган уполномочен выдавать разрешение на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе. Федеральный орган исполнительной власти по природным ресурсам лишь рассматривает заявку и согласовывает необходимые условия с другими государственными органами, представляя материалы и заключение по ним Правительству РФ. Такая конструкция указанной нормы позволяет предположить, что именно Правительство Российской Федерации, рассмотрев представленное заключение, вправе принять решение о выдаче разрешения на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе РФ.
  Положительное заключение о предполагаемых маршрутах прохождении трасс подводных кабелей и трубопроводов может быть положительным только в тех случаях, когда это не повлечет препятствий в осуществлении работ по региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и при условии обеспечения защиты и сохранения минеральных и живых ресурсов.
  О проложенных подводных кабелях и трубопроводах пользователи участков континентального шельфа обязаны сообщить федеральному органу исполнительной власти по обороне для опубликования в “ Извещениях мореплавателям”. Это обеспечивает международно-правовую защиту проложенных подводных кабелей и трубопроводов в соответствии с нормами международного права.
  Морские научные исследования, по определению законодателя - фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах. Они могут проводиться федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, российскими физическими и юридическими лицами; иностранными государствами, их физическими и юридическими лицами, компетентными международными организациями.
  Для получения права на проведение морских научных исследований российские заявители подают в федеральный орган исполнительной власти по науке и технической политике запрос не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала проведения морских научных исследований. Иностранные заявители направляют аналогичный запрос по дипломатическим каналам. Запрос должен содержать: информацию о характере, целях, методах и средствах заявленных морских научных исследований, их информацию о возможном воздействии на природные ресурсы; географические координаты районов проведения морских научных исследований, маршруты следования к ним и обратно; даты прибытия и ухода исследовательских судов или размещения и удаления научного оборудования; название учреждения, под руководством которого проводятся морские научные исследования и лице, ответственном за их проведение (начальнике экспедиции).
  Решения о выдаче разрешения на проведение морских научных исследований; об отказе в согласии на проведение морских научных исследований; о несоответствии информации характеру, целям и методам проведения морских научных исследований либо о необходимости предоставления дополнительной информации о планируемых морских научных исследованиях принимается федеральным органом исполнительной власти по науке и технической политике по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ( по использованию природных ресурсов, по рыболовству, по обороне, по пограничной службе, по службе безопасности, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а при необходимости и другими). При отсутствии в течение четырех месяцев разрешения на проведение морских научных исследований или иного уведомления иностранные заявители вправе приступать к проведению таких исследований в сроки, предусмотренные в запросе, но не ранее чем по истечении шести месяцев со дня направления запроса или дополнительных сведений. Компетентная международная организация, планирующая проведение морских научных исследований, в таких случаях вправе приступить к их осуществлению в соответствии с законодательством о континентальном шельфе и международными договорами Российской Федерации.
  Федеральный орган исполнительной власти по использованию природных ресурсов на основании ст.25 ФЗ РФ “ О континентальном шельфе РФ” вправе отказать в разрешении на проведение морских научных исследований, если они: 1) создают или могут создать угрозу безопасности Российской Федерации; 2) имеют непосредственное отношение к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке или разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов; 3) несовместимы с требованиями защиты морской среды, минеральных и живых ресурсов; 4) включают буровые работы на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду; 5) включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе; 6) создают помехи для деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе; 7) информация о их проведении является неточной или проводящий морские научные исследования заявитель имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, вытекающие из ранее проведенных морских научных исследований.
  В разрешении на проведение морских научных исследований не может быть отказано, если их проведение планируется на континентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, со ссылкой на ресурсные исследования, за исключением районов, в которых по объявлению Правительства РФ ведутся или будут вестись региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведка или разработка минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов. Информация о таких районах публикуется в “ Извещениях мореплавателям”.
  Заявители, получившие разрешение и осуществляющие проведение морских научных исследований, обязаны:
  1) выполнять законодательство о континентальном шельфе и международные договоры РФ;
  2) представлять федеральному органу исполнительной власти по науке и технической политике предварительные доклады и данные метеорологических и гидрологических наблюдений по мере их накопления, а окончательные сведения - по завершении исследований;
  3) незамедлительно информировать специально уполномоченный федеральный орган по науке и технической политике о любом изменении в морском научном исследовании;
  4) не создавать неоправданных помех для деятельности, проводимой Российской Федерацией в осуществлении своих суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе;
  5) удалять установки, сооружения и устройства по завершении морского научного исследования, если нет договоренности об ином.
  Иностранные заявители обязаны обеспечивать также участие в морских научных исследованиях представителей России, их доступ ко всем данным и образцам, полученным в ходе исследований, и передавать им данные, с которых можно сделать копии и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности.
  Исследовательские суда, летательные аппараты, установки и сооружения, проводящие морские научные исследования, обязаны поддерживать связь с береговыми службами РФ и передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативные данные метеорологических, гидрологических и аэрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации.
  Правом на использование данных, полученных в результате морских научных исследований, проводившихся российским заявителем, обладают Российская Федерация и заявитель, проводивший исследования. Окончательные результаты и заключения по завершении исследований направляются заявителем, проводившим морские научные исследования, в федеральный орган исполнительной власти по науке и технической политике для передачи в государственные фонды данных. Для иностранных заявителей, проводивших морские научные исследования, установлена дополнительная обязанность по обеспечению доступа международному сообществу ко всем результатам исследований. Исключения составляют данные, имеющие непосредственное отношение к региональному геологическому изучению континентального шельфа РФ, поиску, разведке или разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, которые могут быть опубликованы только с согласия Правительства Российской Федерации.
  Морские научные исследования, проводимые с нарушением законодательства РФ о континентальном шельфе и международных договоров Российской Федерации, могут быть приостановлены или прекращены по решению федерального органа исполнительной власти по науке и технической политике или органов охраны. Их возобновление допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и предоставления указанному органу или органу охраны, вынесшему решение о приостановлении морских научных исследований, гарантий недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
  Морские научные исследования подлежат прекращению, если они проводятся без надлежащего разрешения, либо в случае изменения программы исследований без согласования с федеральным органом исполнительной власти по науке и технической политике. Изменения программы считаются согласованными, если федеральный орган исполнительной власти по науке и технической политике, получив сообщение о предполагаемых изменениях, не сообщит в течение 45 дней со дня получения уведомления о своих возражениях.

 
© www.txtb.ru