Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



https://burenie-skvazhin-66.ru/prices - прайс лист на бурение скважин

2. Виды прав на землю и особенности правового режима земель для пользования недрами

  Земли для пользования недрами могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) или временном пользовании и аренде.
  Земли для пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных) предоставляются, как правило, на праве постоянного или временного пользования. При этом они могут быть изъяты у прежнего землепользователя или арендатора с возмещением убытков, включая упущенную выгоду, и потерь сельскохозяйственного производства.
  Первая особенность правового режима данных земель относится к основаниям возникновения прав на землю. Согласно ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса, предоставление предприятиям, учреждениям, организациям земельных участков для разработки полезных ископаемых производится после предоставления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных земельных участков. Таким образом, в дополнение к юридическим фактам, служащим основанием возникновения прав на земельный участок, необходимо совершить юридически значимые действия для получения в использование участка недр.
  Вторая особенность правового режима рассматриваемых земель относится к юридическому оформлению права землепользования. Дело в том, что границы земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, указываются не только в земельных документах, но и в лицензии на право пользования недрами.
  Третья особенность режима земель для пользования недрами связана с содержанием прав на эти земли. Собственник земли, землевладелец, землепользователь, являясь одновременно пользователем недр, имеет в силу этого дополнительные права. К ним относится прежде всего право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода.
  Одновременно субъекты земельных прав несут дополнительные обязанности. Они обязаны обеспечить, например, соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного воздействия работ, связанных с использованием недр (ст. 22 ЗК РФ).
  К объектам прав на недра относятся государственный фонд недр и участки недр в пределах границ Российской Федерации.
  В соответствии с Конституцией РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, т. е. провозглашено равенство всех форм собственности. Однако законодательство о недрах и в первую очередь его основной акт — Закон Российской Федерации “О недрах”— не воспринял принцип множественности форм собственности на природные ресурсы и их равной правовой защиты. Статьи 1, 2 Федерального закона от 3 марта 1995 г. № 21-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О недрах” закрепляет положение о том, что недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
  Право пользования недрами является производным от права собственности на недра. Это основной вид прав на недра. Других видов прав на недра — владение или аренду — Федеральный закон “О недрах” не предусматривает. Зато содержит норму о том, что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Предусмотрен лишь переход права пользования недрами другому субъекту и только юридическому лицу (ст. 17—1 Федерального закона “О недрах”).
  В зависимости от целей недра предоставляются в пользование для:
  1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на создание и ведение мониторинга природной среды, контроля за режимом подводных вод;
  2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое и иное значение;
  6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ст. 6 Федерального закона “О недрах”).
  Субъектами права пользования недрами могут быть юридические лица, граждане РФ и граждане иностранных государств, занимающиеся предпринимательской деятельностью, независимо от форм собственности, если законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.
  Пользователи недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых, торфа, пресных подземных вод, а также для строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м в пределах земельного участка, собственниками или владельцами которого они являются, могут быть любые юридические лица и граждане.
  Однако пользователями недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ могут быть только государственные предприятия.
  Федеральный закон “О недрах” (ст. 10) устанавливает сроки пользования недрами на определенный срок или без ограничения срока.
  На определенный срок недра предоставляются в пользование:
  — для геологического изучения — до 5 лет;
  — для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, — до 20 лет;
  — при совмещении указанных видов пользования — до 25 лет.
  Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
  Федеральный закон “О недрах” устанавливает следующий порядок пользования недрами. Во-первых, необходимо получить лицензию на пользование недрами. При этом допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
  Однако предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, и лишь после утверждения проекта работ по недропользованию. Таким образом, возникновение права на недропользование проходит по следующей схеме: вначале осуществляется отвод земельного участка на праве пользования им, затем разрабатывается и утверждается проект работ по недропользованию, после чего решается вопрос о выдаче лицензии на пользование недрами.
  Во-вторых, предоставляются лицензии на право пользования недрами, как правило, на основе проведения конкурсов или аукционов (ст. ст. 13, 14 Федерального закона “О недрах”).
  Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий, согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей природной среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, — с государственными органами управления экономикой.
  Выдача лицензии, как основание получения права пользования недрами, осуществляется чаще всего на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр (или его территориального подразделения) и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона. Иные случаи принятия решений о выдаче лицензий регламентирует ст. 10—1 Федерального закона “О недрах”.
  Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением на основании Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июня 1992 года.
  В-третьих, участки недр предоставляются пользователю в виде горного отвода или геологического отвода (ст. 7 Федерального закона “О недрах”).
  Горный отвод представляет собой участок недр (геометризи- рованный при помощи пространственных границ блок недр), предоставляемый в соответствии с лицензией для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов.
  Геологический отвод представляет участок недр, предоставляемый в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений).
  Следует заметить, что горный отвод в пределах континентального шельфа и морской исключительной зоны Российской Федерации осуществляется на основании Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России) и Федеральным горным и промышленным надзором России (Гостехнадзор России) от 25 марта 1999 г. № 18/241.
  Основания прекращения права пользования недрами можно разделить на две группы: обычные и досрочного прекращения (ст. 20 Федерального закона “О недрах”).
  К обычным относятся: истечение установленного в лицензии срока ее действия; отказ владельца лицензии от права пользования недрами; возникновение зафиксированного в лицензии условия, с наступлением которого прекращается право пользования недрами; переоформление лицензии с нарушением условий (при реорганизации предприятия).
  Основания досрочного прекращения, приостановления или ограничения прав на недра, в свою очередь, подразделяются на: а) нарушения; б) правомерные действия или события1.
  К числу нарушений, являющихся основаниями досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами, относятся: возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушение пользователем существенных условий лицензии; систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами; нарушение установленного срока, в течение которого пользователь не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
  Право недропользования может быть прекращено, приостановлено или ограничено в результате таких правомерных действий или событий, как возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.); ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; собственная инициатива владельца лицензии.
  Рассмотрим далее государственное регулирование отношений недропользования.
  Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений.
  Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
  К функциям государственного управления относятся:
  а) сбор и использование информации о недрах;
  б) государственный учет и государственная регистрация;
  в) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых;
  г) ведение государственного кадастра месторождений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых;
  д) государственный контроль и надзор.
  Порядок сбора и использования информации о недрах зависит от того, кто является ее собственником. По общему правилу, собственником такой информации является тот орган или лицо, за счет средств которого она была получена.
  Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условия их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.
  Геологическая информация, полученная за счет государственных средств, представляется по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.
  Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.
  Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
  Государственной экспертизе запасов полезных ископаемых подлежат запасы полезных ископаемых разведанных месторождений. Цель экспертизы — создание условий для рационального комплексного использования недр, определение платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставленных в пользование.
  Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Факт проведения указанной государственной экспертизы имеет правовое значение: только после ее проведения дается разрешение на предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых; ее заключение является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.
  Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Он включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого-эконо- мическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых (ст. 30 Федерального закона “О недрах”).
  Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, сведения о размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе их классификации.
  Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых составляют и ведут на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии и на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, установленном правительством Российской Федерации.
  Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр осуществляется в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
  Компетенция органов контроля и надзора определяется Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 132.
  В соответствии с указанным Положением государственный геологический контроль осуществляют Министерство природных ресурсов РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России, и другие контрольные органы.
  Так, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет государственный геологический контроль непосредственно либо через подразделение центрального аппарата министерства, ведающего вопросами государственного геологического контроля, и отделы государственного геологического контроля территориальных органов управления государственным фондом недр.
  Данное министерство осуществляет государственный геологический контроль во взаимодействии:
  1) с Госгортехнадзором России по вопросам:
  — достоверности и обоснованности представляемых недропользователями материалов для списания с учета предприятий запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи и неподтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах или разработке месторождений;
  — предотвращения самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
  2) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти — по вопросам соблюдения нормативных актов по порядку и условиям взимания платежей при пользовании недрами и целевому использованию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
  Что касается системы платежей за пользование недрами, случаев и порядка освобождения от них, распределения этих платежей, форм и порядка их взимания, эти вопросы регулируются ст. ст. 39—47 Федерального закона “О недрах”, а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами законодательства о недрах.
  Пользование недрами является платным, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом “О недрах”. Государственные органы субъектов РФ могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
  При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:
  1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
  2) платежи за пользование недрами;
  3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  4) акцизы.
  С пользователей недр взимаются платежи за право пользования недрами, а именно: за право на поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Они могут взиматься в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права.
  Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, соответствующие местные бюджеты.
  Так, в местные бюджеты поступают:
  — платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов;
  — платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  — часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
  В бюджеты субъекта Российской Федерации и в федеральный бюджет поступает часть платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты. Размеры платежей за добычу углеводородного сырья и других полезных ископаемых в их процентном отношении (в местный и другие бюджеты) определены ст. 42 Федерального закона “О недрах”.
  Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются с использователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых. Эти отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Средства фонда используются для финансирования региональных, геолого-съемочных, научно-исследовательских и других работ, связанных с геологическим изучением недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
  Сбор за выдачу лицензии на право пользования недрами взимается государственным органом, выдающим лицензию. Размер сбора определяют исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование недрами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии.
  Акцизный сбор может вводиться специальным нормативным актом правительства РФ на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками.
  Следует отметить, что формы внесения платы за пользование недрами могут быть не только в виде денежных платежей, но в виде части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователями недр; выполнения работ или предоставления услуг; а также зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Федерации, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.
  Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами.
  Специфика земель, предназначенных для добычи полезных ископаемых, заключается в том, что, временно изменяя их целевое назначение, недропользователь обязан по окончании работ вернуть землям их прежнюю категорию. Для этого проводится рекультивация, то есть комплекс мер по восстановлению нарушенных земель.
  При получении недропользователем лицензии в представленных им соответствующих документах должен содержаться проект рекультивации земельного участка. Именно на этом этапе — начале проектно-изыскательских работ — определяются уже и сроки проведения рекультивации.
  Отношения по рекультивации нарушенных земель регулируются постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы” и “Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя земли” от 22 декабря 1995 г. № 525/67, утвержденными приказом Министерства охраны окружающей природной среды и природных ресурсов и Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
  Эти нормативные акты определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, должностными и физическими лицами, в том числе и иностранными юридическими и физическими лицами.
  Рекультивация осуществляется для восстановления нарушенных земель для сельскохозяйственных, водохозяйственных, лесохозяйственных, строительных, рекреакционных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
  “Основные положения о рекультивации...” предусматривают два этапа рекультивации — технический и биологический. Технический этап включает нанесение плодородного слоя почвы, устройство мелиоративных сооружений, захоронение токсичных пород и т. д. Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, т. е. посадку зеленых насаждений, облесение, восстановление биологического равновесия на нарушенных землях.
  Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования, порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются местной администрацией совместно с территориальным подразделением Государственного комитета по земельной политике.
  Стоит отметить, что рекультивационные работы капиталоемкие, поскольку включают затраты на различные технические процедуры (засыпку и планировку шахт, химическую мелиорацию токсичных пород, ликвидацию послеосадочных явлений и т. д.) и на проведение государственной экологической экспертизы, на деятельность комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель и т. п.
  По завершении рекультивационных работ недропользователь в письменном виде извещает Постоянную комиссию по вопросам рекультивации земель, состоящую из представителей землеустроительных, природоохранных, водохозяйственных, лесохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных, финансово-кредитных и других заинтересованных органов. К извещению прилагается пакет документов, на основе которых Постоянная комиссия на месте проверяет качество проведения рекультивации и принимает восстановленные земли. Приемка- передача рекультивированных земель Постоянной комиссией осуществляется в месячный срок после поступления письменного извещения и оформляется актом приемки-сдачи.
  Кроме рекультивации земель предусматривается также ликвидация и (или) консервация опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами. В соответствии с Федеральным законом РФ “О недрах”, Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации”, от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июня 1999 г. № 33 утверждена Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами. Инструкция устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации — также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации.
  За дату начала технических работ по ликвидации или консервации объекта принимается дата утверждения комиссии по технической ликвидации или консервации объекта.
  Ликвидация или консервация объекта производится по специальному проекту проведения этих работ, с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.

Библиографический список

  Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. (В ред. Законов РФ от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.) Ст. ст. 52—53, 83, 88.
  Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. “Об иностранных инвестициях в РСФСР” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008.
  Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
  Федеральный закон от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ “О недрах” // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823. (В новой редакции.)
  Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ “О континентальном шельфе Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ “Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции” // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3584.
  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
  Положение о порядке лицензирования пользования недрами. Утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1917.
  Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 10. Ст. 77.
  Положение о Министерстве природных ресурсов. Утверждено постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 21. Ст. 2483.
  Постановление Правительства от 2 февраля 1998 г. № 132 “Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 756.
  Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Утверждены приказом Министерства охраны окружающей природной среды и природных ресурсов от 22 декабря 1995 г. № 525/67 и Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству.
  Инструкция по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Утверждена постановлением Министерства природных ресурсов РФ и Госгортехнадзором России от 25 марта 1999 г. № 18/24 // Российская газета. 1999. 16 июня.
  Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами. Утверждена постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июня 1999 г. № 33 // Российская газета. 1999. 24 авг.
  Земельное право России: Учебник по специальности “Правоведение“ / Под ред. В. В. Петрова; М.: Зерцало, 1997. 300 с.


 
© www.txtb.ru