Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1. Общая характеристика правового режима земель промышленности, транспорта и иного специального назначения

  В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляются новые формы целевого использования земель, неизвестные ранее в сфере землепользования. Так, если в 20-х годах земельному законодательству страны не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном и космического обеспечения, то современное законодательство содержит упоминание о нем; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.
  Земельный кодекс РФ 1991 г. (разд. V) различает земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, которые выделяются государственными или муниципальными органами предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.
  В ранее действующем законодательстве эта категория земель именовалась “земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения”.
  Сравнив понятие этой категории по новому законодательству с тем, как оно было определено ранее, А. К. Голиченков отметил три особенности.
  Первая состоит в том, что законодатель выделяет новые виды земель, такие, как земли связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны.Объясняется это развитием перечисленных видов деятельности и возникшей в связи с этим потребностью в специальном правовом регулировании на законодательном уровне использования необходимых для них земельных участков, а также общими процессами открытости общества, гласности.
  Вторая особенность состоит в том, что в категорию земель промышленности и иного назначения не включены, как это было ранее, земли курортов и заповедников. Они выделены в качестве самостоятельных видов земель в рамках иной категории земельного фонда Российской Федерации — земель особо охраняемых территорий и объектов.
  Третья особенность заключается в том, что вместо понятия “земли иного несельскохозяйственного назначения” употреблено понятие “земли иного назначения”. Тем самым убран акцент на несельскохозяйственный характер использования данных земель, поскольку в отдельных случаях они могут временно использоваться и для сельскохозяйственных целей.
  Б. В. Ерофеев, считая, что наука земельного права в целях облегчения использования многочисленной терминологии данной категории земель разработала удачный термин “земли специального назначения”, называет эту категорию земель “землями несельскохозяйственного специального назначения”.
  Мы же будем рассматривать эту категорию земель, как земли специального назначения.
  Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать особую, целостную систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.
  На правовой режим рассматриваемой категории земель влияют следующие обстоятельства:
  а) объект, под который предоставлена земля для решения специальных задач (ст. 83 ЗК РФ): промышленности, транспорта, связи, радиовещания и др;
  б) правовой статус субъектов, использующих земельный участок. Например, если использование земель осуществляет железнодорожная транспортная организация, то порядок использования земли урегулирован не только действующим земельным законодательством, но и специальным, распространяющимся на данных субъектов. Использование подъездных железнодорожных путей, к примеру, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 августа 1995 г. № 15Э-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте” и др.;
  в) особенности земель, на которые распространяется установленный правовой режим для таких земель. Если, к примеру, под земли железнодорожного транспорта предоставлена холмистая местность, по низине которой проходит железнодорожная ветка, то в целях предотвращения снежных заносов землепользователи вправе осуществлять в зимнее время специальное ограждение для снегозадержания. Подобное ограждение нельзя делать на возвышенных местах, поскольку это будет необоснованным препятствием для переходов и переездов людей;
  г) обстановка, которая сложилась в данной местности. Так, при возникновении в данной местности чрезвычайной экологической ситуации осуществляется прекращение или приостановление деятельности различных объектов, если они отрицательно или неблагоприятно влияют на окружающую среду, на здоровье человека и на его генетический фонд; при придании данной местности статуса зоны экологического бедствия допускается лишь деятельность тех объектов, которая связана с обслуживанием проживающего на данной территории населения (железнодорожный, автомобильный транспорт), деятельность же остальных приостанавливается и т. п.
  Содержание прав и обязанностей субъектов на всех землях специального назначения сводятся к следующему.
  1. Строго целевое использование данных земельных участков. Эти земли нельзя использовать, к примеру, для жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отношения к обороне.
  Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, предусмотренные земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право использовать для сенокошения полосы отвода железных дорог; право отвода в полосах железных дорог служебных наделов.
  2. Рациональное использование земельных участков, выражающееся в том, что:
  а) при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под возводимый объект, которая достигается путем:
  — введения нормативов (норм отвода) для типичных объектов, например, размер полос отвода для автомобильных и железных дорог;
  — технико-экономическим обоснованием размеров отвода в проектной документации, где делается расчет рациональной потребности в земельной площади;
  б) при организации территории должно обеспечиваться рациональное размещение элементов соответствующего объекта, обеспечивающее обязательное условие охраны труда (ст. 140 Кодекса законов о труде РФ);
  в) каждый субъект земельных правоотношений, которому предоставлены земли специального назначения, обязан осуществлять их благоустройство, озеленение и другие мероприятия.
  3. Охрана земель сельскохозяйственного назначения. Каждый объект, возводимый на землях специального назначения, должен отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйственного производства, поскольку значительная часть этих земель расположена в сельской местности. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов (ст. 44 Закона об охране окружающей природной среды).
  Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для специальных нужд, при котором соблюдаются следующие правила:
  а) пригодные для нужд сельского хозяйства земли должны отводиться в первую очередь в сельскохозяйственное использование, а для специального использования должны отводиться земли либо непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества;
  б) неиспользуемые земли специального назначения субъекты данного вида землепользования могут передавать гражданам и сельскохозяйственным организациям во временное пользование. Иначе говоря, даже при изъятии земель сельскохозяйственного назначения закон предоставляет возможность обеспечивать приоритет сельскохозяйственных целей при любых возможностях для этого, которые возникают в ходе хозяйственной эксплуатации земель.
  Охрана самих объектов, для которых отведены земли специального назначения, от нарушений со стороны соседствующих объектов и соседних землепользователей. С этой целью применяется введение охранительных зон со специальным режимом, которые:
  а) остаются в границах прежних пользователей, находящихся по соседству, не подлежат изъятию у них;
  б) наделяются особым режимом использования, направленным на обеспечение нормальной уставной производственно-хозяйственной деятельности объектов, находящихся на землях специального назначения;
  в) служат своего рода “буфером”, предотвращающим отрицательное воздействие как от соседних землепользователей на земли специального назначения, так и в обратном направлении. Например, полосы отвода автомобильных дорог не только обеспечивают отдаление сельскохозяйственной деятельности на соседних полях от дороги, гарантируя безопасность движения на ней (от пасущегося скота, к примеру), но и обеспечивают экологическую безопасность для сельского хозяйства (травяной покров вблизи дорог заражен вредными веществами и не должен использоваться для сенокошения)1.
  Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользований, действует в каждом из этих видов землепользований в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, транспорта, связи и др.
  Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.

 
© www.txtb.ru