Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Современная земельная реформа

  С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит радикальное изменение отношений собственности. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" Российская Федерация заявила о суверенном правовом регулировании земельных отношений и отношений по природопользованию только российским законодательством и законодательством входящих в нее республик.
  С принятием Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. “О собственности в РСФСР” были реформированы отношения собственности на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей и др.
  Изменились производственные отношения. С введением Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности” гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.
  Одновременно были созданы условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.
  Производители сельскохозяйственной продукции включены в отношения земельной собственности. Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов, могут передаваться в коллективную собственность — совместную или долевую; установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельского хозяйства, в собственность; предоставлена возможность создания и ведения фермерского хозяйства и т. п.
  Создан экономико-правовой механизм приватизации земельных участков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья; Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем) и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельпрод) обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовывать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства; за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу.
  Обеспечено свободное хозяйствование на земле. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Предусмотрена судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных вмешательством.
  Устранено монополистическое давление на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений. Так, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещено навязывать контрагенту кабальные условия договоров на поставку сельхозпродукции. За такие действия установлены различные виды ответственности.
  Введена платность землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель и через земельную плату. В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель — экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот и т. п.
  Придан приоритетный правовой статус сельскохозяйственному использованию земель, что достигается:
  — законодательным закреплением приоритетного обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами. Так, в ст. 1 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. “О социальном развитии села” провозглашено: “Государство гарантирует приоритетность развития села экономической, правовой и социальной политикой”;
  — реорганизацией структур и методов регулирования сельского хозяйства и использования сельскохозяйственных угодий. Например, на место централизованного управления сферой сельскохозяйственного производства приходит “...использование определяемых государством мер экономического регулирования... для управления государственным агропромышленным комплексом РФ”;
  — обеспечением возможности реорганизации предприятий сельского хозяйства, приходящих в упадок. Всем колхозам и совхозам было дано указание привести свой правовой статус в соответствие с законодательством; создаются условия для приватизации их земель и имущества; определен порядок работы комиссий по приватизации, которые в несостоятельных хозяйствах играют роль ликвидационных комиссий.
  Устранена несправедливость и неправомерность действий социалистического государства, допущенных в ходе принудительной коллективизации крестьянства, при которой земли крестьян фактически были изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы.
  Во избежание трудноразрешимых споров, которые могут возникнуть в ходе приватизации земли и имущества реорганизуемых совхозов, установлено, что возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается. Они могут получить землю в собственность на общих основаниях.
  Создан эколого-правовой механизм охраны и рационального использования земель. В земельном законодательстве впервые появляются такие новые экологические понятия, как “экологическая безопасность”, “экологическая обстановка на территории”, “благоприятная экологическая среда”, “экологический правопорядок”.
  Принят ряд правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции, поскольку эта проблема обрела остроту в связи с неправильным использованием агрохимикатов в сельском хозяйстве. В частности, осуществляется стимулирование производства экологически чистой продукции, устанавливается финансовая и другая ответственность главы крестьянского хозяйства за умышленную продажу экологически грязной продукции (ст. 34 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).
  Разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель: приостановка хозяйственной деятельности предприятия, нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений; реорганизация предприятий, деятельность которых может вызвать экологические последствия, затрагивающие интересы территории; введение экологических требований в сельском хозяйстве и т. п.
  Земельное законодательство дополнено новыми категориями земель, не знакомыми прежнему законодательству: природоохранного, историко-культурного, рекреационного значения и др.
  Усилена ответственность за нарушение земельного законодательства: повышаются административные санкции; субъектами административной ответственности за нарушение земельного законодательства становятся и юридические лица; расширяется круг лиц, применяющих административные взыскания к виновным нарушителям. Так, дополнительно к административным комиссиям право наложения штрафов предоставлено Гос- комзему и Госкомприроды РФ.
  Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе за местными органами самоуправления закрепляются права по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан и организаций; формируется специальный фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цены земли.
  На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель — закрепление их в собственность, пользование, предоставление аренды гражданам и организациям в соответствии с законодательством.
  Период девяностых годов можно назвать периодом бурного законотворчества; объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные моменты превышал возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 г. первой (Общей) части нового ГК РФ, которая имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений.

Библиографический список

  Декрет “О земле”, принятый Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917 // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 3.
  Декрет ВЦИК РСФСР от 19 февраля 1918 г. “О социализации земли” // СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 346.
  Земельный кодекс РФСР. Утвержден постановлением ВЦИК РСФСР от 30 октября 1922 года // СУ РСФСР. 1922. № 68. Ст. 901.
  Ленинский декрет “О земле” и современность. М.: Наука, 1970. 384 с.
  Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М.: Просвещение, 1968. 368 с.
  Российское законодательство Х—ХХ вв. Документы крестьянской реформы: В 9 т. М.: Юрид. лит., 1989. Т. 7. 400 с.

 
© www.txtb.ru