Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2. Принципы и система земельного права

  В основе содержания и структуры земельного права лежат понятия, составляющие его принципы и определяющие направленность.
  Принципы земельного права характеризуются следующими признаками.
  1. Они являются руководящим началом в нормативно-правовом регулировании земельных отношений, им не могут противоречить “рядовые” нормы земельного права. Так, недопустимо отводить под несельскохозяйственные нужды земли, являющиеся ценными сельскохозяйственными угодьями.
  2. В самых общих чертах система принципов земельного права является микросистемой, схемой права, подобно тому, как у любого организма в природе или технике имеется своя микросхема.
  3. Среди принципов земельного права также имеется иерархия, в которой одни принципы занимают вышестоящее положение по отношению к остальным. Например, принцип обеспечения благополучной экологической среды является главенствующим по отношению к принципу рационального использования земель.
  4. Система принципов динамична, по мере развития правовой системы появляются новые принципы, уходят в прошлое старые (принцип бесплатного землепользования).
  В существующую систему принципов земельного права входят общеправовые (конституционные) принципы и отраслевые, присущие только земельному праву. Последние делятся на принципы общей и особенной частей земельного права.
  Объективно обусловленные характером земельных отношений отраслевые принципы земельного права не являются постоянными и претерпевают существенные изменения в соответствии с преобразованиями, происходящими в земельном строе России.
  Рассмотрим принципы общей части земельного права.
  1. Принцип приоритета экологического благополучия окружающей среды в данном регионе при использовании земель:
  а) создание условий для поддержания устойчивых ландшафтов и охрана земель является главной целью землеустройства. Ей подчинены все задачи благоустройства: разработка схем землеустройства, разработка проектов освоения новых земель, установление территорий с особым режимом пользования и т. п.;
  б) использование земли способами, нарушающими экологическую обстановку территории, эксплуатация земельного участка, приводящая к снижению плодородия почв, ухудшению экологической ситуации, являются основаниями для изъятия этого участка;
  в) при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также при внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель и окружающей среды, обязательно должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды;
  г) непрерывно осуществляется мониторинг земель, представляющих собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда, для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
  2. Принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, и защита прав человека:
  а) земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
  б) не допускается продажа земли в собственность или пожизненное наследуемое владение иностранным гражданам;
  в) приобретение земельных участков в собственность осуществляется лишь в порядке, предусмотренном законом;
  г) в интересах охраны здоровья человека устанавливается право каждого гражданина РФ на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), определяются нормативы ПДК вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ в почве.
  3. Принцип целевого использования земель:
  а) земли РФ подразделяются на семь категорий по их основному целевому назначению;
  б) внутри категорий земель происходит подразделение их по угодьям;
  в) земельная территория, установленная в порядке землеустройства, ее организация обязательны для собственников земли, землевладельцев и землепользователей;
  г) устанавливаются дополнительные правила, возникающие из соседства режимов землепользователей (сервитуты, водоохранные зоны рек).
  4. Принцип устойчивости прав на землю:
  а) гражданам гарантируется право на получение земельных участков и на судебное обжалование отказа в предоставлении этого участка;
  б) в законе дан исчерпывающий перечень оснований изъятия земельных участков у собственника, землевладельца, землепользователя и арендатора (гл. 4 и 5 ЗК РФ);
  в) свобода хозяйственной деятельности гарантируется принятием определенного перечня прав и обязанностей по хозяйственной эксплуатации земель, закреплением положений о недопустимости вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия без оснований, определенных законом.
  5. Принцип равноправного положения всех форм земельной собственности и всех форм хозяйственной эксплуатации угодий:
  а) отсутствие господства каких-либо форм собственности или хозяйствования над другими;
  б) выравнивание экономико-правовым способом хозяйственной эксплуатации земель путем освобождения от платы за землю лиц, осваивающих ее или восстанавливающих нарушенные не по их вине угодья (ст. 106 ЗК РФ), установление дифференцированных земельных налогов в зависимости от качества угодий.
  6. Принцип платного использования земель, являющийся обязательным условием эффективной их эксплуатации. В соответствии с Законом РСФСР от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” с изменениями и дополнениями использование земли в РФ является платным.
  7. Принцип рационального использования земель проявляется в их эффективной эксплуатации при одновременном повышении качества. Содержание данного принципа различно для разных категорий земель: при использовании земель сельскохозяйственного назначения он выражается в максимальном получении урожаев при надлежащем качестве продукции, систематическом повышении плодородия земель; при использовании земель несельскохозяйственного назначения — в максимальной экономии земельных участков, в размещении объектов на угодьях наиболее выгодным способом и т. д.
  8. Принцип комплексного подхода в использовании земель:
  а) при решении вопросов предоставления, передачи (продажи) земли в собственность, землевладение, землепользование или аренду должны учитываться экологические, экономические и социальные последствия такого отвода, перспективы использования данной территории и ее недр;
  б) деятельность всякого пользователя земли, нарушающая установленный законом режим природопользования, может быть приостановлена в порядке, определенном законодательством, до устранения допущенных нарушений.
  9. Принцип плановости в использовании земель. Планирование осуществляют:
  а) органы местного самоуправления, которые обязаны планировать использование земли, разрабатывать программы по рациональному их использованию, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
  б) землепользователи, землевладельцы, собственники и другие субъекты земельных правоотношений, ведущие хозяйствование на земле;
  в) землеустроительные органы, обязанные разрабатывать прогнозы, федеральные и региональные программы и схемы использования и охраны земельных ресурсов и схемы землеустройства.
  10. Принцип подконтрольности государству использования и охраны земель, поскольку:
  а) соблюдение земельного законодательства подконтрольно государству в отношении всех субъектов земельных правоотношений;
  б) установлена специальная процедура, в рамках которой осуществляется государственный земельный контроль;
  в) своевременное представление сведений о состоянии и использовании земель является обязанностью каждого собственника земельного участка и других субъектов земельных отношений;
  г) государству подконтрольна хозяйственная деятельность любого предприятия, в том числе связанная с использованием земель.
  По мнению Е. Н. Колотинской, к основным относятся следующие принципы земельного права: 1) множественности и правового равенства форм собственности на землю (ст. 9 Конституции РФ); 2) нахождения земли в гражданском обороте (ст. 36 Конституции РФ); 3) государственного управления землями;
  4) пользования земли на основе права частной, общей долевой, общей совместной собственности, аренды земельного участка;
  5) закрепляющий право самостоятельно хозяйствовать на земле, и принцип равенства всех субъектов, осуществляющих использование земли, судебную защиту права на земельный участок и на возмещение вреда и убытков, причиненных изъятием земель для государственных и общественных нужд;
  6) рационального использования земель;
  7) целевого характера использования земель и устойчивости права на землю;
  8) платности использования земли;
  9) экологизации земельного права.
  Каково же отношение земельного права со смежными отраслями? Являясь составной частью национальной правовой системы России, земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями права. Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.
  1. От конституционного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования конституционного права.
  2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное право отличается тем, что, хотя в нем и присутствуют отношения субординации, они касаются лишь регулирования узкого круга земельных отношений, за пределами которых соподчиненность прекращается (после отвода участка земли).
  3. Отграничение гражданского права от земельного состоит в том, что объектом второго является земля, а не какое-то другое имущество. Если обычное имущество представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля — естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию.
  4. От финансового права отличие земельного права заключается в том, что, если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов.
  5. От экологического права земельное отличается тем, что, если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования.
  6. От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго — земельный распорядок.
  Под системой отрасли земельного права понимается совокупность земельно-правовых институтов, каждый из которых состоит из группы земельно-правовых норм, регулирующих однородные, земельные отношения.
  Каждый отдельный правовой институт в зависимости от его соподчиненности с другими институтами и роли в регулирова нии земельных отношений располагается в системе отрасли земельного права в определенной последовательности.
  Институты, содержащие отправные, общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений, составляют в совокупности общую часть земельного права, состоящую из институтов права собственности на землю, государственного управления земельным фондом, права пользования землей, охраны и воспроизводства земельных ресурсов, ответственности за нарушение земельного законодательства.

Библиографический список

  Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 9.
  Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. (В ред. Законов РФ от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.)
  Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
  Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.
  Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г. В. Чубукова; М.: Новый Юрист, 1998. 544 с.
  Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 1997. 408 с.
  Земельное право России: Учебник по специальности “Правоведение” / Под ред. В. В. Петрова; М.: Зерцало, 1997. 300 с.
  Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова; М.: Норма-Инфра, 1999. 400 с.


 
© www.txtb.ru