Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. Классификация и функции переговоров

  Под классификацией мы будем понимать общепринятое в науке ее определение как распределение в определенной системе совокупности (множества) предметов на группы по наиболее существенным признакам сходства и различия.
  Классификация помогает ответить на вопрос, какие типы переговоров бывают. Типология переговоров зависит от тех критериев, в зависимости от которых будет производиться классификация. В логике они называются основаниями деления.
  Такими основаниями для классификации переговоров могут являться:
  • Заинтересованность сторон в переговорах;
  • Уровень представительства на переговорах;
  • Потребности участников переговоров;
  • Обсуждаемые проблемы;
  • Число участников переговоров;
  • Степень регулярности переговоров
  • Форма переговоров
  В зависимости от заинтересованности сторон американский исследователь Дж. Дин выделяет три типа переговоров:
  1. Переговоры, в которых участники (или один из участников) мало заинтересованы в их положительном исходе.
  2. Переговоры, в которых участники проявляют умеренный интерес к достижению результата.
  3. Переговоры, участники которых реально заинтересованы в совместном решении проблемы.
  В зависимости от уровня представительства переговоры принято делить на:
  • Политические переговоры;
  • Дипломатические переговоры.
  Политические переговоры ведутся на высшем (саммиты) уровне (между главами государств и правительств) и высоком уровне (между министрами иностранных дел). На политических переговорах рассматриваются наиболее принципиальные вопросы международных и межгосударственных отношений. Их участники, как правило, не нуждаются в специальных полномочиях и вправе самостоятельно принимать решения, исходя из национальных интересов своей страны (например, в соответствии с законодательством Казахстана право вести переговоры без специальных полномочий предоставлено Президенту, Премьер- министру и министру иностранных дел).
  Дипломатические переговоры проводятся на уровне дипломатических представителей. Их отличительная особенность заключается в том, что участники переговоров действуют на основании четких инструкций и не вправе принимать самостоятельные решения.
  Французский исследователь переговоров Ж.-И. Нирамбер предложил делить переговоры в зависимости от потребностей участников на пять типов:
  1. Переговоры, участник которых стремится удовлетворить потребности противника.
  2. Переговоры, участник которых позволяет противнику попытаться удовлетворить свои потребности.
  3. Переговоры, участник которых пытается удовлетворить потребности противника и свои собственные.
  4. Переговоры, участник которых идет навстречу потребностям противника.
  5. Переговоры, участник которых идет навстречу потребностям противника и своим собственным.
  В зависимости от обсуждаемых проблем все переговоры можно классифицировать на:
  • Переговоры по экономическим вопросам;
  • Переговоры по военным вопросам;
  • Переговоры по экологическим вопросам;
  • Переговоры по гуманитарным вопросам;
  • Переговоры по политическим и другим вопросам.
  В зависимости от числа участников переговоры можно разделить на:
  • двусторонние переговоры и;
  • многосторонние переговоры (примерами могут служить сессии Генеральной Ассамблеи ООН, конференции и сессии региональных международных организаций - ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ, СВМДА, саммиты «Большой семерки»).
  В зависимости от степени регулярности выделяют:
  • разовые переговоры и;
  • регулярные (возобновляемые) переговоры. Отличие вторых заключается в том, что такие переговоры имеют постоянную и преемственную повестку дня (примером могут служить сессии ОБСЕ).
  В зависимости от формы проведения переговоры могут проводиться в виде:
  • конгрессов;
  • саммитов;
  • конференций;
  • встреч;
  • сессий;
  • совещаний и т. п.
  Разумеется, как всякая классификация, данная типология носит достаточно условный характер. Одни и те же переговоры можно классифицировать по разным основаниям, перечень критериев для типологии переговоров можно продолжить.
  Каковы основные функции переговоров или зачем ведутся переговоры?
  Главная функция любых переговоров - совместное обсуждение и совместное решение спорных проблем путем принятия договоренностей (соглашений). Так как переговоры обычно - один из инструментов для реализации внешнеполитической стратегии государства, то наряду с главной функцией они могут выполнять и другие функции, выбор и сочетание которых зависят от целей, которые ставят перед собой участники переговоров.
  Большинство исследователей выделяет следующие основные функции переговоров:
  • информационно-коммуникативную;
  • регуляционную;
  • пропагандистскую;
  • функция решения собственных внутриполитических и внешнеполитических задач;
  • координации действий на международной арене.
  Информационная функция заключается в том, чтобы выяснить точку зрения на ту или иную проблему другой стороны, дать информацию о своих интересах и проблемах.
  Задача коммуникативной функции - налаживание каналов связи, обмен точками зрения.
  Информационная и коммуникативная функция часто переплетаются, реализуются одновременно, что и позволяет формулировать их как единую информационно-коммуникативную функцию. Американский ученый Г.Уинхем, подчеркивая значение данной функции переговоров, писал, что переговоры представляют собой процесс снятия информационной неопределенности путем постепенного уяснения сторонами позиций друг друга, что позволяет более точно реализовать главную функцию переговоров - совместное решение проблемы.
  Смысл регуляционной функции - осуществление регуляции и контроля действий участников переговоров. Эта функция чаще всего реализуется на стадии проверки выполнения достигнутых договоренностей. Показательным примером служат встречи- переговоры в рамках СБСЕ после подписания Хельсинского Акта 1975 года. Все последующие встречи выполняли, в том числе и регуляционную функцию, то есть на последующих встречах в повестку дня включались вопросы о контроле за предыдущими решениями.
  Пропагандистская функция заключается в воздействии на общественное мнение, формировании общественного мнения с целью разъяснения своей позиции, оправдания своих действий или бездействия в той или иной ситуации, привлечения союзников или обвинения другой стороны. Осуществляется данная функция с помощью разнообразных способов общения со средствами массовой информации - пресс-конференции, брифинги, пресс- релизы, выступления по телевидению и радио.
  Появился даже специальный термин - «открытая» или «публичная» дипломатия. Вопрос о том, насколько оправданно обращаться к широким слоям общественности при проведении переговоров обсуждается в литературе с начала ХХ века, особенно активно после окончания Первой мировой войны, когда с идеей публичной дипломатии выступил президент США В.Вильсон.
  Одни исследователи обращают внимание на то, что ведение переговоров «на виду» нередко ведет в потере их эффективности. Как остроумно отметили американские исследователи У .Зартман и М.Бертон, желание адресовать свои выступления массам тянет участников скорее к окнам, чем друг к другу.
  Другие считают, что необходимо больше внимания уделять открытости переговоров как одному их способов контроля за их ходом и позициями сторон. Истина, как всегда, лежит посередине. Удача сопутствует тем переговорам, в ходе проведения которых грамотно сочетается открытость и закрытость переговоров.
  Кроме того, переговоры могут вестись с целью повысить свой международный престиж, получить более высокий политический статус, решения внутриполитических задач (например, повысить свою популярность перед выборами).
  Иногда переговоры выполняют и «маскировочную» функцию, обычно перед началом вооруженного нападения. Классическим примеров являются переговоры между Японией и США незадолго до ее нападения на Перл-Харбор в 1941 году.
  На практике любые переговоры многофункциональны, в ходе одних переговоров могут реализоваться и реализуются обычно несколько функций одновременно.


 
© www.txtb.ru