Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Проблема нераспространения оружия массового поражения

  К оружию массового поражения (ОМП) относятся ядерные, химические и бактериологические средства поражения.
  Наиболее мощным видом ОМП является ядерное оружие. Соответственно, контроль над его нераспространением является основным элементом усилий по поддержанию глобальной стабильности и безопасности. На сегодняшний день главным международным соглашением по контролю над нераспространением ядерного оружия является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
  К режиму ДНЯО в 1968 г. присоединились СССР, США и Англия, а в 1992 г. - Франция и Китай. Таким образом, сегодня в мире официально существует пять ядерных государств, все они - участники ДНЯО. К условиям договора в период холодной войны присоединились еще 40 неядерных государств, а сегодня участниками договора являются все независимые государства, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и КНДР.
  Непосредственный контроль за соблюдением режима ДНЯО лежит на МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency - IAEA - Международное агентство по атомной энергии).
  Основные положения ДНЯО:
  • каждое из государств, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними;
  • каждое из государств, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве;
  • договор закрепляет неотъемлемое право всех государств- участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов.
  Важным условием ДНЯО являются гарантии безопасности неядерным государствам со стороны ядерных держав. Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством.
  Следует отметить, что договор о нераспространении ядерного оружия - один из немногих реально действовавших международных соглашений эпохи холодной войны. В его выполнении были заинтересованы как ядерные страны, которые с его помощью сохраняли свою ядерную монополию, так и неядерные, которые за отказ от попыток овладения ядерным оружием получили определенные гарантии безопасности и доступ к ядерным технологиям мирного назначения.
  Следует отметить, что судьба режима нераспространения ядерного оружия является достаточно сложной. Весь парадокс заключается в том, что на протяжении холодной войны западные военные теоретики отводили, да и до сих пор отводят ядерному оружию ключевую роль в си - стеме военной безопасности в мире. По их оценкам, своим существованием мирный период в Европе после окончания Второй мировой войны обязан именно ядерному оружию, т. к. его огромные разрушительные возможности сделали немыслимым достижение победы для какой-либо из сторон в военном конфликте. А ведь именно дивиденды победы на протяжении всей предыдущей истории человечества манили политиков, являясь важнейшим стимулом к развязыванию войн. Еще в 1946 г. американский ученый Б. Броуди выделил эту особенность ядерного оружия и высказал мысль о том, что в будущем оно станет важнейшим условием предотвращения войны.
  Если продолжить эту логику, то получится следующая картина: с увеличением количества ядерного оружия, равно как и количества ядерных государств, шансы на мир во всем мире должны возрастать. В идеале же, чтобы на земле прекратились войны, все страны должны стать ядерными. Эта идея, однако, встречает серьезные возражения. Во- первых, до конца не ясно, является ли ядерное оружие подлинным гарантом мира. Сомнения на этот счет возникают потому, что в ХХ в. не оправдались предположения выдающегося шведского ученого и общественного деятеля А. Нобеля о том, что изобретенный им динамит предотвратит развязывание войн, т. к. сделает их чрезвычайно кровопролитными и разрушительными. Всем понятно, что ядерное оружие может быть относительно безопасным только в руках ответственных правительств. В распоряжении же экстремистских режимов религиозно- фундаменталисткого толка оно представляет огромную опасность. Поэтому их попытки овладеть ядерным оружием наталкиваются на мощный и вполне обоснованный отпор со стороны демократических стран.
  За время, прошедшее с момента заключения ДНЯО, в мире появились четыре группы государств с различным ядерным статусом.
  Как уже отмечалось, официальными ядерными державами являются США, Россия, КНР, Великобритания и Франция. Эти государства образуют первую группу ядерных стран. Во вторую группу входят Израиль, Пакистан и Индия, которые не являются участниками ДНЯО, но обладают ядерным оружием. Наибольшую тревогу у специалистов в этой группе вызывает Пакистан, ставший после убийства в декабре 2007 г. одного из лидеров умеренной оппозиции страны Б. Бхутто нестабильной страной, в которой к власти в любой момент могут прийти религиозные фундаменталисты.
  Третья группа - это так называемые «пороговые страны». Их точное количество никогда не было неизвестно, и в разное время эксперты МАГАТЭ такими странами называли Иран, Ирак, Северную и Южную Корею и Ливию. Сегодня «пороговой» страной можно назвать, вероятно, только Иран, который, в случае успешной разработки ядерного оружия может представлять большую опасность. «Сомнительно, - отмечал К. Кайзер, - чтобы на страну, где стратегические решения принимаются по религиозным соображениям, эффективно воздействовала рациональная политика взаимного сдерживания и гарантированного уничтожения - та, что в свое время предотвратила ядерную войну между Востоком и Западом. Еще опаснее то, что Иран способен нарушить хрупкое равновесие и развязать на Ближнем Востоке гонку вооружений, дестабилизировав тем самым и без того взрывоопасный регион» .
  Четвертая группа стран - это государства, которые добровольно отказались от разработки ядерных боеприпасов или отказались от ядерного оружия. К числу государств, отказавшихся от разработки ядерного оружия, относятся Алжир, Аргентина, Бразилия и ЮАР. Отказались от ядерного статуса Белоруссия, Казахстан и Украина.
  Помимо ядерного, большую опасность представляет химическое и бактериологическое оружие. Эти вооружения, с одной стороны, менее опасные, чем ядерные, с другой - проще в производстве. Контроль над их нераспространением связан с действием международных конвенций о запрещении разработки, производства и накопления биологических и химических боеприпасов.

 
© www.txtb.ru