Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Парламентские выборы и политические партии в Европейском Союзе

  Для выборов в Европейский парламент особое значение имеют функции выражения доверия по отношению к лидерам и партиям, интеграции и представительства (интеграция избирателей и избранных ими представителей), контроля Комиссии и повышения политического сознания населения.
  С 7 по 10 июня 1979 г. депутаты Европейского парламента впервые избирались путем прямых выборов; в ЕС тогда было девять государств- членов. До этого времени депутаты из национальных парламентов исполняли свою функцию на основе двойного мандата. Различные действующие лица неоднократно предлагали разные подходы к введению прямых выборов. Так, еще в 1960 г. Европейский парламент разработал проект прямых выборов, однако государства-члены блокировали это предложение, опасаясь значительной утраты своих компетенций.
  Для прямых выборов не существует единой избирательной системы. Подписанный 26 апреля 1976 г. правовой акт о «Введении всеобщих, прямых выборов депутатов собрания» устанавливал только некоторые немногие общие правила, например: дату выборов, продолжительность действия мандата и несовместимость мандата депутата Европарламента с другими задачами. Государства-члены тем самым получали право самостоятельного формирования избирательной системы при соблюдении этих принципов. Период легислатуры составлял пять лет. Мандат депутата Европарламента был несовместим с должностями в национальных правительствах или с членством в Комиссии ЕС. Напротив, двойное членство в Европарламенте и в национальном парламенте допускалось, однако им пользовалось совсем небольшое число депутатов. Выборы происходили с четверга по воскресенье, с учетом различных избирательных традиций в государствах- членах. Европейский парламент многократно, последний раз в 1998 г., вносил предложение в Европейский совет (Совет министров) о введении единой избирательной системы прямых выборов. Однако решение об этом принято не было, так что и шестые прямые выборы состоялись по различным национальным правилам.
  Были получены следующие результаты.

Таблица 1.2. Распределение депутатов по странам и политическим группам в Европейском парламенте [23]

Таблица 1.2. Распределение депутатов по странам и политическим группам в Европейском парламенте [23]

Таблица 1.2. Распределение депутатов по странам и политическим группам в Европейском парламенте [23]

  Основные тенденции в развитии общеевропейских партий. В Европе существует традиция международного сотрудничества политических партий одной идеологической природы. Так, сотрудничество партий рабочего движения на основе классового и идеологического интернационализма продолжалось до прошлого столетия. Социалистический интернационал (I Интернационал) был основан в 1864 г., а в 1889 г. был заново создан II Интернационал. Либеральный интернационал был основан в 1947 г., а интернационал христианских демократов - Христианско-демократический мировой союз - в 1961 г. До основания региональных, западноевропейских партийных федераций дело дошло только в связи с первыми прямыми выборами. Однако партийные федерации до сих пор так и не стали боеспособными транснациональными действующими лицами процесса европейской интеграции, поскольку этому препятствовали как внешние, так и внутренние факторы. Развитие Сообщества в первое десятилетие после основания партийной федерации не происходило в направлении к «углублению интеграции». Более того, мировой экономический кризис и требования структурных изменений в промышленности способствовали национальному образу действий и стратегиям преодоления кризиса. Партии одной и той же «семьи», например, французские социалисты при Ф. Миттеране и германские социал-демократы, применяли различные способы решения проблем, причем область для проведения общей европейской политики оставалась весьма узкой. Внутриполитические приоритеты и расчеты, например необходимость считаться с мнением партнера по коалиции, всегда выявляли пределы для транснационального сотрудничества партий. Так что до заключения Маастрихтского договора важнейшая цель партийных федераций состояла в формулировании общих избирательных программ и, соответственно, менее выразительных по содержанию избирательных платформ к прямым выборам в Европейский парламент.
  Благодаря заключению Маастрихтского договора позиции партий на европейском уровне усилились. Статья 138-а гласит: «Политические партии на европейском уровне являются важным фактором интеграции в ЕС. Они способствуют формированию европейского сознания и выражению политической воли граждан Союза».
  В Европейском парламенте пятого легислатурного периода (1999-2004) было представлено более 80 партий из 15 стран, из которых вне Европарламента в транснациональных партийных объединениях состояли христианские партии, социал-демократы и социалисты, либералы и зеленые. Другие партии договорились только о сотрудничестве в Европарламенте в форме фракций. Так, наряду с вышеуказанными четырьмя партийными семьями в Европарламенте были представлены следующие фракции: конфедеративная фракция Объединенных европейских левых, фракция Союза за Европу, фракция независимых Союз европейских наций и фракция Радикального европейского альянса.
  Многие из них представлены и в нынешнем составе Европарламента.
  Социал-демократическая партия Европы (СПЕ) была основана в ноябре 1992 г. в Гааге как наследница Союза социал-демократических партий в ЕС. Создание СПЕ отвечало как новым вызовам времени, так и требованиям Маастрихтского договора. В СПЕ входит 21 социал-демократическая и демократическо-социалистическая партия из 15 государств-членов ЕС, а также Норвегии и Кипра. Сюда же относятся 2 ассоциированные партии (из Исландии и Швейцарии) и 17 партий со статусом наблюдателей, в основном из тех центрально- и восточноевропейских государств, которые стремятся стать членами ЕС. Все эти партии выступают за процесс европейской интеграции; однако столь широкое представительство в СПЕ европейских социал-демократических и социалистических партий привело к довольно значительной гетерогенности в программных требованиях. Прежде всего, существовали различия в экономической политике: с одной стороны, требования огосударствления и планирования в экономике, а с другой - признание рыночной экономики. Противоречия имели место и в политике безопасности. В то время как французские социалисты поддержали «двойное решение» НАТО, СДПГ отклонила его. В «двойном решении» НАТО, принятом в 1979 г., речь шла о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности в случае, если СССР до 1983 г. не выведет свои уже установленные ракеты средней дальности, создающие особую угрозу для Западной Европы. Поскольку СПЕ все еще не имела общего, всеохватывающего программного базиса в виде программы принципов, ее цели находили выражение в регулярно утверждавшихся с 1984 г. избирательных платформах.
  В ст. 3 Устава СПЕ ее цели были сформулированы следующим образом:
  - усиление социалистического и социал-демократического движения в Европейском союзе, а также во всех других странах Европы;
  - развитие тесного сотрудничества между национальными партиями, национальными фракциями, парламентской фракцией СПЕ и самой партией;
  - определение общей политики в рамках Европейского союза;
  - создание структур для постоянного тесного сотрудничества между социалистическими и социал-демократическими партиями Европы;
  - участие членов национальных партий в деятельности СПЕ;
  - обеспечение тесного сотрудничества с социал-демократической фракцией Парламентской ассамблеи Совета Европы и с фракцией СПЕ в Комитете регионов;
  - обеспечение тесного сотрудничества с Социалистическим интернационалом;
  - содействие обменам и контактам с европейскими профсоюзами, профессиональными объединениями, союзами и кооперативами;
  - принятие совместного манифеста в преддверии выборов в Европейский парламент.
  Европейская народная партия. Христианско-демократические партии, которые поставили своей целью преодоление конфессионального раскола, возникли только после Второй мировой войны. Они начали свое наднациональное сотрудничество в 1947 г. созданием «Nouvelles equipes Internationales». В связи с намеченными на 1978 г. первыми прямыми выборами в Европарламент в 1976 г. была основана Европейская народная партия - союз хржтяшско-демократических партий Европейского сообщества (ЕНП). Название партии должно было символизировать, что ЕНП открыта также для тех политических партий, которые в своих программах не выдвигали непосредственно на передний план христианско- демократическое идейное богатство. При этом имелись в виду, прежде всего, консервативные партии, вместе с которыми христианско- демократические партии к тому времени уже образовали фракцию в Европарламенте.
  После вступления в ЕС Швеции, Австрии и Финляндии в 1995 г. в ЕНП состояли 22 партии в качестве постоянных членов, 8 ассоциированных и 10 партий в качестве наблюдателей. Они представлены во всех государствах-членах ЕС, за исключением Великобритании. Приему партии британских консерваторов препятствует критерий членства в ЕНП - позитивная ориентация по отношению к европейской интеграции, хотя фракция ЕНП в 1992 г. разрешила индивидуальное вхождение членам объединения Европейские демократы (объединение преимущественно депутатов из числа британских консерваторов). Цели деятельности ЕНП сформулированы в ст. 2 ее Устава.
  Европейская народная партия:
  - обеспечивает тесное, постоянное сотрудничество между ее членами для проведения совместной политики;
  - поддерживает и организует единство действий ее членов;
  - выступает за осуществление свободной и плюралистической демократии на основе совместной программы;
  - продолжает процесс единения и федеративной интеграции в Европе, а также выступает за создание Федеративных Штатов Европы.
  Последовательная поддержка европейского процесса интеграции на федеративной основе создает объединяющую рамочную конструкцию для партий, вступивших в ЕНП. В программе принципов, принятой в 1992 г., как и в своих программах действий и предвыборных манифестах, ЕНП предлагает своего рода конституцию для федеративного и демократического Европейского союза. Для ЕНП Европа означает политическое, духовное и культурное ценностное сообщество, в котором каждый человек с сознанием собственной ответственности перед ближними, согласно принципу субсидиарности, может свободно развивать свою личность. Этот принцип означает, что в тех областях, которые не подлежат особой компетенции ЕС, сообщество будет активно действовать только в том случае, если цели намеченных мероприятий - из-за их объема или их последствий - не могут быть достигнуты в полной мере на уровне государств-членов. Основные ценности - свобода, солидарность и справедливость считаются общим идейным богатством и мерилом всякой христианско-демократической политики. ЕНП выступает за «решительное развитие Европейского сообщества в подлинный политический союз с федеральным характером» (Программа принципов ЕНП)
  Партия европейских либеральных демократов и реформистов. Начало надгосударственному организационному сотрудничеству либеральных партий было положено в 1947 г., когда был основан Либеральный мировой союз, - ныне он называется Либеральный интернационал. В преддверии намеченных на 1978 г. прямых выборов в Европарламент руководители представленных в Европарламенте либеральных партий предпринимали усилия для интенсификации сотрудничества. В 1976 г. сначала была создана Федерация либеральных и демократических партий Европейского сообщества, которая годом позже приняла название Европейские либеральные демократы (ЕЛД). В связи с внутренними требованиями к ЕС, не в последнюю очередь обусловленными заключением Маастрихтского договора, а также запланированным поэтапным расширением ЕС, в декабре 2003 г. была формально основана Партия европейских либеральных демократов и реформистов - ЕЛДР (ELDR). В 1998 г. в нее вошли 18 партий из 11 государств Евросоюза. 15 партий из 12 европейских государств, которые не были членами ЕС, получили статус наблюдателей и не обладали правом голоса.
  В программном отношении либеральные партии выступают за интенсификацию процесса интеграции, а также за демократизацию принятия решений в ЕС. ЕЛДР высказывается за усиление функций Европарламента. В отдельных областях политики ЕЛДР поддерживает укрепление рыночных механизмов и выступает против дирижистского вмешательства. В том, что касается охраны окружающей среды, ЕЛДР добивается привлечения особого внимания к этой важной области жизни путем целенаправленной политики налогообложения. Во внутренней и правовой политике партия акцентирует свое внимание на расширении гражданских прав, а в области сельского хозяйства выступает за проведение политики, соответствующей требованиям охраны окружающей среды и ландшафта. Программатика ЕЛДР не всегда соответствует реальной политической практике либеральных партий. Тем не менее, либеральные партии являются «классическими» партнерами по коалициям; это означает, что по результатам выборов они в каждой стране ЕС в случае необходимости могут выступать в роли младшего партнера по коалиции, принимать участие в правительственной политике, однако не могут реализовывать единолично свои собственные политические представления.
  В ст. 3 Устава ЕЛДР формулируются ее следующие политические цели. ЕЛДР будет:
  - укреплять либеральное, демократическое движение и движение за реформы в ЕС и всей Европе;
  - стремиться к нахождению общей позиции по всем важным проблемам, касающимся ЕС;
  - информировать общественность и привлекать ее к строительству европейской демократии;
  - поддерживать и координировать действия государств - членов ЕС на выборах в Европейский парламент;
  - содействовать укоренению либерально-демократической и реформистской фракции во всех международных парламентских ассамблеях;
  - осуществлять тесное деловое сотрудничество между национальными партиями, их фракциями, фракцией ЕЛДР в Европейском парламенте и либерально-демократическими и реформистскими фракциями в других парламентских собраниях.
  Партии - члены ЕЛДР на выборах в Европейский парламент выступают на основе общей платформы.
  Европейская федерация зеленых партий - ЕФЗП. Первые попытки наднационального сотрудничества между некоторыми активистами движения за охрану окружающей среды немецкого, французского и швейцарского происхождения предпринимались еще в середине 70-х годов. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем был создан официальный союз зеленых партий и списков. Объединение Координация зеленых и радикальных партий в Европе, созданное в 1980 г., уже двумя годами позже было распущено из-за непреодолимых противоречий между «радикальными» партиями и более реалистично ориентированными партиями зеленых. В 1983 году партии зЗеленых предприняли новую попытку транснациональной кооперации, которая началась созданием Европейской координации зеленых и в 1993 г. завершилась формированием Европейской федерации зеленых партий (ЕФЗП). В 1998 г. в ЕФЗП входили 30 партий, 17 из которых были представлены в национальных парламентах. По своей программе ЕФЗП отличается от других партийных объединений, так как зеленые считают нынешний ЕС слишком недемократичным и выступают за Европу регионов. Весьма гетерогенные партии, входящие в ЕФЗП, согласны в том, что кооперация между национальными государствами на европейском уровне необходима, однако по вопросу о передаче суверенитета согласие не может быть достигнуто.
  На пути к созданию европейских партий? Четыре партийных союза пока еще далеки от того, чтобы стать европейскими партиями. Хотя ЕНП и ЕЛДР по степени интеграции далеко опережают СПЕ и ЕФЗП, однако для членов партий всех партийных союзов решающей остается национальная политическая система. Как и прежде, целями первостепенной важности для партий являются задачи своего национального государства. Относящееся к ЕС подразделение Зеленых, основанное в 1993 г., «Standing Committee on European Affairs» (SCEUA) не располагает органами, сопоставимыми со структурами СПЕ, ЕНП и ЕЛДР. Европейская федерация зеленых партий является самой крупной по числу входящих в нее членов (30 партий), но при этом наряду с большим числом партий диапазон действий ЕФЗП в значительной степени ограничивается существованием широкой идеологической дифференцированности внутри этого союза. Качественный скачок в надгосударственном сотрудничестве партий произойдет только в том случае, если партии наряду с национальными политическими системами будут признавать и Европейский союз как важную систему для достижения своих целей.

 
© www.txtb.ru