Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


ТЕМА 21. Османская империя

  Османская империя - сильнейшая мировая держава. Принятие свода законов (Канун-намэ). Судебно религиозное государство - создание основ шариатского государства. Угроза Центральной и Западной Европе. Дипломатические отношения между Портой и Европой.
  Турецкий вопрос во время Итальянских войн. Подписание договора между Сулейманом 1 и Франциско1. Падение столицы Венгерского королевства. «Священная лига» и битва при Лепанто 1571. Пятнадцатилетняя война. Житваторокский мир 1606.
  Османская империя
  После захвата в 1453 Константинополя Турция стала играть важную роль в торговой и политической жизни Европы и Востока. К началу 16 в. в состав Османской империи (15-16 вв.; названа по имени Османа — основателя династии Османов) уже входили Балканский полуостров, значительная часть Северной Африки, Месопотамия и другие территории. Подъем политического могущества повлек за собой расцвет искусства, прежде всего архитектуры, которая развивалась под влиянием культурного наследия сельджуков (сохранилась купольная мечеть Индже-Минарели, 1251), а также величественных византийских сооружений, прежде всего Софийского собора.Постепенно в Турции сформировался так называемый «классический стиль», достигший наивысшего расцвета в правление Сулеймана Законодателя (Сулеймана Великолепного, 1520-66). Внешний облик культовых сооружений изменился: возникла ступенчатость, образованная рядом куполов, появился двор на аркадах, перекрытых небольшими куполами. Освещенное рядами окон внутреннее пространство мечетей благодаря использованию четырех пилонов (или колонн) стало открытым и просторным. Все это получило развитие в творчестве знаменитого турецкого зодчего Ходжи Синана, строившего, помимо культовых сооружений (более 80 мечетей), дворцы, госпитали, бани, мосты, водопроводы. Наиболее известное его сооружение — мечеть Сулеймана (Сулеймание, 1550-56), в плане напоминающее константинопольскую Софию. Жилые дома Стамбула и других городов Османской империи имели свои особенности — обычно двухэтажные, они были открыты в сторону улицы и нависали над ней балконом или поддерживаемым консолями вторым этажом. В подвальном помещении, как правило, размещались кухня, складские и другие подсобные помещения; на первом — гостиная и столовая (приемная); второй этаж занимали женщины (гарем). В малых архитектурных формах (в намогильных сооружениях, фонтанах и т. п.), а также в оформлении интерьеров жилыхзданий прослеживается много общего с декоративным искусством Ирана; в миниатюрной живописи чувствуется китайское влияние, с 15 в. — близость к гератской школе. Основными видами прикладного искусства Турции были: керамика, ткачество, резьба по дереву, ковроделие и металлопластика. Турецкое оружие славилось не только качеством булата, но и особой формой изогнутых сабель, а также ятаганами. В «классическом стиле» в 15 в. развивается также и турецкая поэзия, особенно придворная. Правда, автору первой «Пятерицы» («Хамса») на турецком языке Хамди Челеби (1449-1503) места при дворе найти не удалось. Позднейшие придворные поэты создавали множество вариантов своих «Пятериц»; некоторые из них, порывая с суфизмом, насыщали свои произведения эпикурейскими мотивами. Высокого уровня достигла и лирическая поэзия (Михри Хатун, Махмуд Бакы и др.). В Греции в период турецкого господства многие города пришли в упадок. Строились только жилые дома (в основном каменные) и церкви. Именно в период турецкого владычества построены знаменитые монастыри Метеоры, многие афонские храмы. У славянских народов в период турецкого господства сложился героический эпос.
  ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОВИНЦИЯХ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
  Отсутствие безопасности препятствует развитию промышленности и обрекает на бесплодие земли, столь богатые дарами природы, в еще большей степени, нежели тяжелые повинности и произвол правительственных чиновников. Имущество государственных служащих конфискуется после их смерти, если это не было сделано еще при их жизни. Никто не отваживается открыто показывать свое богатство из-за боязни привлечь внимание правительства. Люди не знают, как использовать свои капиталы. Разве захотят они вложить их в какое-либо выгодное дело, если вне столицы все подобные предприятия подвергаются многочисленным опасностям, проистекающим от отсутствия полиции и злоупотреблений судей? В мирное время они подвергаются нападениям разбойников, во время войны солдаты относятся к собственности своих земляков так, как к имуществу врагов, и всегда любое частное лицо находится во власти правительственных чиновников.
  Результаты деспотизма ясно видны в нищете провинций. Города наводнены полчищами нищих. Множество бродяг всегда готовы встать под любое мятежное знамя. Мирные жители вынуждены покидать места, где они родились: христиане — в надежде найти убежище за пределами империи, мусульмане — для того, чтобы поселиться в столице, где тирания менее ощутима, но это не всегда разрешается. Время от времени возобновляется указ о запрещении строительства новых домов в Константинополе, равно как и предписание всем семьям, живущим в столице менее 8 — 10 лет, вернуться на свои родные места. С помощью этой меры власти отчасти пытаются приостановить сокращение численности населения в провинциях, но главным образом она направлена на облегчение продовольственного снабжения города, чье население уже насчитывает 600 или 700 тыс. человек.
  ОСАДА ВЕНЫ 1529, боевые действия турецких войск по овладению Веной — центром австрийских владений Габсбургов. Осада закончилась безуспешно для Османской империи, но продемонстрировала мощь турецких войск и степень опасности, нависшей над народами Центральной Европы.
  В 1526 турецкий султан Сулейман I Великолепный нанес тяжелое поражение войску короля Венгрии и Чехии Лайошу II (Людовику II) в Мохачской битве. Сам Лайош погиб в этой битве. Австрийский эрцгерцог Фердинанд I Габсбург, который был женат на Анне — сестре погибшего венгерского короля, заявил о своих претензиях на Венгрию и Чехию. Другой претендент на венгерский престол — турецкий вассал венгерский магнат Ян Запойяи обратился за помощью к своему сюзерену Сулейману I. Опираясь на помощь сторонников Запойяи, большое турецкое войско в сентябре-октябре 1529 осадить Вену. Упорное сопротивление венцев, умелые действия австрийского военачальника графа фон Сальма позволили отбить натиск турок. Осада была снята и армия Священной Римской империи сумела перейти в контрнаступление. Вскоре были начаты переговоры о мире. Борьба претендентов на венгерский престол была продолжена в ходе австро-турецкой войны 1532-1533.
  ФРАНЦИСК I (Francois I) (12 сентября 1494, Коньяк — 31 марта 1547, Рамбуйе), король Франции с 1515 года из ангулемской ветви династии Валуа. На годы его правления приходится расцвет французского Возрождения, усиление абсолютистских черт в королевской политике и начало складывания социально-политической системы, действовавшей до 1789 года.
  Вступление на трон
  Став королем 1 января 1515 после смерти Людовика XII, своего тестя, не оставившего иных наследников, Франциск I одерживает блестящую победу в битве при Мариньяно(13 сентября 1515), вернувшую Франции господство над Миланским герцогством. Подписанный в следующем году Болонский конкордат с папой Львом X превращает короля в фактического хозяина галликанской церкви.
  Франко-испанская война
  Несмотря на огромные суммы, затраченные королем на подкуп германских князей, императором Священной Римской империи был избран не он, а король Испании Карл V Габсбург, претендовавший на ряд французских территорий и соперничавший с Франциском I за власть над Италией. Начавшаяся в 1521 война с Карлом V складывалась неблагоприятно для Франции: 24 февраля 1525 ее армия была разбита при Павии, Франциск I взят в плен и увезен в Испанию. Правительству Луизы Савойской, королевы-матери, осуществлявшей регентство, удалось использовать противоречия в антифранцузской коалиции и заключить мир на приемлемых условиях. Война вскоре возобновилась. Неоднократно неприятельские армии вторгались вглубь Франции, но король, заключая союзы с врагами императора — германскими протестантскими князьями и даже с турецким султаном — сумел отразить нападения и вернуть часть владений в Северной Италии. Изнурительные войны с Габсбургами были завершены лишь следующим французским королем — Генрихом II — в 1559.
  Внутренняя политика
  Острая нужда в деньгах вынудила короля не только удвоить налоговое бремя, но и прибегнуть к ряду нововведений, ставших впоследствии характерными чертами «старого порядка». Это практика продажи должностей, введение государственного долга в виде муниципальных рент, возрастание роли финансовых чиновников при одновременном усилении королевского контроля за ними и постоянной угрозе репрессий. Франциск I стремился укрепить монету, сократить вывоз драгоценных металлов, покровительствовал внутренней и внешней торговле, поощряя морские экспедиции, увенчавшиеся, в частности, открытием Канады Жаком Картье в 1534. Пространный эдикт, подписанный в Виллер-Коттре (1539) унифицировал и упорядочил систему судопроизводства, просуществовавшую до начала 19 в.
  Франциск I умел навязывать свою волю, преодолевая различные формы сопротивления, будь то оппозиция парламентов и университетов, измена коннетабля де Бурбона (1523) или восстания горожан (1529 — Лион, 1542 — Ла-Рошель). Однако он использовал при этом не административно-бюрократические, а политические методы: переговоры, уступки, угрозы, символические жесты, использование личных связей.
  Расцвет культуры
  Правление Валуа-Ангулемов характеризуют как «ренессансную монархию» (в отличие от «административной монархии» Бурбонов). Расцвету культуры французского Возрождения способствовало покровительство короля. Итальянские и французские мастера создавали шедевры по его заказу, в своем самом прекрасном замке — Фонтенбло — король собрал богатейшую библиотеку и основал типографию, заказав уникальные шрифты для греческих книг. Для поощрения образованности в Парижском университете были учреждены должности королевских лекторов (1530), знатоков древних языков, красноречия и математики. Король благосклонно относился к тому, что его сестра Маргарита Наваррская покровительствовала религиозным исканиям французских гуманистов. Более того, Возрождение дало королю новые формы легитимизации своей власти. Он уподоблялся «французскому Геркулесу», античным богам, солнцу, распространяющему свет разума. Идеи ренессансного неоплатонизма вели к обожествлению короля, призванного осуществить идеал всеобщей любви и гармонии. Титул «отца образованности» дополнял титул «христианнейшего короля», защитника католической церкви. Франциск I решительно выступал против реформационного движения в королевстве, особенно после 1534 («дело афиш»).
  Личность
  Современники отмечали смелость, живость ума и величественную осанку короля. Он был тонким политиком, умеющим выбирать талантливых советников (Антуан Дюпра, Гильом Бюде, Гильом Дю Белле, кардинал де Турнон и др.). Несмотря на частые вспышки гнева, Франциск I в целом был склонен к милосердию, отличавшему его от современных ему монархов и его преемников.
  От первой жены — Клод Французской — король имел семерых детей (в т. ч. будущего короля Генриха II). Второй брак — с Элеонорой, сестрой Карла Габсбурга, — был бездетным.
  Схима великая и малая. — Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб. прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин»-, «образ»-, которому стало усваиваться наименование «великого», в отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года—6 вселенск. соб. прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой.
  Памятники IX в. содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось простотой и краткостью, чинопоследование великой С. — большой торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую С. с одной стороны — таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями. В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованда великой С, в существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, «Пострижение в монашество» (Вильна, 1899).

 
© www.txtb.ru