Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



ТЕМА 12. Расцвет феодальной системы Город в системе феодального общества

  Возникновение и рост средневековых городов. Возвышение городов. Появление республик. Династия Капетингов. Городское устройство, цехи, внешний вид города. Освобождение крестьян. Зарождение сословно-представительных учреждений. (Villes franches, villes de bourgeoisie). Торговые пути. Купеческая гильдия. Рынок. Денежное обращение. Освобождение жителей от повинностей. Суд и управление. Становление национальных правовых школ. Болонская щкола. Рыцарство в системе феодального права.
  Замок в системе военной организации. Укрепленное положение городов. Надзор за торговлей. Ремесленники. Службы. Альменда. Строительство соборов. Готика. Странники и народные проповедники. Монашество. Нищенствующие ордена
  Альбигойские войны. Города северной Европы. Города славянских земель.
  Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
  Средневековая Европа, в отличие от сегодняшней, была страной лесов и болот, тянувшихся через весь континент и еще в XIII в. занимавших 2/3 ее территории. Люди селились на лесных прогалинах и вели свое хозяйство, вырубая или сжигая деревья и осушая топи. Земледелие было основным занятием, поэтому подавляющее большинство населения жило в деревне и число горожан, особенно до XII в., было совершенно незначительным. Помимо обработки земли сельские жители разводили скот, охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали в лесу ягоды и мед диких пчел. Дерево служило материалом для изготовления орудий труда, жилищ, домашней утвари, оно же вывозилось на Восток как экспортный товар.
  Средневековый человек не спешил расширять производство и гнаться за прибылью. Крупнейший авторитет эпохи — Фома Аквинский писал: ”Труд имеет четыре цели. Прежде всего и главным образом он должен дать пропитание; во-вторых, должен изгонять праздность, источник многих зол; в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяет творить милостыни”. Материальные излишки изымались у народа высшими сословиями — феодальной знатью и служителями церкви — и растрачивались на придворную роскошь, украшение храмов и замков, войны, подаяния и т. д. Создавался замкнутый цикл, который вместе с консерватизмом общественной системы и мировоззрения очень замедлил, хотя и не остановил, развитие экономики.
  В большинстве случаев жизнь человека в средние века связана с феодальным поместьем — небольшим поселением, окруженным полями, лугами и лесом. На возвышении находился замок феодала, которому принадлежала большая часть земли, орудий труда и от которого, так или иначе, зависели все обитатели поместья. До X — XI вв. замки — это просто двухэтажные бревенчатые башни, огражденные земляным валом и деревянным частоколом. На втором этаже жили сам владелец замка (сеньор) и его семья, на первом этаже и в пристройках находились комнаты для слуг, кладовые, стойла для лошадей. Позднее замки стали строить из камня. Они превратились в мощные крепости с большой башней (донжон), окруженной двумя — тремя стенами и рвами. Около замка часто селились ремесленники и торговцы.
  Неподалеку располагалась деревня. Она состояла из ряда крестьянских домов — сооружений из дерева, глины, покрытых соломой. Самые бедные жили в шалашах и землянках. Крестьяне находились в разной степени зависимости от феодала. Лично зависимые крестьяне (сервы) не могли распоряжаться собой, своей землей и имуществом, работали на барщине, несли ряд повинностей, могли быть проданы с землей другому феодалу. Значительную часть населения составляли лично свободные крестьяне. Они сами распоряжались своим движимым имуществом, но платили феодалу высокие налоги и должны были подчиняться суду сеньора. Существовал и небольшой слой крестьян — собственников земли, зависимость которых от сеньора носила судебный и политический характер. Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, маленькие жилища, где в одной комнатке ютилась вся семья, хранились запасы и содержался скот. Почти вся жизнь крестьян была наполнена тяжелым трудом, прерывавшимся лишь в воскресные дни, народные и церковные праздники.
  В сельской местности располагались многочисленные монастыри — поселки, состоящие из часовен и церквей, монашеских келий, мастерских. В раннее средневековье монастыри — почти единственные хранители знаний, в том числе хозяйственных и технических. Благодаря этому, а также жесткой дисциплине и организации труда они были экономически очень эффективны. Имущество монастырских общин увеличивалось и за счет пожертвований земельными владениями, деньгами, продуктами. Монастырь обзаводился слугами и зависимыми крестьянами, трудившимися под руководством братии. При обителях создавались больницы, гостиницы, приюты, многие люди находили здесь защиту во время войн, голода, эпидемий. За века монастыри скопили большие материальные и культурные богатства, они обеспечивали своим обитателям благополучную жизнь и высокий общественный статус. Поэтому монахами становились представители всех сословий.
  Развитие средневековой цивилизации тесно связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе — это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек), живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. К X — XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и вместе с тем происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20 — 30 тыс. человек и более, растет число малых городов. Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны). Состав городского населения был очень пестрым. Здесь проживают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий — юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники — легкой поживы.
  Постепенно складывается сословие горожан — бюргеров (по-немецки) или буржуа (по-французски). Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы — цехи, гильдии, братства, "торговые дома". Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII — XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов — патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.
  Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша). Улицы были узкими, дома примыкали друг к другу, верхние этажи нависали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывался прямо на улицы, где бродил домашний скот и птица. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.
  Именно в городах начинается "техническая революция" зрелого средневековья. С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка. В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные), в XIV — XV вв. — кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат — механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание. С XIV в. распространяется огнестрельное оружие. На море на смену ладьям раннего средневековья приходит каравелла — многомачтовый корабль, способный совершать океанские плавания.
  После распада империи Карла Великого на ее западных территориях образуется государство, с X в. именуемое Францией. Если в истории Древнего Рима хорошо различима стадиальность целостной государственно-правовой системы, то в истории Франции выделяется стадиальность ее ранней фазы.
  Франция вначале представляла собой объединение слабо связанных, зачастую враждующих друг с другом феодальных владений. Права короля были ограничены или номинальны. Власть короля практически не распространялась за пределы его личных владений - королевского домена. Иммунитеты крупных феодалов (владения некоторых из них были большими, чем домен короля) позволяли им не допускать в свои владения чиновников центральной власти.
  Феодальная раздробленность объяснялась глубокими причинами, прежде всего отсутствием этнической общности населения, преобладанием в сознании частных интересов, а также господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны.
  Внук Карла Великого - Карл Лысый, которому после раздела Франкского государства досталась Франция, предписал, "чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признавал над собой сеньора кого хочет - в нашем лице или в лице наших вассалов". Тем самым окончательно утверждалась система феодальной зависимости. Кьерсейским капитулярием (актом короля) 877 г. было установлено, что пожалованная земля не может быть отобрана у владельца. В результате было узаконено фактическое превращение бенефициев в феодалы, что означало одновременно и молчаливое признание самостоятельности феодалов в управлении своими владениями.
  Государственный строй Франции в этот период характеризовался децентрализацией государственного управления. Отдельные части страны были слабо связаны в государственно-правовом отношении, а крупные феодалы обладали в своих владениях почти теми же правами, что и глава государства.
  Король формально считался верховным сеньором (сюзереном). Реальная власть короля была, однако, ничтожной - крупные феодалы не считали для себя обязательным подчиняться его решениям. В своем домене король обладал более или менее широкими правами (верховного суда, взимания подати и т. п.). Но даже здесь феодалы проявляли неповиновение, самостоятельно распоряжались собранными податями творили суд над крестьянами и своими вассалами, имели отряды рыцарей. И в королевском домене вассальные обязанности феодалов перед королем не были четко определены.
  Первоначально короли избирались крупными феодалами, чтобы сохранить за династией престол, короли еще при жизни стали возводить на него своих преемников. Постепенно полномочия короля расширялись, укреплялась его армия, финансовая база. Король стал осуществлять опеку над церковью и получать часть ее доходов. Уже с XII в. устанавливается правило, по которому высшие сановники церкви приносят королю присягу верности.
  Съезды феодалов (королевская или генеральная курия) первоначально играли определенную роль в политической и государственной жизни Франции. На них избирался король, решались общие для страны вопросы. Съезды феодалов созывались, однако, от случая к случаю и не имели реальных средств для выполнения своих решений, если последние противоречили интересам отдельных крупных феодалов и их группировок. Значение съездов со временем падает. Короли стали созывать их лишь в торжественных случаях, например для коронации своих преемников.
  Центральный аппарат управления начал складываться на основе дворцово-вотчинной системы, существовавшей во Франкском государстве. Советники и слуги короля, использовавшиеся также и для управления государством, начинают именоваться министериалами. Среди них выделяется канцлер, заведовавший королевской канцелярией. Создается королевский совет, который начинает комплектоваться из людей незнатного происхождения, послушных воле короля, имеющих соответствующую подготовку (юридическое образование или знакомых с финансовым делом). Часто это были горожане, лица духовного звания, мелкие рыцари.
  Управление в королевском домене осуществлялось чиновниками - прево. Первоначально они управляли королевскими имениями в данном округе, но затем стали выполнять судебные и административные полномочия, командовать окружным ополчением. С ростом королевского домена несколько таких округов стали объединяться под управлением бальи.
  Суд на территории страны творили королевские чиновники, феодалы, церковь. Судебные полномочия короля первоначально распространялись лишь на территорию его домена, в других частях страны и в отдельных округах королевского домена ими обладали феодалы. Широкие судебные права принадлежали церкви. Церковным судам были подсудны не только священнослужители, но по ряду дел и миряне. Высшей судебной инстанцией в королевском домене был суд короля, а в других частях страны - суд крупных феодалов, в системе церковных судов - суд пап и их уполномоченных.
  Армия. Военные силы государства составлялись из вооруженных отрядов феодалов. Большое значение в войске приобрели отряды тяжеловооруженных конных рыцарей. С XII в. феодалы все чаще стали освобождаться от военной обязанности, уплачивая королю денежное возмещение. В особых случаях для обороны страны созывалось всеобщее ополчение.
  Важным подспорьем феодального государства была церковь. Во Франции в ее руках были сосредоточены огромные земельные богатства. Церковь оказывала решающее влияние на духовную жизнь страны. Она обладала мощной организацией, управляемой из одного центра, имела свое (каноническое) право, свою судебную систему и даже свои вооруженные отряды. В период феодальной раздробленности церковь выступала как самостоятельная политическая сила, во многом определявшая раздробленность страны. Одно время римские папы претендовали на высшую власть и даже на мировое господство.
  Католическая религия призывала народ к терпению и покорности. Немаловажно ее значение как средства идеологического сплочения населения. Союз государства и церкви выражался, в частности, и в том, что церковь поставляла государственному аппарату кадры грамотных чиновников.
  Католическая церковь жестоко подавляла всякого рода отступления от ее вероучения. Для борьбы с ересями в XIII в создается церковный орган следствия и суда - инквизиция. Здесь широко применялись пытки, расследование велось тайно и потому особенно часто сопровождалось произволом судей. В застенках инквизиции Италии, Испании, Франции и другие: стран погибали тысячи людей. Распространенным видом наказания было сожжение заживо. Инквизиция стала орудием террористического подавления антифеодальных, антикатолических, передовых политических и идеологических движений.
  Политическая раздробленность страны, слабость королевской власти перед могуществом крупных феодалов порождал стремление французских королей усилить свою власть. Это стремление совпадало с объективными тенденциями развития, требовавшими политической централизации страны.
  В стране возникли мощные общественные силы, поддерживавшие централизаторские устремления королей. Такими силами были города, церковь и мелкие феодалы. Города, превратившиеся в значительную экономическую силу и в большей части добившиеся самоуправления, были заинтересованы в преодолении раздробленности страны, которая препятствовала развитию торговли. Церковь стремилась укрепить свое положение союзом с королевской властью. Мелкие феодалы превращались в служилое дворянство, зависящее от короля. В союзе с этими общественными силами королевской власти удается постепенно сломить сопротивление феодальной аристократии, ослабленной антифеодальными выступлениями крестьян и бесконечными междоусобицами. Феодальная раздробленность начинает постепенно преодолеваться. Важным шагом на этом пути были реформы короля Людовика IX, проведенные в XIII в.
  Реформы Людовика IX были направлены на ослабление политического, военного и финансового могущества крупных феодалов.
  Людовик IX разделил королевскую курию на счетную и судебную (парламент) палаты, возложив на них финансовые и судебные функции. Реформа феодальной курии сопровождалась комплектованием состава палат слугами - министериалами короля и учеными-юристами (легистами). Министериалы и легисты активно выступали за укрепление королевской власти. Крупные феодалы отошли от повседневной работы в этих органах и созывались лишь на торжественные заседания.
  Людовик IX поднял авторитет и значение королевского суда. В королевских судах были запрещены судебные поединки; было отменено правило, разрешавшее стороне, проигравшей дело, вызывать на поединок судью; вводилось право апелляции на решения низших судов и судов феодалов в высшую судебную инстанцию - судебную палату (парламент). Все это ограничивало судебную власть феодалов над населением своих владений.
  Ослаблению военного могущества крупных феодалов способствовала военная реформа. Людовик IX старался заменить феодальное ополчение наемным войском и городской милицией. Полностью это сделать ему не удалось, но наемники и городская милиция стали главной военной силой короля. Значение феодального ополчения, состоявшего из дружин феодалов, начало падать. Это позволило королю запретить войны между феодалами в королевском домене и установить "40 дней короля" в других областях страны - в течение этого срока поссорившиеся феодалы до начала военных действий должны были прибегнуть к посредничеству короля, который таким образом получил возможность вмешиваться в конфликты между вассалами, навязывать им свою волю.
  Увеличению доходов королевской казны и ограничению доходов крупных феодалов способствовала денежная реформа. Людовик IX выпустил монеты с высоким содержанием драгоценного металла, получившие хождение по всей стране и вытеснившие монеты, выпускавшиеся отдельными феодалами, с низким содержанием драгоценного металла. Обращение последних к тому же было ограничено пределами отдельного феодального владения.
  Реформа королевской курии, судебная, военная, денежная реформы Людовика IX привели к ослаблению политического, военного и финансового могущества феодальной аристократии и способствовали укреплению центральной власти - власти короля. Феодальная раздробленность государства постепенно уходит в прошлое. На смену ей пришла сословно-представительная монархия.
  АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ 1209-29, предпринятые по инициативе папства крестовые походы северо-французских рыцарей на юг Франции против альбигойцев. В конце войн к крестоносцам примкнул со своими войсками и французский король Людовик VIII. Были разгромлены альбигойцы и присоединена к королевскому домену часть Тулузского графства.

* * *

  АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ (1209-29) — крестовые походы на юг Франции против альбигойцев.
  В конце 11 — начале 12 вв. на юге Франции в Лангедоке и особенно Тулузском графстве распространилась ересь катаров, именовавшихся также альбигойцами. Альбигойская ересь была популярна среди низших слоев населения, особенно среди горожан, поддерживало ее и местное дворянство в стремлении противостоять централизаторским намерениям французских королей.
  Папство пыталось вести борьбу против альбигойцев с начала XII в.: они отлучались от церкви в 1119, 1139 и 1163; в 1185 церковь предприняла даже безуспешную попытку организовать крестовый поход против них. Решительное наступление на альбигойцев начал папа Иннокентий III, сторонник жесткой централизации церкви, в т. ч. и в вопросах веры. В 1204 он потребовал от графа Тулузского Раймунда VI решительной борьбы с еретиками на его землях. Раймунд VI, покровительствовавший катарам, прямо не отказался, но и не согласился. В 1207 Иннокентий призвал сюзерена Раймунда, короля Франции Филиппа II Августа исполнить приговор церкви над еретиками. Занятый войной с Англией и опасаясь борьбы на два фронта, Филипп отказался. 15 января 1208 в Тулузе оруженосец Раймунда VI убил папского легата. Папа в начале 1209 объявил крестовый поход против альбигойцев и поддерживавшего их Раймунда VI, хотя тот и принес за это убийство покаяние.
  Поход начался в июне 1209. Основную часть крестоносного войска составили бароны и рыцари Северной Франции. Руководителем похода был назначен папский легат Арно Амори. В июле крестоносцами был осажден г. Безье. Накануне штурма воины обратились к легату с вопросом, как отличить еретиков от католиков, которых тоже было немало в осажденном Безье. Амори ответил: «Убивайте всех! Господь отделит своих». Среди крестоносцев выделился Симон де Монфор, мелкий феодал из Иль-де-Франса, славившийся благочестием и неумолимостью. Он стал военным руководителем крестоносцев. Война велась с невероятным ожесточением. Большая часть Лангедока была завоевана к 1215, основную часть этих земель получил Симон де Монфор. На Латеранском соборе, несмотря на сопротивление самого папы, Раймунд VI был приговорен к изгнанию, его сын, Раймунд VII, получил малую долю отцовских владений.
  Жестокий режим, установленный крестоносцами в Лангедоке, вызвал всеобщее возмущение. Раймунд VII, поддержанный населением и Англией, вторгся в отцовские владения и вернул их почти все. Новый поход, возглавленный сыном Филиппа Августа, будущим Людовиком VIII, оказался безуспешным. Симон де Монфор погиб 25 июня 1218 при попытке вернуть Тулузу. К 1223 почти весь юг был в руках катаров.
  Раймунд VII попытался примириться с папой, но этого не произошло и 28 января 1226 был отлучен от церкви. Наследник Симона де Монфора передал свои владения Франции, и в том же году Людовик VIII начал новый крестовый поход, закончившийся, несмотря на смерть французского короля, разгромом южан. В 1229 Раймунд подписал договор, по которому ему оставлялась часть его графства при условии жесткой борьбы с еретиками. Это считается концом Альбигойских войн. Однако преследования еретиков и терпимо относившихся к ним католиков вызвали восстание в 1240, подавленное Людовиком IX (крестового похода уже не объявляли).
  Альбигойские войны привели к включению юга в состав Французского королевства, уничтожению самобытной южнофранцузской цивилизации, послужили одной из причин учреждения инквизиции.
  ФРИДРИХ I Барбаросса (Friedrich Barbarossa, итал. «рыжебородый») (ок. 1125 — 10 июня 1190), германский король с 1152, император Священной Римской империи с 1155, из династии Штауфенов.
  Сын герцога Швабского Фридриха Одноглазого и Юдифи из рода Вельфов. Воспитывался при дворе своего дяди императора Конрада III. В 1146 от тяжело больного отца получил титул герцога Швабского, после смерти Конрада в соответствии с его завещанием был избран германским королем 2 марта 1152 во Франкфурте, несколько дней спустя уже был коронован в Ахене.
  В основном Фридрих продолжал политику своего дяди императора, направленную на подчинение Италии. В этой борьбе главными противниками Штауфенов были папство и норманнское Сицилийское королевство, также боровшееся за гегемонию в Италии. Столкнулся он и с новой силой — оппозицией итальянских городов.
  В своей политике Фридрих умело использовал противоречия между своими противниками. В 1153 он заключил с папой Евгением III Констанцский договор, по которому обещал папе помощь в борьбе против Арнольда Брешианского, захватившего Рим, и сицилийского короля, а также обязался не поддерживать императора Мануила Комнина в его стремлении вернуть византийские владения в Италии (хотя и не отказывался от договоренностей, заключенных с Мануилом Конрадом III).
  Папа обещал короновать Фридриха, и уже после смерти Евгения III договор был выполнен его преемником Адрианом IV. 18 июня 1155 в Риме состоялась коронация Фридриха. В 1154-55 состоялся первый итальянский поход Фридриха, во время которых ему присягнула на верность большая часть североитальянских городов.
  В 1153 Фридрих аннулировал свой первый бездетный брак. Он отклонил предложение Мануила Комнина взять в жены его дочь и в июне 1156 женился на Беатрис, наследнице Бургундского графства. От нее у Фридриха было десять детей.
  В Германии он столкнулся с оппозицией князей, которые отказались поддержать его в борьбе против сицилийского короля. В 1158 Фридрих издал закон об обязательной имперской военной службе ленников, а также ввел практику дробления княжеских ленов. В том же году он издал Ронкальские постановления, по которым города должны были подчиняться императорским чиновникам (подеста). Огромный налог, который должны были выплачивать города, достигал 30 тыс. фунтов серебра ежегодно. Всю Италию Фридрих стремился покрыть сетью своих замков и крепостей. Часть выплат от городов предназначалась имперским князьям и духовенству, что сделало их значительно более лояльными к императору. В том же году император отправился во второй итальянский поход, во время которого захватил непокорные Кремону (1160) и Милан (1162) и разрушил их. В этот период умер папа Адриан и королю Сицилии Вильгельму удалось провести своего кандидата, Александра III (1159). В 1160 по настоянию Фридриха в Павии другой частью клира был избран прогерманский кандидат, антипапа Виктор IV. Однако Александр III пользовался значительно большим авторитетом, чем Виктор IV. В 1161 папа вынужден был уехать во Францию, где настроил против императора не только короля Людовика VII, но и Англию, Испанию, Венгрию и даже Мануила Комнина. Папа всячески поддерживал города Ломбардии в их противостоянии с императором. Стремясь уладить раскол в церкви, Людовик VII встретился с Барбароссой, но безуспешно. После смерти Виктора IV был избран новый «имперский» папа — Пасхалий III (1164). Некоторое время казалось, что против императора создалась всеевропейская коалиция (авторитетнейший Иоанн Солсберийский писал «Кто поставил германцев судьями над другими народами?»), но возникшая конфронтация между Генрихом II Плантагенетом и Фомой Бекетом привела к конфликту с папой и короля Англии, что Фридрих умело использовал, заключив союз с Генрихом II против Людовика VII. В 1166 он отправился в четвертый итальянский поход (третий был в 1163). Города севера Италии объединились в Ломбардскую лигу для борьбы с императором. Военные успехи Фридриха были велики, но вспыхнувшая эпидемия малярии привела к огромным потерям среди имперских войск. Сам Фридрих укрылся от болезни в одном из своих замков в Северной Италии, но многие немецкие князья умерли.
  Особенно неудачным для Фридриха оказался пятый итальянский поход (1174-78). Он потерпел сокрушительное поражение в битве при Леньяно (1176), вынужден был отменить Ронкальские постановления. В 1183 Барбаросса заключил с Ломбардской лигой Констанцский мир, по которому отказался от многих претензий в Северной Италии.
  Во время пятого итальянского похода начался крупнейший внутренний конфликт Фридриха с Генрихом Львом, который отказался предоставить императору обещанную ранее военную помощь. Против Генриха были проведены судебные процессы, в результате которых он лишился своих владений. Но земли не были присоединены к королевскому домену, а поделены между другими князьями: западная часть (герцогство Вестфалия) досталась архиепископу Кельнскому, восточная — Бернхарду Асканскому, Бавария — Виттельсбахам, Швабия стала самостоятельным герцогством. Несмотря на внешнее стремление к централизации Фридриху не удалось в самой Германии выстроить систему законодательного и финансового единства страны; фактически его действия привели к еще большей самостоятельности князей и создали предпосылки для позднейшей раздробленности страны.
  В 1184-86 Фридрих предпринял шестой итальянский поход. В 1186 в Милане он отпраздновал свадьбу своего сына Генриха с Констанцией, дочерью Рожера II Сицилийского. Это должно было свидетельствовать о примирении с норманнским королевством. С наследником своего противника Людовика VII, французским королем Филиппом Августом, Фридрих также примирился для подавления внутренней оппозиции в Германии. В Италии Фридрих оставил своего сына Генриха VI.
  Барбаросса видел свое призвание в восстановлении былой славы империи, он всячески поддерживал свою приверженность идеалам рыцарства. В полном соответствии с этими идеалами он выступил во главе Третьего крестового похода. Из похода он не вернулся — утонул в горной реке Салеф в Малой Азии (ныне на территории Турции).
  В Германии была распространена легенда о том, что Барбаросса не утонул, а спит на дне реки, чтобы когда-нибудь явиться вновь и прославить Германию. Эта легенда позднего происхождения, в ней слились воедино образ Барбароссы и его внука Фридриха II Штауфена, причем местом императорского сна считался замок Кифхаузер. Здесь в конце 19 в. и был воздвигнут памятник Барбароссе.
  ГАБСБУРГИ (Habsburger), династия, правившая в Австрии в 1282-1918 годах, в Чехии и Венгрии в 1526-1918 годах, в Испании в 1516-1700 годах, Нидерландах в 1477-1794 годах; императоры Священной Римской империи в 13-19 веках (постоянно в 1438-1806).
  Начало правящей династии положил Рудольф I Габсбург, который в 1273-1291 годах занимал трон императора Священной Римской империи. В 1282 году он закрепил за Габсбургами герцогства Австрию и Штирию. С 1438 года Габсбурги утвердили за собой титул императоров Священной Римской империи (исключение составил небольшой период 1742-1745 годов). С 1453 года Габсбурги, как правители Австрии, стали называть себя эрцгерцогами, основываясь на полученной еще в 12 веке привилегии, уравнивавшей их в правах с курфюрстами.
  В результате брака Максимилиана I Габсбурга с Марией Бургундской к владениями Габсбургов были присоединены Нидерланды. В результате династических браков Карл V Габсбург в 1516 году стал королем Испании. В 1519 году он был избран императором Священной Римской империи и объединил под своей властью огромные территории в Новом и Старом свете. Но уже в 1521-1522 годах Карл V разделил свою империю и передал власть над австрийскими наследственными землями своему брату Фердинанду I Габсбургу. В 1526 году Фердинанд I стал королем Чехии и Венгрии. С 1556 года испанская и австрийская ветви Габсбургов окончательно обособились.
  Испанская ветвь Габсбургов пресеклась в 1700 году. После войны за Испанское наследство 1701-1714 годов австрийские Габсбурги сумели удержать за собой Южные Нидерланды и бывшие испанские владения в Италии. Но вскоре прервалась и мужская линия австрийских Габсбургов. Эрцгерцогиня Мария Терезия (дочь Карла VI Габсбурга) вышла замуж за лотарингского герцога Франца Стефана и положила начало Габсбург- Лотарингскому дому. Представители этой линии правили до 1918 года.
  В период наполеоновских войн Франц II Габсбург в 1806 году вынужден был отказаться от титула императора Священной Римской империи, но еще в 1804 году он провозгласил себя австрийским императором Францем I. В 1867 году Австрийская империя была преобразована в Австро-Венгерскую империю. В результате революции 1918 года Габсбурги были свергнуты с престола. 3 апреля 1919 года Учредительное собрание Австрийской республики приняло закон о лишении Габсбургов всех прав, имущества и изгнании их за границу. В 1955 году это положение было подтверждено в договоре о восстановлении независимости Австрии.


 
© www.txtb.ru