Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Делийский султанат

  а) Династия Гулямов
  В начале XIII в. отколовшиеся от Газни тюрки-мусульмане создали на территории Северной Индии собственное государство. По имени своей столицы оно получило название Делийский султанат (1206—1526 гг.). Распространивши впоследствии свои завоевания на юг, это государство оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу мусульманского мира.
  Правителем султаната был провозглашен один из тюркских рабов, начальник гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбек (1206—1210 гг.). Главной опорой Кутб-уд-дина было его войско.
  Официальной религией Султаната стал ислам. Только христианам и иудеям, «людям Писания», разрешалось сохранять свою веру на условии признания себя подданными, выплачивающими харадж (поземельный налог) и джизью (подушный налог). Позднее, по мере распространения ислама и роста числа его последователей, разница в обложении поземельным налогом мусульман и немусульман исчезла, и универсальным поземельным налогом становится харадж.
  После смерти Айбека тюркская знать посадила на престол Шамс-уд-дина Ильтутмыша (1210—1236 гг.). Он также был из гулямов, то есть рабов-гвардейцев. Поскольку некоторые его преемники тоже выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии Гулямов (1206—1290 гг.).
  Многолетние войны Шамс-уд-дина привели к расширению пределов Султаната и к относительному усилению султанской власти. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру (признание в качестве такового) от багдадского халифа.
  В период правления Ильтутмыша в Индии появились монгольские завоеватели. Угроза их нашествий длительное время висела над Индией и сплачивала мусульманскую знать вокруг делийского трона. В этот период она состояла главным образом из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую по числу ее основателей «Сорок» (чихальга- ни). Ислам суннитского направления стал государственной религией. Индусы считались презренными, неверными («зимми», как их называли). Государственным языком стал персидский. Форма правления была деспотической.
  После смерти Ильтутмыша начались раздоры между его приближенными и военачальниками-гулямами; в государстве воцарилась анархия.
  В 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша, Насир-уд-дин. Однако власть фактически перешла в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана. Заняв после смерти Насира престол (1265—1287 гг.), Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти.
  В Делийском султанате при Балбане были созданы сильный государственный аппарат и огромная постоянная армия из среднеазиатских, афганских и иранских наемников. В руках султана была сосредоточена вся полнота власти. Его ближайшим помощником являлся главный визирь, направлявший и контролировавший работу многочисленных ведомств. Основными ведомствами были налоговое и военное. Территория Делийского султаната разделялась на несколько областей. Для управления ими султан назначал наместников (вали) из высшей мусульманской знати, часто из членов своей семьи. Области, в свою очередь, делились на налоговые округа, во главе которых стояли начальники, также из мусульман.
  Завоеватели стремились уничтожить существовавшую до них частную земельную собственность и передать землю государству. Рента взималась государством в форме налога со всех обрабатываемых земель, в чьем бы владении они ни находились.
  Небольшой слой мусульманской военно-служилой знати получал от султанов земельные владения в форме икта. Иктадары были обязаны содержать наемное войско в количестве, соответствующем их военным рангам.
  Второй по значимости формой собственности было прямое владение государства, называвшееся халисэ. Основной земельный налог с этого владения харадж и прочие подати собирали чиновники, и полученные средства направлялись в казну.
  Очень небольшой удельный вес имели такие формы земельных владений, как инам, мульк, вакф. Инамами называли дарственные наследственные владения, без каких-либо условий держания. Мульк также был наследственным, но его владелец был обязан значительную часть дохода отдавать государству в качестве налога. Вакфами называли безусловные владения мусульманских учреждений: мечетей, медресе и т. д.
  В средневековой Индии периода Делийского султаната товарно-денежные отношения были более развиты, чем в средневековой Европе. Поэтому часть оброка была переведена в денежную форму. Завоеватели связали общинников коллективной ответственностью за уплату налога. Однако индийские общины по-прежнему оставались экономически самодовлеющими мирками, жизнь в которых текла по установившимся издревле обычаям.
  Завоевание Индии тюрками-мусульманами отразилось на самых различных областях индийского общества. Появилась индийская литература на языке фарси, нового типа сооружения — мечети и мавзолеи. Однако сами пришельцы-мусульмане довольно быстро ассимилировались в Индии. Некоторые новые черты быта и культуры, которые они принесли с собой, слились вскоре с исконно существовавшими в Индии и стали неотъемлемой частью именно индийской жизни и культуры.

  б) Хилджи
  После смерти престарелого султана Балбана снова начались распри между группировками знати. В последовавшей затем борьбе верх одержали военачальники из тюркского племени хилджи.
  В 1296 г., убив своего тестя, правителем Дели становится Ала-уд-дин Хилджи (1296—1316 гг.). Жестокий и решительный Ала-уд-дин был способным военачальником и талантливым администратором.
  Для пополнения казны султан конфисковал или обложил налогом земли духовенства и богатых военачальников. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться, ездить верхом. Во избежание заговоров Ала-уд-дин запретил пиры и собрания, разослав повсюду своих шпионов.
  Предметом специальной заботы Хилджи была армия. Он ввел денежную оплату иктадаров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. Жалование воинам было повышено.
  Эти меры дали Ала-уд-дину возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. Затем султан организовал большой поход в Декан и в течение трех лет (1308—1311 гг.) завоевал его.
  Султанат в эти годы достиг вершины своего могущества. Однако под непосредственным контролем султана была только большая часть Северной Индии. Империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. Всюду вспыхивали мятежи. И после смерти Хилджи началась борьба за трон.

  в) Туглак
  В 1320 г. под именем Гийяс-уд-дина Туглака короновался наместник Пенджаба и основал новую династию. Новый султан снизил земельный налог до 1/10 урожая и на государственные средства строил ирригационные каналы.
  Гийяс-уд-дин подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели. Его сын по этому поводу устроил в Дели пышную встречу, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками.
  На престол взошел Мухамад-шах (1325—1351 гг.). Мухаммад Туглак был способным полководцем и, вообще, личностью весьма незаурядной. Для своего времени он был образцом учености и подлинным чудом. Но в то же время он был чудовищно жесток и, видимо, совершенно безумен. Мухаммад носился с фантастическими планами покорения Персии и Китая и своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние.
  Страну погубили его безумные планы и тяжелые налоги. Начался голод, а затем и восстания. За жестокость расправ султан получил прозвище Хуни, то есть Кровавый. Со второй половины 30-х годов держава, раскинувшаяся от Северного Пенджаба до юга Майсура, стремительно распадается.
  Несмотря на все перипетии, XIV в. был временем дальнейшего развития сельского хозяйства и ремесла. В городах сложился рынок земледельческих и ремесленных товаров. Индия была связана торговыми отношениями с различными странами Азии и Африки, откуда ее товары попадали в Европу.
  В то время как Делийская держава клонилась к упадку, в Декане возникли два государства. Одно на юге, названное по имени своей столицы Виджаянагар и находившееся под властью индусских правителей (1336 г.). Другое — в северной его части, названное по имени правившей там мусульманской династии государством Бахмани (1347 г.).
  Окончательный удар распадающейся империи нанесло в 1398 г. нашествие войск правителя Самарканда Тимура. Тимур стремился устрашить индийцев своей жестокостью. Истребляя население почти поголовно, он строил башни из черепов побежденных. Вошедшие в Дели войска Тимура несколько дней грабили и убивали жителей. Когда Тимур уходил обратно в Среднюю Азию, он увел с собой тысячи пленников, прежде всего ремесленников. Его столица Самарканд была в значительной мере застроена руками пленных индийцев.
  С 1413 г. Делийский султанат перестал существовать как большая и сильная держава. Северная Индия распалась на ряд княжеств.

 
© www.txtb.ru