Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5. Зэра-Яыкоб

  В истории Эфиопии неизгладимый след оставила деятельность императора Зэра-Яыкоба (1434—1468 гг.). Мало правителей подобного масштаба было в истории этой страны. Отцом его был император Давид I.
  Детство и молодость Зэра-Яыкоб провел на знаменитой горе Амба-Гышен. Там, по-видимому, уже с XIII в. члены императорских семей, фактические и потенциальные претенденты на трон, проводили долгие годы, а иногда и всю жизнь в ожидании своей очереди на царствование. На плоской вершине недоступной горы принцам крови были созданы хорошие условия для жизни. Но все связи с внешним миром были совершенно отрезаны.
  Зэра-Яыкобу, заточенному в Амба-Гышен, пришлось долго ждать момента прихода к власти. Он пережил правление трех своих братьев и трех племянников. Наконец, в 1434 г. он оказался в императорском шатре.
  Зэра-Яыкоб вступил на трон вполне зрелым человеком. У него уже была продуманная концепция управления государством. Основными являлись два положения: 1) максимальная концентрация власти в руках императора и создание централизованной системы правления во всем государстве; 2) расширение границ Эфиопии и укрепление ее позиций на севере. В течение 34 лет правления Зэра-Яыкоб с железной последовательностью осуществлял свой план.
  Несомненно, этот император был одним из самых дальновидных политиков, искусных дипломатов, а также человеком наиболее светлого и образованного ума в истории Эфиопии. Время его правления относится к наиболее интересному и красочному периоду в средневековой Эфиопии.
  Сразу же после вступления Зэра-Яыкоба на престол перед ним встала необходимость ликвидации внутреннего антагонизма в лоне церкви. Император лично участвовал в решении и улаживании многих противоречий в вопросах веры и литургии. Он ввел строгие религиозные правила, придерживаться которых обязано было все эфиопское духовенство под угрозой утраты имущества. Эти догматико-литургические принципы были опубликованы в книгах, автором которых был сам Зэра-Яыкоб. Для народа он учредил обязательные церковные праздники: субботу, воскресенье, ежемесячные праздники Марии и Михаила и т. д.
  Чтобы централизовать власть и ввести единую систему управления округами, Зэра-Яыкобу прежде всего нужно было сломить сопротивление местной знати и правителей сельских общин. Знатные роды пользовались властью и авторитетом в своих этнических группах и господствовали в своих землях фактически независимо. Эта независимость округов была причиной многочисленных заговоров и интриг против императора.
  Начав реорганизацию правления, Зэра-Яыкоб провел большой «шум шыр» (буквально, «разжалован-назначен»), то есть перераспределение придворных и провинциальных должностей. Важнейшие посты он отдал своим детям, прежде всего дочерям. Опасаясь наследников-мужчин, он доверил им менее значительные функции.
  Этот довольно необычный шум шыр не дал императору ожидавшегося укрепления центральной власти. Очевидно, в своих тенденциях к единовластию принцы и принцессы крови мало отличались от местной знати.
  Поэтому император обратился к другому методу. Он назначил на должности управляющих провинциями специально отобранных чиновников и присвоил им определенные титулы согласно исполнявшимся функциям. Таким образом, была сделана попытка отстранить от власти местные роды, управлявшие в силу традиционных прав целыми округами.
  В результате этого последнего шум шыра все важнейшие должности в государстве были заняты людьми, верными императору и связанными с ним своими интересами.
  Успех императорской политике обеспечили не только верные управляющие, но и специальные воинские отряды «шоа». Зэра-Яыкоб закрепил за каждой провинцией и округом соответствующий полк, оберегавший интересы императора и только ему подчинявшийся. Наиболее доверенные формирования «шоа» несли службу при дворе и являлись личной охраной императора.
  Несмотря на дипломатические усилия Зэра-Яыкоба, война с султанатом Иифат снова стала неизбежной. Неприятельские армии встретились в 1445 г. В продолжавшемся несколько часов бою весы победы долго оставались в равновесии. Наконец, смерть предводителя мусульманских войск, султана Ах- меда-Бэдлая, решила исход битвы в пользу императорской армии. Завершилась почти сто лет длившаяся война. Султанат Иифат перестал существовать.
  Последние 14 лет своего правления Зэра-Яыкоб посвятил продолжению начатого дела, почти совсем не покидая основанной в 1454 г. резиденции в Дэбрэ-Бырхане. Эфиопские императоры не строили столиц в европейском понимании этого слова. Обычно они выбирали какую-нибудь местность в качестве центрального пункта, а сами большую часть времени проводили в военных походах или поездках по стране с целью контроля. Императорская резиденция представляла собой скорее лагерь, чем город. То, что Зэра-яыкоб мог 14 лет провести в основанной им резиденции, свидетельствует о стабилизации государства и настолько прочной его организации, что можно было обойтись без постоянного контроля правителей на местах.
  Умер Зэра-Яыкоб в Дэбрэ-Бырхане 26 августа 1468 г. Он оставил в наследство сыну Эфиопию объединенную и организованную.

 
© www.txtb.ru