Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3. Йикуно-Амлак

  В царствование племянника Лалибэлы в провинции Шоа жил Иикуно-Амлак, девятый потомок последнего правителя Аксума. При поддержке духовенства и монахов он занял престол (1270—1285 гг.). Центр Эфиопии вновь передвинулся из Ласты к югу — в Шоа. Гегемония в государстве на несколько столетий перешла к новым правителям.
  На основании позднейших хроник можно предположить, что Иикуно-Амлак заключил с духовенством договор, передававший в собственность церкви третью часть земель в государстве. Это сильно укрепило экономическое положение церкви. Более того, этот договор создал в будущем прочную экономическую основу взаимозависимости светской и духовной власти в Эфиопии. Эта взаимосвязь нашла отражение и в административной структуре государства.
  В рамках договора будущий правитель признал за эфиопским духовенством право на два главных государственных поста, значение которых оставалось важным и в последующие столетия. Речь идет о санах ычэгэ и акабэ сэат.
  Глава эфиопских монахов, занимавший сан ычэгэ, становился вторым лицом в государстве после правителя. Во время придворных торжеств он сидел по правую руку от императора. Со временем ычэгэ станет фактическим главой духовенства, с мнением которого император вынужден будет считаться.
  Вторым в духовной иерархии и третьим в светской был сан акабэ сэат. Духовное лицо, занимавшее этот пост, обладало правом разрешать религиозные споры в лоне эфиопской церкви, издавать юридические вердикты и в качестве «блюстителя часов» составлять распорядок дня при дворе императора. В будущем акабэ сэат станет одной из наиболее привилегированных и авторитетных фигур церкви и одновременно одной из самых влиятельных и значительных особ при дворе.
  Нам не известна точная дата подписания договора. Известно только, что он был заключен незадолго до коронации Иикуно-Амлака, то есть примерно в 1268 или 1270 г.
  «Год священного союза» открыл период сохранившейся почти до недавнего времени взаимозависимости государства и церкви. Классическим примером этой зависимости является роль, которую сыграла созданная в начале XIV в. легенда о древнем происхождении новой династии. В этой легенде был использован, взятый из Библии, рассказ о царе Соломоне и царице Савской. Легенда обосновывала бесспорное и исключительное право на престол потомков Йикуно-Амлака, который якобы вел свое происхождение по прямой линии от Менелика I, легендарного сына царицы из государства Саба и Соломона. Именно тогда была создана книга «Кыбрэ нэгэст», или «Слава царей», одно из наиболее популярных в Эфиопии произведений, которое на протяжении веков играло важную политическую и культурную роль в истории страны.
  О времени правления Йикуно-Амлака нам почти ничего не известно. Знаем только, что он сделал центром государства Тэгулет в северном Шоа и что стремился к укреплению центральной власти и консолидации страны.


 
© www.txtb.ru