Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Периодизация, лозунги, цели и противоречия Перестройки

  Как это нередко бывает, название возникшему явлению дают не сразу. Например, переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике датируется мартом 1921 г., когда состоялся X съезд РКП(б), принявший решение о замене продразверстки продналогом. Но сам термин «НЭП» (причем некоторое время говорили «нэпо») возник через 2-3 месяца. Так и слово «Перестройка», давшее название целому периоду в нашей истории (1985-1991), появилось через 1,5-2 года после начала Перестройки. Сначала оно означало процесс, затем - исторический период.
  Периодизация Перестройки. Перестройка предусматривала «обновление социализма» с целью придать ему больший динамизм и эффективность, преодолеть застой и сломать «механизм торможения».
  Как и всякое явление, Перестройка за шесть лет прошла в своем развитии стадии зарождения, расцвета и гибели. В ее истории можно выделить три основных этапа:
  1) традиционно-авторитарный этап «ускорения и интенсификации» (начало Перестройки, 1985-1986);
  2) социал-демократический этап (управляемая Перестройка, 1987-1989);
  3) либерально-радикальный этап (Перестройка выходит из-под контроля, крах Перестройки, 1990-1991).
  На первом (традиционно-авторитарном) этапе Перестройки (1985-1986) предусматривалось добиться решающего перелома в экономике и других сферах общества путем совершенствования социализма, то есть задействовать его невостребованные потенциал и ресурсы. При этом сохранялась командная модель традиционного авторитарного общества. На практике реформирование в эти годы свелось к попыткам укрепления дисциплины, ужесточения контроля, номенклатурного обновления кадров и проведения курса на «ускорение социально­экономического развития». Но они не дали желаемых результатов и показали, что мобилизационные возможности форсирования экономики и общества исчерпаны.
  Начало второму (социал-демократическому) этапу Перестройки (1987-1989) положил январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором М. С. Горбачев предложил новую идеологию и стратегию реформ, в основу которых была положена идея соединения социализма с демократией. Главными лозунгами момента стали «гласность» и «демократизация». Начался процесс становления многопартийности и возрождения народовластия. Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монопольной власти КПСС властью демократически избранных Советов и трансформацию директивной экономики в социально ориентированную рыночную с элементами хозрасчета и личной заинтересованности (как бы «второе издание» НЭПа).
  Однако со второй половины 1989 г. стала нарастать социальная напряженность, вырос дефицит государственного бюджета и товаров первой необходимости. Руководство страны стало ориентироваться на переход к регулируемому рынку, но в рамках существующего социалистического строя. Перестройка стала выходить из-под контроля. Социально-демократическое реформирование было свернуто к 1990 г. из-за серьезных просчетов руководства страны в экономической области и национально-государственном строительстве.
  На третьем (либерально-радикальном) этапе (1990-1991) Перестройка как эволюционное реформирование социализма не увенчалась успехом в силу нарастания политической и экономической нестабильности, вызванной нерешенностью экономических проблем, усилением сепаратистских тенденций союзных республик и радикализацией политико-экономических требований разбуженного Перестройкой общества.
  Она трансформировалась в разрушительно-революционный процесс распада государства (СССР), слома его социально-политического строя (социализма) и коренной смены экономических и политико­идеологических оснований общества в новой России.
  Инициатор перемен. В понедельник 11 марта 1985 г., на следующий день после смерти генерального секретаря ЦК КПСС К. У. Черненко, новым генеральным секретарем на внеочередном (мартовском) Пленуме ЦК партии стал М. С. Горбачев.
  Михаил Сергеевич Горбачев родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном (Ставропольский край) в крестьянской семье. Работал в колхозе. В 1955 г. окончил юридический факультет МГУ, в 1967 г. - экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института. Был на комсомольской (с 1955 г.), затем (с 1962 г.) на партийной работе в Ставропольском крае. Первый секретарь Ставропольского горкома КПСС (1966-1968), второй секретарь Ставропольского крайкома КПСС (1968-1970), затем первый секретарь этого крайкома (1970-1978). С 1971 г. - член ЦК КПСС, в 1978-1985 гг. - секретарь ЦК КПСС, с 1980 г.- член Политбюро ЦК КПСС.
  В марте 1985 - августе 1991 г. был последним генеральным секретарем ЦК КПСС, в марте 1990 - декабре 1991 г. - первым и последним президентом СССР. Вышел в отставку с обоих постов.
  В июне 1996 г. баллотировался на пост президента Российской Федерации, но выбыл из борьбы в первом туре, набрав лишь 0,51 % голосов. В марте 2000 г. на Учредительном съезде Российской объединенной социал-демократической партии Михаил Горбачев был избран ее лидером.
  Лауреат Нобелевской премии мира (1990). Отмечен рядом советских орденов, 20 международными премиями, имеет почетные ученые степени более двух десятков зарубежных университетов, является Почетным гражданином семи городов мира.
  Автор полутора десятков книг и многочисленных публикаций в научных сборниках и периодической печати. В свободное время М.С. Горбачев любит читать художественную литературу, увлекается театром, кино, музыкой, совершает пешие прогулки по Москве.
  М. С. Горбачев положил начало Перестройке, реформированию советского общества и оздоровлению международной обстановки. С самого начала он проявил себя как опытный политик. Завершив начатую Ю. В. Андроповым (генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982­1984 гг.) кадровую чистку, Горбачев одновременно предпринял шаги по политическому обновлению общества на демократической основе. Вместе с ним к руководству страной пришли относительно молодые кадры. В новый состав Политбюро ЦК КПСС вошли Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, А. И. Лукьянов, В. А. Медведев.
  Стратегия ускорения. Последовавший вскоре апрельский Пленум ЦК КПСС (23 апреля 1985 г.) призвал к «всемерной интенсификации производства», укреплению «организованности, дисциплины и порядка» во всех звеньях народного хозяйства. На нем был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны за счет интенсификации производства.
  В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1985 г. говорилось о «новых методах хозяйствования» и «ускорении научно-технического прогресса». Этот курс реформ был конкретизирован на XXVII съезде КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.), который провозгласил «концепцию и стратегию ускорения социально-экономического развития страны, курс на обновление социализма»1.
  От партийных установок веяло неожиданной новизной и надеждой. Но в этом было и одно из внутренних (системных) противоречий Перестройки: обновление мыслилось в первую очередь как возвращение к ленинским, революционным основам, искаженным в периоды культа личности и застоя. (Как никоновские реформы в Русской православной церкви середины XVII в., нацеленные на обновление церкви и исправление богослужебных книг от накопившихся искажений путем возвращения к греческим образцам. Эти реформы, как известно, привели к расколу среди православных и появлению старообрядчества как религиозного диссидентства.) Как видим, и здесь движение вперед приняло форму возвратно-поступательного развития.
  На XXVII съезде партии провозглашался курс на «обновление всех сторон жизни советского общества», подчеркивалось, что «решающим в деле ускорения является человеческий фактор». Съезд призывал к углублению демократии, расширению гласности. Предполагалось к 2000 г. удвоить экономический потенциал СССР, в 2,5 раза повысить производительность труда, решить проблему снабжения населения продуктами питания (была принята специальная «Продовольственная программа»). Ускорение планировалось осуществить административно-командными методами, но посредством интенсивного внедрения новой техники и технологии, активизации человеческого фактора. Считалось, что отставание страны можно преодолеть форсированными темпами развития промышленности, ставилась задача совершенствования структур управления народным хозяйством. В политическую лексику прочно, хотя и ненадолго, вошли термины «стратегия ускорения», «интенсификация производства».
  Итак, реформы, инициированные М. С. Горбачевым, начались под лозунгом ускорения и интенсификации, но вскоре стало ясно, что просто «пришпорить» экономику не удается. Тогда на смену «стратегии ускорения» пришла «Перестройка».
  Перестройка. На январском Пленуме ЦК КПСС (27-28 января 1987 г.) был рассмотрен доклад М. С. Горбачева «О перестройке и кадровой политике партии» и взят курс на перестройку. Как видно из названия установочного по своему значению доклада, Перестройка сначала понималась как процесс обновления в первую очередь самой партии. Перестройку партия призывала начинать с себя. Январский пленум стал во многих отношениях поворотным. На нем была провозглашена новая стратегия Перестройки - развитие «демократизации и гласности». Было заявлено, что экономический подъем возможен при условии, если миллионы людей будут подталкивать Перестройку «снизу». В последующем Горбачев выдвигал и более смелые, неожиданные для руководства КПСС и просто для советского сознания идеи о плюрализме мнений и форм собственности, об отмене 6-й статьи Конституции СССР, о многопартийности.
  Главные лозунги момента - «ускорение» и «перестройка» какое-то время сосуществовали, мирно уживаясь друг с другом в партийно­пропагандистской риторике. В Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции» (9 марта 1987 г.) по-прежнему употребляется термин «программа ускорения», используется лозунг «Больше демократии - значит больше социализма» (по-видимому, восходит к ленинскому: «Больше света»).
  Таким образом подчеркивалось, что демократия руководителями партии понималась в зауженном смысле - как внутрипартийная, социалистическая демократия. (Для демократии как государственно­политического устройства вообще существовал специальный термин с оттенком осуждения - «буржуазная демократия».) На июньском Пленуме ЦК КПСС (25-26 июня 1987 г.) оба лозунга еще соседствуют: «перестройка и ускорение», причем хронологически предшествующий («ускорение») отодвинут на второе место, а более поздний («перестройка») - занял первое.
  В Постановлении ЦК КПСС «О работе Выборгского райкома партии г. Ленинграда» (28 октября 1987 г.) уже используется самостоятельное понятие «курс на перестройку».
  Примечательна сама постановка вопроса на февральском Пленуме ЦК КПСС (17-18 февраля 1988 г.), сформулированная в речи М. С. Горбачева «Революционной перестройке - идеологию обновления». Процесс перестройки стал пониматься как глубинный, фундаментальный; провозглашалось, что результаты такой перестройки должны привести к революционным по своему значению переменам.
  Здесь очередное противоречие Перестройки: революция - это, прежде всего, смена способа производства (типа экономики) и соответствующего ему политического устройства. Такой и была, например, Октябрьская революция в России. Реформы же Г орбачева замысливались как подновление социализма при его безусловном сохранении (то есть без фундаментальных перемен в экономической и политической системе). Поэтому в системном смысле Перестройка не равна революции.
  На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС также впервые было заявлено с партийной трибуны о необходимости «свободного соревнования умов», «социалистического плюрализма мнений». Эта фразеология нашла продолжение и развитие в Тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции, одобренных майским Пленумом ЦК КПСС (23 мая 1988 г.), в которых говорилось о «революции сознания», «реальном плюрализме мнений», в других партийных документах и в повседневной пропаганде.
  В этом тоже было противоречие Перестройки, которое состояло в подмене понятия. «Плюрализм» (от лат. pluralis: множественный) означает множественность, равноправную конкуренцию в политике и идеологии различных (разнородных) мнений, течений и сил, а на практике - многопартийность (то есть свободную игру политических сил как в области идеологии, так и в практике легальной политической борьбы за власть в ходе избирательных кампаний и в промежутках между ними). Пропагандируемый же партийными властями социалистический плюрализм мнений, во-первых, подразумевал возможность только высказывания различных (но в своей идеологической основе однородных) точек зрения в рамках только одной - социалистической - идеологии, и, во-вторых, - при сохранении однопартийной системы во главе с КПСС. То есть на самом деле этот лозунг подменял множественность - пусть и более многообразным, но единообразием. Таким образом, социалистический плюрализм мнений не равен плюрализму в политическом понимании этого термина, а есть урезанный, выхолощенный, ограниченный плюрализм.
  XIX Всесоюзная конференция КПСС (28 июня - 1 июля 1988 г.) обосновала необходимость политической, экономической и идеологической реформ. Принятая на ней конкретная программа действий декларировала, во-первых, переход к правовому государству, во-вторых, превращение КПСС в чисто политическую организацию (уход партии из сферы государственного управления). В материалах Конференции использовался лозунг «демократизация и гласность», говорилось о «переломном этапе перестройки», об ее «углублении» (восходит к терминологии весны-осени 1917 г.: «углубление революции»), о «тяжелом наследии застоя»1 (эта фразеология идет от первых послеоктябрьских лет: «тяжелое наследие царизма»).
  Одним из методов Перестройки была провозглашена гласность, которой отводилась важная роль в процессе демократизации общества. Гласность означала отказ от идеологического контроля духовной жизни, а также свободу критики.
  Отметим, что в нашей политической истории это было «второе издание» гласности как политического явления. Впервые, задолго до советской Перестройки, и достаточно краткосрочно гласность входит в российскую политическую лексику и действительность в период буржуазных реформ Александра II (широкое и гласное обсуждение в печати проектов отмены крепостного права; публикация с 1862 г. росписи государственных расходов (государственного бюджета); нормы судебной реформы 1864 г.).
  Здесь снова обнаруживается противоречие Перестройки: гласность «сверху» это еще не свобода слова «снизу». Г ласность подразумевает выборочное извещение со стороны властей о своих действиях и намерениях; это определенная либерализация, но еще не демократия. А свобода слова в демократическом обществе - это право каждого на получение и передачу любой информации, не являющейся государственной тайной и не запрещенной законом. Можно сказать, что гласность есть первый шаг к свободе слова2.
  Через два года это противоречие было в определенной мере снято: 12 июня 1990 г. в СССР была отменена цензура, свобода слова как демократическая норма была юридически закреплена в законе «О печати».
  На разных этапах Перестройки ее лозунгами были также: «Больше демократии» (чаще предпочитали говорить о «демократизации», - «демократия» все же ассоциировалась с «буржуазной демократией»), «Больше социализма», «Революция продолжается», «Новое мышление» и др. Аккумулирующим все предыдущие лозунги стал интегральный лозунг Перестройки: «Гласность, демократия, социализм». Политическая риторика становилась достаточно многообразной и более приближенной к человеку. Перестройка породила надежды на перемены к лучшему, веру в скорое обновление. Она была как глоток чистого воздуха после многих лет застоя.
  Идеи и цель Перестройки. Главные идеи Перестройки - гласность, выборность, демократизация партии и страны, повышение роли человеческого фактора - были с воодушевлением встречены интеллигенцией и в народе, но насторожили его консервативную часть, особенно партийно-государственный аппарат.
  Цель Перестройки состояла в том, чтобы модернизировать социализм, ограниченно обновить его экономическую и политическую системы, активизировать трудовую и общественную деятельность советских людей, создать «рыночную модель» социализма (главное противоречие Перестройки). Это была стратегия модернизации социализма «сверху», но тактически - с опорой на инициативу «снизу».
  Суть реформаторского курса и идеологии обновления состояла в отказе от государственно-бюрократического социализма в пользу демократического социализма с «человеческим лицом» (аллюзия лозунга подавленной советскими танками «Пражской весны» 1968 г. в Чехословакии - «социализм с человеческим лицом»). Провозглашались отход от жесткой централизации и развитие самоуправления, раскрепощение энергии личности, «революция сознания» и опора на «человеческий фактор», гуманизация общественного сознания и демократизация политической и духовной жизни общества.
  Цели и задачи Перестройки и способы их достижения постоянно менялись и корректировались. Заранее проработанной на ряд лет вперед программы реформ не существовало, да и не могло быть. Никто не ожидал, что Перестройка затянется так надолго и продлится больше, чем Великая Отечественная война. Перестройка оказалась во многом непредсказуемой, а действия ее руководителей носили импровизационный характер ситуативного реагирования.
  Инициатора перемен - М. С. Горбачева - стали называть «архитектором Перестройки».


 
© www.txtb.ru