Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 18. Ликвидация Советов. Изменение политической структуры власти

  События 3-4 октября 1993 г. подвели черту под советской формой государственного устройства. Всего состоялось 10 съездов народных депутатов РСФСР (РФ) - I и II в 1990, III, IV и V в 1991, VI и VII в 1992 и VIII, IX и X в 1993 гг. Из них шесть были внеочередными (II, III, V, VIII, IX и X), а последний - еще и чрезвычайным. Вслед за Верховным Советом в стране были упразднены советы нижестоящих уровней. Таким образом, в 1993 г. произошла окончательная десоветизация России.
  Правовой статус парламента Российской Федерации. До 1990 г. в России действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР, в 1990 г. в составе Верховного Совета были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей.
  В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. государственная власть в нашей стране разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Российской Федерации представляет Федеральное собрание (парламент) как орган законодательной и представительной власти.
  Федеральное собрание как народное представительство состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата), который выражает интересы субъектов Российской Федерации, и Государственной думы (нижняя палата), представляющей интересы населения Российской Федерации в целом.
  В Совет Федерации Федерального собрания РФ, состоящий из 178 членов, входят по два представителя от каждого из 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) Российской Федерации.
  В Государственную думу избираются 450 депутатов. Она является высшим законодательным и представительным органом страны, принимает Федеральные законы, именно в ней преимущественно сосредоточена вся законодательная деятельность парламента. Г осдума наряду с Советом Федерации является законной правопреемницей высших законодательных органов нашей страны - четырех дооктябрьских Дум 1907-1917 гг. и Советов России 1917-1993 гг.
  Государственная дума избирается сроком на четыре года. V Г осдума (счет ведется от первых дореволюционных Дум) как переходная от советской системы к думской - единственная, которая была избрана на двухлетний срок (1993-1995 гг.). Всего после 1993 г. были избраны и проработали полный срок три Государственных думы (V в 1993-1995, VI в 1995-1999 и VII в 1999-2003 гг.), в 2003 г. была избрана ныне действующая VIII Госдума.
  По сравнению с предыдущей (еще советской) Конституцией 1977 г. в новой Конституции 1993 г. права и функции парламента значительно ограничены. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всех вопросов, относящихся к вйдению Российской Федерации, то в соответствии с нынешней Конституцией из ведения парламента исключены распорядительные функции, достаточно ограничены функции парламентского контроля.
  Парламентские выборы 12 декабря 1993 г. В соответствии с ранее принятыми решениями 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу Федерального собрания РФ (V Госдума). Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и референдумом по проекту новой Конституции Российской Федерации, который получил одобрение большинства граждан России.
  Эти выборы были нетрадиционными. Они проходили после драматических событий 3-4 октября в Москве в рамках новых политических правил, установленных президентом в обстановке довольно высокой общественно-политической напряженности.
  1 октября 1993 г. президентом Российской Федерации был издан Указ «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период», в котором был определен численный состав Государственной думы в количестве 450 депутатов, избираемых по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе (225 депутатов избирались по партийным спискам, 225 - по одномандатным округам).
  Центральная избирательная комиссия (ЦИК) утвердила перечень общероссийских общественных объединений, уставы которых предусматривали возможность их участия в выборах (33 партии, 16 движений, также 89 других общественных объединений и 9 учтенных профсоюзных объединений).
  О праве выдвинуть списки кандидатов в депутаты Государственной думы по общефедеральному округу изначально заявили 35 общественных организаций. На регистрацию были представлены списки кандидатов от 21 избирательного объединения. Центризбирком зарегистрировал списки только 13 из них. Остальные не смогли набрать в свою поддержку необходимых 100 тысяч подписей избирателей.
  В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 19 октября 1993 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 года» ряд общественных организаций и лиц за активное участие в московских событиях 3-4 октября был лишен права участвовать в выборах в Государственную думу. В числе этих организаций были: Фронт национального спасения (лидеры - И. П. Константинов, А. М. Макашов), Российская коммунистическая рабочая партия (В. И. Анпилов), Общественный клуб «Союз офицеров» (С. Н. Терехов), Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей «Щит» (В. Г. Уражцев), Русское национальное единство (А. П. Баркашов), а также Российский коммунистический союз молодежи.
  По завершении регистрации кандидатов в депутаты Государственной думы борьбу за депутатские мандаты продолжили 1586 человек в одномандатных округах и 1717 в общефедеральном округе.
  Из 13 избирательных объединений, принимавших участие в выборах по партийным спискам, 5-процентный барьер преодолели только восемь: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, лидер В. В. Жириновский) - получила 24,58 % голосов, блок «Выбор России» (ВР, Е. Т. Гайдар) - 15,03 %, Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, Г. А. Зюганов) - 11,16 %. Политическое движение «Женщины России» (А. В. Федулова, Е. И. Лахова, Н. Н. Гундарева) получило 8,72 % голосов, Аграрная партия России (АПР, М. И. Лапшин) - 8,02 %, блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» (Г. А. Явлинский, Ю. Ю. Болдырев, В. П. Лукин) - 7,71 %, Партия российского единства и согласия (С. М. Шахрай) - 5,76 %, Демократическая партия России (ДПР, Н. И. Травкин) - 5,64 % голосов. Остальные избирательные объединения получили менее необходимых 5 % голосов.
  В результате голосования в состав Государственной думы были избраны 444 депутата (по состоянию на начало работы Госдумы). Из них 225 депутатов (представители политических партий и движений) - по общефедеральному округу и 219 - по одномандатным округам.
  Наибольшее число мест получили (с учетом депутатов, избранных на персональной основе) представители блока «Выбор России» во главе с Е. Т. Гайдаром, на втором месте оказалась оппозиционная Либерально-демократическая партия (ЛДПР), третье и четвертое места заняли Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) и союзная с ней Аграрная партия России (АПР). Победителей - гайдаровский блок «Выбор России» - стали называть «правящей партией».
  Прошедшие в Госдуму партии и объединения сформировали фракции и депутатские группы. Их численность составила: «Выбор России» - 76 мест; ЛДПР - 63; Аграрная партия России - 55; КПРФ - 45; «Российский путь» (С. Н. Бабурин) - 25; блок «Яблоко» (Г. А. Явлинский, Ю. Ю. Болдырев, В. П. Лукин) - 25; Демократическая партия России - 15; «Новая региональная политика» (В. И. Медведев; группа сложилась после открытия Госдумы) - 65; Партия российского единства и согласия - 30; фракция «Женщины России» - 23.
  Председателем Государственной думы стал И. П. Рыбкин (АПР), его первым заместителем - М. А. Митюков («Выбор России»).
  12 декабря 1993 г. была избрана и верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. В нее вошли по 2 депутата (сенатора) от каждого субъекта РФ. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко.
  11 января 1994 г. новый парламент приступил к работе в Москве. Уже
  19 января избранные в ходе всенародных выборов депутаты обсудили на пленарном заседании план законопроектных работ в соответствии с Конституцией РФ, закрепившей правовую норму: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой» (ст. 105, ч. 1).
  Конституция РФ 12 декабря 1993 г. 12 декабря 1993 г. путем всенародного голосования на референдуме была принята новая Конституция РФ (Основной Закон страны). В голосовании приняло участие 55 % избирателей, за принятие Конституции высказались 58,4 % голосовавших. День 12 декабря был объявлен праздничным1. Новая Конституция Российской Федерации предоставляла большие полномочия президенту и устанавливала новую структуру высших представительных органов (Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы).
  Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию - президентской республикой. Президент провозглашался главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог налагать вето на решения Федерального собрания. Для его преодоления требовалось две трети голосов в каждой из палат. По сравнению с другими президентскими республиками мира, в России президент наделялся наибольшими прерогативами: фактически власть его была необъятна и безгранична. Это позволяло резко ускорить процесс реформирования страны.
  Помимо президента, государственную власть в России осуществляли, согласно Конституции, двухпалатное Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), правительство, федеральные суды.
  Конституция декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая охраняемое законом право частной собственности.
  Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложившееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами федерации стали 89 национально-государственных и административных образований: 21 республика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных округов. Конституция утвердила субъектом РФ Чеченскую республику.
  Этим завершился конституционный кризис, в стране установилась новая форма правления. Россия стала президентской республикой (иногда ее называли президентско-парламентской).


 
© www.txtb.ru