Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7. Из истории российского либерализма

  История либерализма в России была изучена чрезвычайно слабо, если иметь в виду объективное, непредвзятое его исследование. Между тем, либеральное движение являлось одним из важнейших направлений в общественно-политической жизни. В последние годы положение изменилось: о либерализме пишут все больше.
  Суть либерализма состоит в защите личности, индивидуума, в наделении этой личности правами и свободами, обеспечивающими ее экономическую, гражданскую, политическую независимость и самостоятельность. Для либерала индивидуализм не тождествен эгоизму. Защищая свои права и свободы, он столь же уважает права и свободы других, отстаивая равные права всех перед законом. Для либерала свобода не тождественна и анархизму, ибо он является сторонником учреждений и общественных форм, в которых каждый конкретный человек подчиняется оформленному в законах порядку и дисциплине. В системе взглядов либералов «личность стоит на первом месте, а ценность общественных групп или учреждений измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей отдельных субъектов» (В. В. Леонтович). С точки зрения деятельности личности главным для либерализма является предпринимательский дух и воля человека. Это, в свою очередь, может обеспечить принцип частной собственности и свобода всех проявлений человеческих возможностей (в рамках, естественно, закона). Уважение к личности, ее равноправие с другими, свобода выбора характера деятельности, свобода труда обеспечивают, по убеждениям либералов, достойное существование каждому человеку, в том числе и тому, кто не обладает частной собственностью.
  Методом деятельности либералов является устранение помех и преград личной свободе путем преобразований, исключающих насильственные, в особенности - кровавые действия. В этом одно из самых существенных различий между либерализмом и революционностью, т. к. насильственная революционная акция не только разрушает элементы старого порядка вещей, но и предопределяет еще большее насилие над людьми в силу того, что не остается в обществе сдерживающих и контролирующих революционную стихию преград.
  Русский либерализм имел ряд особенностей. Ему не пришлось долгое время вызревать, как это было на Западе. Он был во многом воспринят именно с Запада и перенесен на русскую почву. Не удивительно, что поначалу сторонников у него в России было немного. Если в Западной Европе либерализм стал идеологией среднего класса, то в России он стал исповедоваться некоторыми дворянами и интеллигентами и не имел широкой социальной базы. Подавляющее большинство населения жило своими испытанными веками понятиями и не могло воспринять либеральные идеи.
  Несмотря на малочисленность, либералы имели в некоторые моменты истории XIX века большой вес, что определялось тем, что в их рядах были крупные сановники, которые при поддержке императора и обеспечили те реформы, которые осуществлялись в этом веке в России.
  Вообще же либералы России не имели четко выраженной приверженности к каким-либо социальным слоям, что и определило значительный разброс в их взглядах и практических предложениях. Близость же к господствующим кругам объясняет нам некоторый консервативный его оттенок. Это же привело к тому, что либерализм в России стал альтернативой демократизму.
  Специфику российскому либерализму придавали и некоторые черты великорусского характера и мировоззрения. В центре взглядов русских либералов стоял человек с его поисками свободы, правды Божией и царства Божия на земле. Этот человек рассматривался либералами через призму коллективного бытия. Ведь в России с ее соборностью развитие могло идти только но линии от «большинства» к индивидууму, в то время как на Западе индивидуальное начало решительно преобладало.
  В системе ценностей русского либерала особое значение имело стремление к экономической, а не политической свободе, ибо без экономической свободы невозможно было раскрепощение людей. Поскольку эта проблема решалась исключительно долго, либерализм в России задержался на интеллектуальной стадии. Фактически либерализм в нашей стране как стройная система ценностей сложился только в начале XX века, а в силу своей специфики он стал важной составной частью мирового либерального движения.
  При всем этом надо отметить, что русский либерализм не стал образом мыслей и действий широких слоев населения. В то же время он не находил устойчивой поддержки и в руководящих кругах. Это предопределило его трагедию, которую он пережил в результате социальных и политических потрясений, связанных с гибелью самодержавной России.
  История либерализма в России берет свое начало в эпохе просвещенного абсолютизма Екатерины II. Заметное распространение либеральных идей имело место во время царствования Александра I. Происходит вызревание либерального сознания в высших, наиболее образованных сферах дворянского общества, и связано оно с такими именами, как Н. С. Мордвинов, М. М. Сперанский.
  Н. С. Мордвинов, например, выступал за предоставление гражданских прав лицам недворянского происхождения. Результатом распространения таких мыслей и предложений был известный Указ 1801 г. о разрешении покупать земли купцам, мещанам и государственным крестьянам. Н. С. Мордвинов решительно защищал право частной собственности так, чтобы никто, даже император, не мог лишить ее человека. Будучи сторонником постепенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, Н. С. Мордвинов считал, что этому должно предшествовать создание статуса свободного человека и гражданина, что возможно лишь при переходе к конституционным формам государственного управления.
  Более подробно, конкретно и четко либеральные идеи изложены у М. М. Сперанского в его «Введении к уложению Государственных законов» (1809 г.). М. М. Сперанский считал необходимым законодательное закрепление гражданских свобод, установление прочной конституционно-правовой основы государственной власти и создание правового государства, которое обеспечивает безопасность жизни и имущества человека. Политическими же правами М. М. Сперанский готов был наделить только собственников. Большую роль он отводил нравственности (совесть - основа нравственного порядка), которая должна основываться на религии и «общежительном законодательстве», изданном властью. М. М. Сперанский не покушался на абсолютизм, но считал, что и над императором должен стоять закон.
  Развитие либеральных идей было продолжено той частью декабристов, которая готова была действовать легальными методами, идти путем реформ вместе с властью. Восстание же декабристов не способствовало этому и стало одной из причин конфронтации монархии с наиболее радикально настроенной частью общества.
  Либералами по сути своей были западники и славянофилы, хотя до поры до времени их споры ограничивались теорией и не имели выхода в реальную практику. Однако, антикрепостнические и реформаторские взгляды выдающихся представителей этих течений общественной мысли подготавливали эпоху великих реформ 1860-1870-х гг.
  Именно в эту эпоху были осуществлены многие либеральные преобразования, расширилась сфера гражданских свобод, на повестку дня был поставлен вопрос о введении конституции в России. База либерализма укрепилась с появлением земств и тысяч земских деятелей, новых судов и адвокатуры. Реформы в области просвещения и печати превратили в островки либерализма университеты и другие вузы, некоторые периодические издания. В это время появляется и само слово - интеллигенция. Особенностью русской интеллигенции была приверженность идее общественного блага и в связи с этим оппозиционное отношение к власть предержащим. Интеллигенция выдвинула из своей среды как либералов, так и радикалов, вплоть до сторонников крайних революционных способов изменения России.
  Из наиболее крупных либеральных деятелей пореформенного времени можно назвать, например, К. Д. Кавелина. На исходе жизни и у А. И. Герцена либеральные ценности явно преобладали. Чего только стоят его слова: «Человек серьезно делает что-нибудь только тогда, когда делает для себя». А. И. Герцен заявил (1869 г.), что не верит «в серьезность людей, предпочитающих ломку и грубую силу развитию и сделкам». Главным для А. И. Герцена в стремлении к свободе человека становится критерий нравственности, защита ценностей цивилизации и гарантии прав личности от насилия извне. Эти мысли А. И. Герцена совпадали с тем, что предлагал и К. Д. Кавелин, для которого личностное начало было одним из главных: «необходимо предстоящее обновление поднятием нравственности, опирающейся на социологию, и развитием правового порядка».
  Крупнейшими либералами были Б. Н. Чичерин, Н. А. и Д. А. Милютины, К. К. Арсеньев и др. Либералы выражают свои убеждения через журналы «Вестник Европы», «Дело», «Русская мысль». Особенно плодотворной была многолетняя деятельность редактора-издателя «Вестника Европы» М. М. Стасюлевича. Либералы стремились приблизить введение конституционного строя, расширить права управления и самоуправления, сферу гражданских и политических свобод, в том числе - за счет углубления земской реформы.
  В условиях политических контрреформ 1880-1890-х гг. возможности либерального движения были ограничены, но исчезнуть оно не могло. На позициях либерализма на рубеже XIX-XX вв. стояли представители разных течений общественной жизни. Это некоторые народники - Н. А. Каблуков, А. И. Чупров, «легальные марксисты» - П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, «экономисты» - С. Н. Прокопович и Е. Д. Кускова. Важной была роль либералов-ученых - П. Н. Милюкова, В. Д. Набокова, П. И. Новгородцева, С. А. Муровцева, А. А. Мануйлова, А. А. Кауфмана и др. Либеральная альтернатива развития России была чрезвычайно популярной и основывалась на поддержке значительных общественных сил. Некоторые из конкретных дел российских либералов будут показаны в последнем параграфе настоящего раздела.

Источники и литература

  Горяинов Сергей. Проза жизни русского либерала // Родина. - 1998. - № 3.
  Дудзинская Е.А. Славянофильство в пореформенной России. - М., 1994.
  Кельнер В.Е. Стасюлевич М.М. и либеральная оппозиция в 70-х - начале 80-х годов XIX века // Отечественная история. - 1992. - № 4.
  Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762-1914. - Париж, 1980.
  Либерализм в России. - М., 1996.
  Политическая история: Россия - СССР - Российская федерация. - Тт. I, II. - М., 1996.
  Российские либералы. - М., 2001.
  Сперанский М.М. Проекты и записки. - Л., 1960.
  Шелохаев В. В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. - 1998. - № 4.

 
© www.txtb.ru