Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.5.4. Речь и мышление

  Мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т. е. построена на материале различных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое целое.
  Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Это язык в действии. Язык - система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил для построения предложения.
  Основные функции речи - коммуникации и мышление.
  Изучение роли речи в становлении и развитии мышления требует широкого понимания речевых процессов. В речи выделяют две стороны - внешнюю, выражающую языковые формы и их сочетания, и внутреннюю, семантическую. Если при анализе связей мышления и речи ограничиться только внешней стороной слова, то мысль останется для исследователя «чистой», независимой от речи, лишь получающей свое словесное оформление. При семантическом анализе речи открываются её действительные связи с мыслью, которая в слове и через слово совершается. Тем самым психологической единицей анализа речевого мышления является внутренняя, смысловая сторона слова, его значение. В значении слова отражено функциональное единство мышления и речи, взаимообусловленность их развития. Так, с одной стороны, развитие обобщений, представленных значениями слов (понятий) предполагает речевое общение людей в совместной деятельности, а с другой - расширение и усложнение речевой коммуникации связано с переходом обобщений на качественно новую ступень.
  Выделяют два основных вида знаковой речи - внешнюю и внутреннюю. Внешняя человеческая речь - основное средство коммуникации в совместной деятельности, которое позволяет использовать язык для указания внешних предметов (индикативная функция речи), их обозначения (сигнификативная функция), называния (номинативная функция), познания их существенных сторон и отношений (гностическая функция). Изложение, выражение мыслей, обмен ими могут осуществляться в разных формах: устной и письменной, монологической и диалогической речи. Соблюдение языковых правил во внешней речи, т. е. мера её развернутости, зависит от полноты понимания сообщения собеседником. Так, письменное изложение мысли требует её максимальной выраженности в речи, форма устной монологической речи может быть сокращена за счет использования невербальных средств, а в диалоге сокращение происходит благодаря знанию его участниками контекста общения.
  Внутренняя речь человека - это речь «для себя». Однако, она нужна человеку не только для «разговора с самим собой»: возникая на базе внешней, она не теряет своей социальности. Но если с помощью внешней речи можно воздействовать на поведение других людей, то внутренняя речь - это средство ор-ганизации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь как бы состоит из одних «психологических сказуемых», смысловая сторона внутренней речи полностью доминирует над внешней формой речевого высказывания, языковыми правилами его порождения. Это проявляется в том, что, во- первых, элементы различных слов (и их значений) могут «слипаться» (агглютинироваться) в новые комбинации, связанные единым смыслом, и, во-вторых, отдельные слова и словосочетания обретают более широкие смыслы, которые как бы вливаются в них, обогащая первоначальные значения слов новым содержанием.
  Различны функциональные отношения мышления с видами (и подвидами) речи. Так, например «аффективная речь», общая для человека и животных, служит для выражения эмоциональных состояний, для психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние (голода и жажды, страха и радости), а не знаков. Аффективная речь» является внеинтеллектуальной.

 
© www.txtb.ru