Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.5.1. Стадии и виды мышления

  Стадии мышления: допонятийная (в детстве, когда ребёнок ещё не знает слов, т. е. понятий) и понятийная - когда мысль облекается в слова. Иногда студенты на экзамене демонстрируют допонятийное мышление - знают на уровне ощущений, а сказать не могут.
  Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т. е. на общественно-историческом опыте человека. Выделяют много видов мышления. Некоторые из них показаны на рисунке 4.6.

Рисунок 4.6 - Виды мышления (схема автора)

Рисунок 4.6 - Виды мышления (схема автора)

  Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда особенностей.
  Теоретическое мышление - это мышление, направленное на выявление, открытие и познание законов, правил, принципов, на создание теорий.
  Практическое мышление - подготовка преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим (из опыта). Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.
  Теоретическое понятийное мышление (словесно-логическое) - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
  Т. о. понятийное мышление - мышление, опирающееся на логические операции с понятиями. Оно ищет решения задачи с начала до конца в уме. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
  Инструменты логического мышления (формы мысли): понятия, суждения, умозаключения.
  Понятие - слово, в котором отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Обычные слова или их сочетания и являются понятиями - лес, зима, организация, студент, химический элемент и т. д.
  Понятия бывают:
  1. Единичные и общие. Единичные обозначают один и только один предмет, например: Луна, Москва, Волга (река), а также «высочайшая вершина мира», «река, на которой стоит Лондон» и т. п. Понятие «человечество» тоже относится к единичным, потому что предмет, которым можно назвать «человечество», всего один. Общие обозначают более чем один предмет: книга, человек, планета, число, человек, спутник.
  2. Конкретные и абстрактные. Конкретное понятие обозначает отдельный предмет, вещь или лицо. Например: «дом», «белый дом», «лошадь» - конкретные понятия, поскольку обозначают конкретные предметы, вещи. Но слово «голубизна» является абстрактным понятием, отвлечённым от какого-либо конкретного предмета.
  3. Эмпирические и теоретические.
  Суждение - мнение, заключение, к которому человек приходит в процессе рассуждений, размышлений. Суждения - информационная база для умозаключений.
  Виды суждений: истинные, ложные, общие, частные, единичные.
  Примеры истинных суждений: единичные («Менделеев - автор периодической системы»), общие («Лошадь — домашнее животное») и частные («некоторые студенты — спортсмены»). Ложные суждения: «Все жители Барбадоса болеют элефантизмом (слоновостью)». «Все наёмные работники стараются увильнуть от работы».
  Умозаключение рассматривают как процесс, явление, и как форму мышления.
  Как процесс умозаключение - логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждении (посылок) получается новое утверждение - заключение (вывод, следствие).
  Но под умозаключением ещё понимается и сам вывод, заключение, т. е. явление. Поэтому как явление умозаключение представляет собой вывод, заключение из рассуждений. А также умозаключение - это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.
  Есть два мыслительных познавательных процесса получения новых знаний в виде умозаключений: дедукция и индукция.
  Дедукция (от лат. deductio - выведение) - движение мысли от общего к частному; выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки; процесс логического вывода, т. е. переход от предположений-посылок к их следствиям.
  Дедуктивные умозаключения - это заключения от общего правила к частным случаям.
  В дедуктивном умозаключении логическая связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведёт к истинному заключению. Отправляясь от истинных посылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.
  К дедуктивным относятся, к примеру, такие умозаключения.
  Днём светло. Сейчас светло. Значит, сейчас стоит день.
  Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, греки смертны.
  Индукция (от лат. inductio - возбуждение) - движение мысли от частного к общему; процесс логического вывода умозаключения на основании перехода от частных положений к общим.
  Среди наиболее важных законов индуктивной логики выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие:
  1) всегда, когда возникает причина, возникает и следствие;
  2) всегда, когда есть следствие, ему предшествует причина;
  3) если изменяется причина, изменяется и следствие;
  4) если причина имеет дополнительные свойства, то и следствие приобретает дополнительные свойства.
  Индуктивные умозаключения - это заключения от частных случаев к общему правилу.
  В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические знания. Индукция не дает полной гарантии получения новой истины, она дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.
  К индуктивным умозаключениям относятся не только умозаключения, полученные путём перехода от частного к общему, но и те, которые получены с использованием аналогии, методов установления причинных связей, подтверждением последствий, целевым обоснование и т. д.
  К индуктивным относится, к примеру, такое умозаключение.
  Железо, медь, кобальт, алюминий, золото - металлы, и они электропро- водны. Следовательно, все металлы электропроводны. Это заключение истинно, потому что база индукции была полной.
  Однако в силу того, что зачастую число исходных элементов не поддаётся учёту, и поэтому база индукции является неполной, а также из-за невозможности учёта всех привходящих обстоятельств, индуктивные заключения получаются ложными или ничтожно правдоподобными.
  Приведём примеры ложных и ничтожно правдоподобных индуктивных умозаключений.
  1. Алюминий - твердое тело; железо, медь, цинк, серебро, платина, золото, никель, барий, калий, свинец - также твердые тела. Алюминий, железо, медь и т. п. - это металлы. Значит, все металлы - твердые тела. Это заключение ложно, потому что хотя база индукции была широкой, но не полной. В неё не вошла ртуть - жидкий металл.
  2. У лошади, обезьяны, волка, человека и многих других животных при еде двигается лишь нижняя челюсть. Значит, у всех животных при еде двигается только нижняя челюсть. Это заключение ложно, потому что хотя база индукции была широкой, но не полной. В неё не вошёл крокодил, у которого при еде двигается верхняя челюсть, а не нижняя.
  3. Известно, что у Баха в пяти поколениях его предков насчитывается 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина. Значит, способности человека предопределены тем, насколько талантливы были его предки. Это заключение правдоподобно, но эта правдоподобность ничтожна.
  4. Человек с удовольствием ел картошку шесть дней подряд, значит, он с не меньшим удовольствием будет есть её в седьмой день и в последующие дни. Это заключение ложно, потому что не учтена потребность организма в разнообразии питательных веществ.
  Продолжим рассмотрение видов мышления.
  Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески создаются воображением.
  Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
  По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при не достигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
  Наглядно-образное мышление - мышление, оперирующее представлениями и образами.
  Наглядно-действенное мышление - мышление, опирающееся на восприятие предметов и действия с ними.
  Различают также аналитическое и интуитивное, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
  Аналитическое мышление развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.
  Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
  Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое (было выявлено на материале больных шизофренией Э. Блейлером) полностью подчинено внутренним желаниям, мотивам человека, допускает логические противоречия, отождествления себя с предметами, событиями, искажение реальности. Понятно, что в данном случае причудливая мысль больного связана с особенностями его аффективной (эмоциональной) сферы. Тот факт, что мышление конкретного человека не ограничено беспристрастными логическими рассуждениями, подчеркивался также при выделении «эмоционального мышления» (Г. Майер).
  Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принятия точки зрения другого человека. Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного мышления. В процессе продуктивного мышления возникают новые мысли, идеи и решения, а в процессе репродуктивного воспроизводятся те, которые известны человеку - перекомбинируются, используются в новой ситуации.
  В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.
  В психологии различают два типа творческого мышления - дискурсивное и интуитивное. Дискурсивное мышление - это поэтапно развёрнутое мышление, когда новая продукция создаётся эволюционным путём - перебором вариантов, постепенными изменениями, обычно медленными. Интуитивное мышление позволяет находить искомое решение мгновенно, оно приходит как вспышка, озарение. Но сразу необходимо сказать, что мгновенность эта достигается очень долгим (как правило) предварительным трудом. Интуитивное мышление даёт революционные решения.

 
© www.txtb.ru