|
4.4.4. Законы памяти (запоминания)
1. Закон осмысленности - осмысленный, понятный материал запоминается лучше. 2. Закон интереса - то, что интересно, запоминается лучше. 3. Закон установки - то, что решено запомнить, запоминается лучше. 4. Закон действия - информация, используемая в деятельности (т. е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше. 5. Закон яркости впечатления - чем ярче впечатление, тем лучше оно запоминается. 6. Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое запоминается лучше. 7. Закон исходного объёма знаний - если по заучиваемому материалу имеются уже знания, то новая информация запоминается лучше. 8. Закон оптимальной длины ряда - для лучшего запоминания длина запоминаемого ряда не должна намного превышать объём кратковременной памяти. 9. Закон торможения - заучиваемый материал, сходный с недавно заученным, запоминается хуже - эффект П. Раушбурга (венгерский психолог). 10. Закон края - лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце. 11. Закон связности - логически связанный, последовательно излагаемый материал запоминается лучше. 12. Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т. д. 13. Закон повторения - чем больше повторений, тем запоминается лучше. Психологи советуют делать несколько повторений. Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2-3 недели после третьего; пятое повторение - через 2-3 месяца после четвертого повторения. Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края»: элементы, находящиеся в начале и конце заучиваемого ряда, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
|
|