Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1.3. Этапы социализации. Периодизация психического развития в онтогенезе

  Социализация - это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.
  Основные механизмы социализации:
  1. Индентификация (самоотожествление я=ты).
  2. Подражание (воспроизведение поведения других людей).
  3. Убеждение (процесс воздействия на сознание с помощью аргументов для того, чтобы индивид понял что-либо и поверил в это).
  4. Внушение (результат и такой процесс воздействия на психику человека, при котором информация усваивается без её осмысления и понимания, некритично).
  Люди имеют различную внушаемость. Внушаемость - это характеристика человека, зависящая от ситуативных и личностных факторов. В общем-то нормальное свойство человеческой психики, но, будучи чрезмерным, может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное ей свойство - критичность.
  К числу свойств личности, способствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (комплекс), покорность, забитость, затурканность, затюкан - ность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертиро- ванность, экстернальность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности («тормозной»).
  Выделяются следующие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости. 1. Психофизическое состояние субъекта - при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе. 2. Низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности. 3. Дефицит времени для принятия решения. 4. Авторитетность источника информации.
  В дальнейшем информация, усвоенная в процессе внушения, с большим трудом поддаётся коррекции. Она становится установкой, стереотипом. Человек не может объяснить, почему он что-то делает или имеет какое-либо мнение, но считает, что это правильно. Переубедить его трудно, потому что исходные знания основаны не на логике и не на понимании.
  Внушаемость под влиянием группового давления, податливость - это конформность. Конформность - это характеристика личности, а само явление носит название конформизма. Противоположность конформности - нонкон- формность (явление называется нонконформизм). В русском языке нонконформизм называется негативизмом. Негативизм - стремление непременно поступать наперекор позиции других людей, любой ценой и во всех случаях высказывать и отстаивать противоположную точку зрения. Почему человек себя так ведёт? Ведь это, по существу, бунт. Когда? Против чего?
  «Золотой серединой» между конформностью и негативизмом является независимость - самостоятельность как способность вырабатывать собственное мнение, собственную позицию и придерживаться их, не поддаваясь психологическому давлению.
  Психологическое давление - давление на психику - принуждение, насилие над чьей-либо волей, убеждениями вербальными и невербальными средствами (но не физическими). Используют: социальные ожидания, молчаливый или словесный укор, неодобрение, разрыв или угроза разрыва отношений, крик, грубость, резкость, придирки, разносы, унижения, оскорбления, угрозы, шантаж.
  Социализация человека осуществляется поэтапно. Первый этап - младенчество - от рождения до года. Это этап формирования доверия или недоверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со взрослыми. Благодаря этому общению ребёнок осваивает нормы отношений между людьми. В этот период у ребенка ещё не сформировалось самосознание. В зависимости от характера воспитания, и особенно от обращения матери с ребенком, в этот период у него формируется либо позитивное, оптимистическое отношение к миру (если он получает качественный уход и имеет положительное и достаточное общение с матерью), стремление к жизни, либо отрицательное, недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти (если имеется дефицит эмоционального общения с матерью и оно носит негативный характер).
  Второй этап - раннее детство (от 1 до 3лет) - этап формирования самостоятельности. Ведущей деятельностью является предметная, и соответственно на первый план выходит усвоение способов деятельности с предметами, выработанных обществом. Именно в этот период ребенок впервые начинает осознавать себя субъектом собственных действий и поступков (отделяя свои действия от действий других людей). Он говорит: «Я сам», не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя другим (это моё). В этот период формируется автономия и независимость ребенка, он учится контролировать себя при выполнении основных бытовых действий. Родители при этом стараются регулировать степень автономии, используя стыд и наказание за неправильные действия. В оптимальном варианте должно соблюдаться определённое равновесие автономии и стыда и тогда развитие ребенка будет положительным, у него сформируется самостоятельность, автономия, опрятность, воля. Если же самостоятельность автономия ребенка будет чрезмерно подавляться, то у ребенка разовьются сомнения в своих силах, стыд, зависимость от других, которые затем могут генерализоваться.
  Третий этап - дошкольное детство (3-7 лет) - этап выбора: инициативность или пассивность. Ведущей деятельностью является игра, с помощью которой ребёнок осваивает социальные роли, способы взаимоотношений между людьми. В этом возрасте развитие самосознания сводится к самооценке своих качеств. Если родители поощряют и развивают игровую активность ребенка, то тем самым они формируют правильное поведение ребёнка по отношению к внешнему миру - инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность. Если же в этот период родители не уделяют внимание играм ребенка, или подавляют его чрезмерной мелочной опекой, то у него формируются пассивность, неуверенность, конформность, чувство вины, подражательность.
  Следующий этап, четвёртый - школьный возраст (от 7 до 14 лет), в том числе младший школьный возраст 7-10 лет, когда формируется самооценка). Основными видами деятельности являются учебная деятельность и общение со сверстниками. В этот период происходит освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности, освоение норм отношений между людьми. В этот период начинает формироваться т. н. Я-образ - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимодействия с другими. В образ Я встраивается и отношение человека к самому себе. Протекание этих процессов также существенно зависит от метода и приемов воспитания и успешности учебной деятельности ребёнка.
  Социализация ребёнка носит положительный характер, если в семье он получает положительную эмоциональную поддержку, в школе успешно овладевает знаниями, в коллективе сверстников пользуется уважением и одобрением. Всё это воспитывает в школьнике уверенность в себе. Если же вышеперечисленные моменты (семья, учителя, сверстники) не дают положительной оценки учебной деятельности ребенка и вообще его поведения, то у ребенка возникает комплекс неполноценности, который может закрепиться у него на всю жизнь. Самым важным, пятым этапом социализации является юношеский возраст (14-25 лет). Его иногда делят на ранний (14-18) и поздний (18-25). Ведущей деятельностью здесь является выбор и освоение профессии, а также учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой человек не только усваивает профессиональные знания и навыки, но и осваивает нормы профессиональных, социальных, производственных отношений. Именно в этом возрасте завершается формирование устойчивого самосознания личности и её характера.
  Кроме выбора профессиональной деятельности, второй проблемой этого возраста является поиск друзей, а затем и спутника жизни. Положительная социализация в этот период выражается в том, что человек находит своё Я, своё место в жизни, уверенно включается в определённую социальную и профессиональную группу. Ошибки в воспитании на предыдущих этапах, другие внешние и внутренние неблагоприятные факторы могут вести к отрицательной социализации и её негативным последствиям - тревоге, одиночеству, инфантилизму, асоциальному поведению, враждебности к миру и людям, когда человек не находит признания, своего места в обществе, уходит в себя, боится, избегает личного общения (особенно с лицами противоположного пола).
  Социализация в принципе не заканчивается с формированием цельной личности в юношеском возрасте. Она фактически продолжается всю жизнь, поскольку в трудовой деятельности и в других сферах своей жизнедеятельности личность постоянно испытывает определённые воздействия окружающих людей и изменяется под их влиянием, хотя эти изменения опосредованы самосознанием личности (и как бы регулируются ею). Они также не носят такого резкого и ярко выраженного характера.
  Особыми моментами социализации, да и жизни, являются критические возрасты, соответствующие переходам от предыдущей к последующей стадии социализации. Эти критические возрасты неизбежны и естественны, ибо они есть резкий и качественный переход от одного уровня социализации, развития личности к другому. Они сопровождаются отрицанием, пересмотром прежних форм поведения и отношений человека и возникновением новых, более высоких, и соответствующими кризисами. Кризис - это резкий перелом в жизни. Задача воспитателей в этот период - не упорствовать в своих старых отношениях к ребёнку, а перестроить свои отношения в соответствии с изменившимся состоянием личности. Критические возрасты могут проявляться по-разному - резко бурно, остро, если окружающие личность люди, воспитатели неверно на них реагируют.
  В жизни личности выделяют несколько основных кризисов. Родившийся ребёнок испытывает кризис новорожденности. Затем - кризис 3-х лет - ребёнок становится самостоятельной личностью и тогда появляются симптомы кризиса 3-х лет:
  - негативизм - ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых,
  - упрямство - ребёнок настаивает на своём требовании, решении,
  - строптивость - протест против порядка, который существует дома,
  - своеволие - ребёнок хочет делать то, что он сам решил делать,
  - обесценивание взрослого,
  - деспотизм.
  В конце дошкольного возраста - кризис 7-ми лет. Дети начинают паясничать, манерничать, теряют непосредственность, замыкаются в себе, становятся неуправляемыми.
  Подростковый возраст: 10-14 лет. В подростковом возрасте (10-14 лет) - кризис полового созревания. С началом полового созревания дети становятся агрессивными. Появляется склонность к крайним точкам зрением и конфликтам. Поведение становится неуправляемым. На 1-м месте - удовольствия. Но внутренне подростки очень ранимы. Появляется чувство взрослости. Самое главное - доверительность. Будут давить, приказывать - убежит из дома. Протестуют против командования открыто. «Если оставить общение подростков без вмешательства, то на этом поколении может остановиться цивилизация».
  Предпочтительная позиция в общении - на равных.
  В раннем юношеском возрасте (14-17-18 лет) - кризис 17-ти лет. С 15 до 18 лет случаются суициды. Пик тревожности. В то же время юность - пора напряжённых, порой мучительных поисков ответов на вечные вопросы о добре и зле, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, долга и свободы, прекрасного и ужасного и т. д. Характерен максимализм. Пренебрежительно относятся к старшему поколению. Высока подверженность влиянию ровесников. Юноша ищет своё место среди других людей, в мире.
  Он проходит через обособление и даже отчуждение от тех, кого любил, от близких людей, от своих родных. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твёрдое отстранение от родных, которые стремятся к сохранению прежних отношений с подрастающим сыном или дочерью. Вспомним притчу о блудном сыне. Ещё хорошо, если юноша возвращается, конечно, прежде всего, душой, к родителям, а бывает, что и нет.
  Затем наступает поздняя юность (18-21). Это переход к зрелости (но зрелость только биологическая). Главные ценности: дружба, любовь, интимная близость; юноша стремится быть оригинальным; есть стремление к новому, решительность. Сохраняются максимализм и пренебрежительное отношение к старшему поколению. Наблюдается кризис идентичности: в сомнениях происходит выбор и проверка убеждений, стиля жизни, профессии, самоопределения, жизненных планов. Центральный период для становления характера, ценностных ориентаций, профессионального мышления и компетенции.
  Зрелость. Этот период жизни делят на три части:
  - ранняя зрелость: 21-25 лет;
  - средняя зрелость: 26-40 лет;
  - поздняя зрелость: 41-55 лет.
  Годы 21-23 - 30-35 лет называют молодостью. Молодость - пора ответственнейших решений: где работать и кем, с кем создавать семью, сколько иметь детей, какую карьеру делать - должностную или профессиональную, для женщин эти вопросы дополняются ещё одним: или же заниматься семьёй, детьми, быть надёжным «тылом» для мужа; где жить, как жить, как относиться к политике и обществу, в котором живёшь, От правильных ответов зависит вся будущая жизнь.
  Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания и решимости осуществить свои мечты. Всё кажется «по плечу». Молодым доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, они легко вступают в контакты, заводят друзей, много общаются, влюбляются, женятся, легко адаптируются к т новым условиям работы и совместной жизни с избранником.
  Это также возраст наибольшей половой активности и оптимальное время для рождения детей. После 35 лет у женщин резко возрастает риск рождения неполноценного ребёнка. То же самое касается и мужчин.
  После 35 лет наиболее часто встречающейся опасностью является вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна. Риск возрастает вместе с возрастом: для 20-летних матерей - 1 на 10 000, для 35-летних - 3 на 1000 и наконец, 1 на 100 для 40-летних . Считается, что это и другие хромосомные нарушения проявляются у женщин старшего возраста потому, что их яйцеклетки тоже «не молоды» (каждая женщина рождается с их определённым запасом на всю жизнь).
  Аристотель писал, что у мужчины старше 54 лет рождается плохое потомство - слабое, тупое, хилое, жалкое и недолговечное. В свою очередь, и у них рождаются такие же дети - в большей или меньшей степени слабые, тщедушные, болезненные. Поэтому Аристотель советует, чтобы мужчина, достигший 54 лет, не производил детей.
  Кризис 30 лет или кризис смысла жизни. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Начинает мучить вопрос: а зачем всё это я делаю? А так ли я живу? Неужели это всё, что мне может дать жизнь? Короче, появляется какая-то неудовлетворённость. Кризис знаменует переход от молодости к зрелости.
  Возраст 30-35 лет называют ещё переходным. Кстати, это возраст Христа - жил-жил, и вдруг и сам начал жить по-новому, и других учить.
  Собственные дети могут всячески давать знать, что они уже большие и сопротивляться присутствию матери в их жизни. Вечеринки - без родителей, и вообще ребёнок-подросток может сказать: «Не приходи туда, где буду я, а то уйду». Женщина пробует изменить что-то в своей жизни - больше времени уделять работе, карьере. Социологи иногда называют такое поведение «кухонным бунтом».
  У женщин «бальзаковского» возраста 30-35 лет - пик сексуальности, а у мужчин начинается спад сексуальной активности. Это всё отражается и на семье, она переживает семейный кризис.
  Первый пик разводов приходится на 7-й год совместной жизни.
  В 33-35 лет человек вдруг начинает лихорадочно менять семью, работу, место жительства, хобби и т. д.
  После 35 лет молодых учёных, писателей, специалистов и т. д. уже не называют молодыми. Балерины вообще выходят на пенсию. Да и лётчики- испытатели также прекращают карьеру.
  Возраст 35-40 лет считается жизненным водоразделом.
  Многие переживают очередной кризис - кризис 40 лет - кризис середины жизни. Он начинается с переосмысления прожитых лет жизни, её итогов.
  Пожилой возраст: 55-65 лет; старость: 65-75 лет. Старческий кризис (переход от активной трудовой деятельности к доживанию, «отдыху») - очередной пересмотр своего места в жизни, новое «самоопределение», подведение итогов жизни.

 
© www.txtb.ru