Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2.6.2. Аналитическая психология К. Г. Юнга

  Карл Густав Юнг (26.07.1875 - 6.06.1961) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Родился в местечке Кессвил в семье священника. В юности запоем читал философские работы. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишённых при Цюрихском университете. Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее - и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся пять лет.
  В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда; два года спустя он ушел в отставку с поста президента Международного психоаналитического общества.
  В 1921 году увидела свет работа «Психологические типы», в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.
  Экстраверт - это люди, чья активность, интересы, мысли направлены на внешний мир, они любят общаться, быть в гуще событий. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, иногда поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится устанавливать связи с ними.
  Интроверт - это люди, чьи интересы, активность и мысли направлены на самого себя, на свой внутренний мир, они не любят общаться, предпочитают одиночество. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих душевных состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут; защищается от внешнего влияния; неохотно ему подчиняется. Интроверты, как правило, серьёзны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.
  Примечание - Сейчас говорят ещё об одном типе личности: об амбовертах. Амбоверты - люди, которые совмещают в себе качества экстравертов и интровертов.
  В 1933 году Юнг стал профессором психологии Федерального политехнического университета в Цюрихе. В 1943 г. перебрался в Базель, в университете которого занял пост профессора медицинской психологии.
  Он тоже проводил анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, но использовал для объяснений возникших проблем клиентов образы из мифов разных народов. Причиной неврозов считал конфликт между «жизненной задачей» и «психической инертностью», и возникающее чувство вины за невыполнение своей жизненной задачи. При лечении больных Юнг не обращал внимание на их прошлое, а давал моральные советы: внутренне сконцентрироваться с помощью интроверсии (погружения в себя), религиозного самоуглубления, совместной жизни с супругой(м) в полной любви и преданности. То, что рекомендовал Юнг, мог посоветовать любой священник, сказал один пациент, но где было взять сил? Не признавал инцестуального комплекса, не рассматривал вытеснение.
  Ввёл понятия коллективного бессознательного, архетипов, экстраверсии, интроверсии.
  В результате многолетних клинических и полевых исследований, изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греческого «архе» - «начало» и «типос» - «образ») - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного. Юнг пришёл к выводу, что в психике существует не только личное бессознательное, но и коллективное.
  И структура психики Юнга отличается от фрейдовской тем, что в неё включено коллективное бессознательное, как показано на рисунке 2.5.

Рисунок 2. 5 - Структура психики (личности) по Юнгу

Рисунок 2. 5 - Структура психики (личности) по Юнгу

  Коллективное бессознательное - хранилище скрытых воспоминаний и знаний, унаследованных от предков в процессе эволюции.
  В коллективном бессознательном содержатся архетипы. Архетипы - различные врождённые собирательные образы, одинаковые для всех людей Земли, составляющие содержание коллективного бессознательного, являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же архетипы лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Архетипы также - это модели, или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. Набор архетипов ограничен.
  Они отражены в мифах, произведениях искусства. Есть у всех народов. Архетипы подобны инстинктивным знаниям. Архетипами обусловлено появление у человека определённых представлений, мыслей, действий, снов и форм поведения. Есть архетипы души (анима), архетипы духа (образы матери, ребенка, героя, Бога, мудреца, животного, тени (животной стороны человека), сатаны и др.) и архетип самости (Эго).
  Анимус - мужская часть женской души. Олицетворяет мужскую натуру, связана с категорическими мнениями.
  Анима - женская часть мужской души, она связана с настроениями. Возможны ситуации, когда в психике женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в её особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного, эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы.
  Личное бессознательное - это то, что было когда-то осознанным, но потом было забыто, вытеснено, плюс впечатления, которые были настолько слабы, что так и не стали осознанными, т. е. это доступная память.
  Юнг разработал тест словесных ассоциаций. Испытуемому говорится слово и он должен, не задумываясь, ответить первым пришедшим на ум словом. По нарушениям реакции на слово судят, говорит человек правду или обманывает (выделено 12 типов нарушений: увеличенное время реагирования, мимика, многословие и др.)
  Расчет ясен: у кого что болит, тот о том и говорит. А если не говорит? Значит, пауза... Значит, об этом говорить не хочет, выходит, что-то скрывает... Психологи и психиатры используют ассоциативный эксперимент как метод исследования личности. В криминалистике с ним связывались другие надежды.
  Примечание - Вот как этот эксперимент описал чешский писатель К. Чапек в рассказе «Эксперимент профессора Роусса».
  Профессор заявляет подозреваемому в убийстве Суханеку.
  Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое вам придет в голову. Понятно? Итак, внимание! Стакан...
  Стакан, - повторил профессор Роусс.
  Пиво, - проворчал Суханек.
  Вот это другое дело, - сказала знаменитость. - Теперь отлично.
  Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка ли вся эта затея?
  Улица, - продолжал профессор.
  Телеги, - нехотя отозвался Суханек.
  Надо побыстрей. Домик. - Поле
  Токарный станок. - Латунь.
  Очень хорошо.
  Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры.
  Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!
  Дорога, - бросил ему Ч. Д. Роусс в стремительном темпе. - Шоссе.
  Прага. - Бероун.
  Спрятать. - Зарыть.
  Чистка. - Пятна.
  Тряпка. - Мешок.
  Лопата. - Сад.
  Яма. - Забор.
  Труп! - Молчание.
  Труп! - настойчиво повторил профессор. - Вы зарыли его под забором. Так?
  Ничего подобного я не говорил! - воскликнул Суханек.
  Вы зарыли его под забором у себя в саду, - решительно повторил Роусс. Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?
  Преступник был разоблачен.
  Если «смонтировать» ассоциативный эксперимент с какой-либо методикой объективной регистрации эмоционального состояния человека?.. Тогда получится то, что иногда называют «детектором лжи». Впервые, пожалуй, нечто подобное создал еще в 20-е годы А. Р. Лурия. В его исследовании сначала устанавливалось, с какой непроизвольной реакцией сочетается восприятие того или иного слова. Бралась, например, разница электропотенциалов наружной и внутренней стороны ладони, кожногальваническая реакция (КГР), которая, как известно, чутко отзывается на изменение эмоционального состояния человека. Оказалось, что близкие по смыслу слова дают сходную объективную картину. Если, например, вырабатывалась реакция на слово «скрипка», то наиболее похожую реакцию вызывали слова «смычок», «скрипач», «струна», несколько менее похожую - «флейта», «рояль», «соната».
  Ассоциации обеспечивают автоматическое, непроизвольное воспроизведение связанного с ними материала. Благодаря им он и вспоминается.
  Расхождения с Фрейдом:
  1. В понимании либидо: Юнг считал либидо психической энергией или жизненной энергией человека, а не сексуальной.
  2. В понимании детерминации поведения и состояний: Фрейд считал, что истоки всех проблем человека коренятся в его детстве. Юнг считал, что жизнь человека определяется не только его прошлым (детством), но и будущим. Цель жизни по Юнгу - это самореализация.

 
© www.txtb.ru