Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.1.6. Психология эпохи Просвещения. Открытия эпохи Просвещения

  В эту эпоху возникает понимание культурно-исторической обусловленности психики человека. Она уже считается детерминированной не только телом, мозгом, непосредственным окружением, но и культурой общества.
  Иммануил Кант (1724-1808) разделил все психические явления на три группы: 1) познавательные, 2) эмоциональные, 3) волевые.
  Учёный Дж. Стюарт Милль (1806-1873) открыл явление «ментальной химии». В человеческом сознании, говорил он, происходит нечто подобное тому, что и в химической колбе. Если в колбе при смешивании различных веществ появляется совершенно новое вещество, то в голове смешивается информация и появляется такая, которой, согласно логике, быть не должно (новая информация + старая информация = совершенно другая информация).
  Так непроизвольно происходит искажение воспринятой информации и появляются слухи и другие ошибки восприятия.
  В XVIII в. человечество вплотную подошло к пониманию сущности и функций психики. Психика стала пониматься как способность различать и классифицировать внешние воздействия по категориям, оценивать их значение для удовлетворения потребностей и на основе этого совершать избирательные, адаптационные действия (вернее, давать команду на их совершение).
  Этими способностями и определяются основные функции психики: различительная, оценивающая, адаптационная.
  Сейчас формами психики считаются: 1) сознание; 2) врождённое и приобретённое бессознательное (недоступная память); 3) подсознание (доступная память - то, что не осознаётся до тех пор, пока не понадобится).

Контрольные вопросы, задания и тесты

  1. Первые учения о душе и их значение для современной психологии.
  2. Первые три принципа психологии и их авторы?
  3. Кого считают «отцом» психологии и почему?
  4. Каковы различия между научной и церковной психологией?
  5. Почему вопросы этики, волевого поведения и свободы личности психологией эпохи Возрождения не изучались?
  6. Когда возникает понимание культурно-исторической обусловленности психики человека?
  7. Что такое «ментальная химия» и каковы её последствия?
  8. Каковы функции психики?

 
© www.txtb.ru