Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.1.1. Античная психология

  1. Первым мифологическим (религиозным) учением о душе является анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух). Этот термин введён в этнографическую науку английским учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в существующих независимо от тела духов основой религий. Анимизм обозначает религиозные представления о духах и душе. Духи персонифицировали гром, молнии, ветер, деревья и т. п. и могли вредить людям, умирать, рождаться - в общем, у них всё было как у людей. Анимисты считали душу внешней по отношению к телу. Считали, что душа вселяется в человека при его рождении и покидает его после смерти, по воле богов. Во время сна душа тоже покидает тело, странствует по миру.
  2. Гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь) - термин, введённый Кедвортом в 1678 г. для обозначения ранних, в основном, древнегреческих концепций, отрицавших границу между живым и неживым. Гилозоисты считали, что всё, что есть в природе, обладает душой. Для гилозоиста Гераклита из Эфеса - душа - это искорка космоса, которую он считал вечно живым огнем. «Всё течёт, всё изменяется», «Наши тела и души текут, как ручьи» - эти слова приписывают ему, как и «В одну реку нельзя войти дважды». Так родился принцип развития - т. е. всё непрерывно изменяется. Гераклит считал, что всё на земле подчиняется мировому закону (логосу), а не воле богов.
  По мнению древнегреческого мудреца Фалеса из Милета, тоже гилозоиста, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Фалес известен и как автор знаменитого призыва «Человек! Познай самого себя!».
  3. Демокрит (род. ок. 460 г. - 5 в. до н. э.) древнегреческий философ и учёный-энциклопедист, материалист, учил, что человек состоит из атомов тела и атомов души. Душа состоит из самых подвижных атомов - атомов огня. Он отвергал бессмертие души и считал, что, когда тело умирает, атомы души рассеиваются в пространстве.
  Он говорил, что нет беспричинных явлений, причинность - это всеобщий закон, которому подчиняются всё на Земле, случайными кажутся события, о причинах которых мы просто ещё не знаем. «Хотя бы одно причинное объяснение я предпочёл бы царской власти над Персией», - говорил Демокрит.
  Впоследствии принцип причинности назвали принципом детерминизма.
  Целью жизни считал безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей и страха.
  4. Афинский философ Анаксагор(500-428 гг. до н. э.), основоположник афинской философской школы, искал то начало, те частицы, из которых складываются целостные вещи, из хаоса образуется организованный, упорядоченный мир. Он решил, что таким началом является «нус» - разум. Чем больше его в теле, тем оно совершеннее. В человеке его больше всего, поэтому он - самый совершенный.
  Ещё он говорил, что «Во всём имеется часть всего». «Никакая вещь не возникает заново и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Всё содержится во всём, во всём есть часть всего, только пропорции разные. Все явления он рассматривал как систему, не сводимую к сумме своих частей. Система (греч. - целое, составленное из частей) - целое, состоящее из связанных между собой частей, и обладающее свойствами, которых нет ни у одной из этих частей в отдельности. Т. е. в природе действует принцип системности.
  Таким образом, предшественники Аристотеля, «отца психологии», открыли принципы, которые на все времена стали основной для объяснения душевных явлений.
  Гераклит открыл принцип закономерного развития;
  Демокрит открыл принцип детерминизма;
  Анаксагор открыл принцип системности (организации).
  5. Гиппократ (460- 370 гг. до н. э.) - отец медицины, философ, поэт, друг Демокрита, - считал, что душевные качества зависят от телесных, а телесные - от пропорций, в которых смешаны соки организма (кровь, жёлчь, слизь). Эта пропорция была названа темпераментом.
  Он выделил 4 вида темперамента:
  - сангвинический (преобладает кровь, которая вырабатывается в сердце);
  - холерический (преобладает жёлтая жёлчь);
  - флегматический (преобладает слизь);
  - меланхолический (преобладает чёрная жёлчь).
  Эти названия сохранились до настоящего времени, но причины существования разных темпераментов - другие, а именно: различные типы нервной системы. О роли нервной системы в организме тогда не знали.
  Гиппократ положил начало типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Эта типология была гуморальной (лат. «гумор» - жидкость).
  6. Нельзя не упомянуть Платона (427-347 гг. до н. э.), ученика Сократа, а затем учителя Аристотеля. Платон был идеалистом, т. е. считал, что душа первична и бессмертна. Аристотель сначала учился в академии Платона, потом преподавал там, а после смерти Платона его взгляды начали меняться, и он стал материалистом, т. е. стал считать, что материя, в том числе и тело, первична. Платон говорил: «Душа бессмертна, она только меняет тело, в котором живет. Вселяясь в родившегося человека, она забывает своё прошлое». В процессе обучения она «вспоминает» то, что знала.
  Он ввёл впервые в понимание душевной жизни понятие конфликт мотивов (один из видов внутриличностных конфликтов) и показал роль разума в преодолении этого конфликта.
  В образной форме он отразил борьбу души и ума в мифе о вознице, который правит колесницей, запряжённой двумя конями. 1-й конь - дикий, это инстинкты, которые дают низшие, аморальные, безнравственные влечения и мотивы (злоба, жадность, зависть, эгоизм, агрессивность, жестокость, прелюбо- действо, лень и т. д.); 2-й конь - породистый и благородный, это высшие влечения и мотивы (долг, совесть, альтруизм, доброта и др.). Возница - это разум, пытающийся справиться с конями, совместить низменные и благородные побуждения и испытывающий при этом большие затруднения.
  Через несколько столетий идея личности, раздираемой конфликтами, оживёт в психоанализе З. Фрейда.
  «Инстинкты - хорошие слуги, но плохие господа». И кто же победит? Разум со своей логикой или душа с её чувствами, зачастую инстинктивными (для краткости скажем - сердце)? Наверное, «дружба», т. е. поведение - это равнодействующая между ними. Руководствоваться голосом сердца, чувств часто бывает опасно. Марина Цветаева сказала: «На сердце есть голова, ну а на голову есть топор». И если голова не в состоянии справиться с сердцем, с чувствами - она может, рано или поздно, «слететь».
  Ещё Платон говорил: «Невозможно хотеть того, что у тебя есть». Сейчас есть поговорка: «Что имеем, не храним, потерявши - плачем».
  Платон открыл внутреннюю речь как интериоризированный диалог.
  Высшей добродетелью считал справедливость, говорил, что она дороже золота и что «несправедливость - это величайшее зло, какое только может содержать в себе душа, а справедливость - величайшее благо».
  Кроме названных выше открытий, в античную эпоху были и другие.
  7. В VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеон открыл, что органом души является головной мозг. (Хотя Аристотель, который творил 200 лет спустя, ещё считал, что мозг - это холодильник для крови, а место души - сердце.)
  8. В III в. до н. э. древнегреческими врачами открыты рефлексы головного мозга. Рефлекс - непроизвольная реакция организма на внешние или внутренние раздражители. Потом, в XVII в., они были заново открыты Рене Декартом, французским учёным.
  9. Сократ (ок. 470-399 гг. до н. э.), древнегреческий философ, - сделал диалог основным методом нахождения истины. А ранние мыслители просто постулировали принципы своих учений. Утверждал, что главная добродетель - знание, и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Был убеждён, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т. е. нравственным, справедливым и искусным в управлении гражданам.
  Уже в нашу эру, во II в., римский врач Гален разделил движения на произвольные и непроизвольные, выявил роль сетчатки глаза в механизме зрения.
  В III в. Плотин (204/205-270), греческий философ, открыл такой механизм деятельности головного мозга как рефлексия (лат. - отражение)- это размышление, анализ чувств и мыслей; а также размышление, полное сомнений и колебаний. У него впервые за всю историю своего развития психология становится наукой о сознании, понимаемом как самосознание.
  Особое место в ряду учёных, которых считают предшественниками современных учёных-психологов, занимает Аристотель. Аристотелю, древнегреческому философу и учёному-энциклопедисту, жившему в IV в. до нашей эры (384-322 гг. до н. э.), принадлежит первый труд по психологии. Этот труд (трактат) так и называется: «О душе» и считается первым курсом общей психологии. Сам Аристотель считается «отцом» психологии как науки.
  Аристотель был учителем Александра Македонского, создал свою школу в Афинах, названную Ликеем. Потом лицеями стали называть привилегированные учебные заведения.
  Аристотель говорил, что душу от тела отделить нельзя, душа - это функция организма, результат его деятельности, а не самостоятельная сущность; душа не может существовать без тела.
  Аристотель выделил целевую причину действия (т. е. причина действия - цель, которую человек ставит перед собой). Именно цель заранее воздействует на ход жизни, т. е. поведение человека зависит не только от его прошлого, но и от желаемого будущего. Это было новым словом в понимании причин психической жизни (детерминации). Цель - это «то, ради чего совершается действие». «Природа ничего не делает напрасно». Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка.
  Аристотелем было открыто и изучено много психологических явлений:
  - представления (фантазии по Аристотелю) как след от ощущений;
  - механизм ассоциаций, т. е. связи представлений, образов в памяти и воображении (глядя на лиру, девушка вспоминает игравшего на ней возлюбленного, говорил Платон); этим и сейчас пользуются, даря подарки на память. Он выделил:
  - ассоциации по сходству, смежности и контрасту;
  - различия между теоретическим и практическим интеллектом;
  - понятие способности как функции души;
  - взаимосвязь организма и чувств: деятельность организма связана с чувствами удовольствия и неудовольствия; действия, связанные с удовольствием, человек склонен повторять, и на этом основан механизм научения;
  - соразмерность реакций и условий, вызвавших их: поведенческие реакции должны быть адекватны внешним условиям и воздействиям, они не должны быть ни избыточными, ни недостаточными и др.
  Аристотель много внимания уделял справедливости. Справедливость, говорил он, - самая совершенная добродетель (другими добродетелями он считал мудрость, мужество, сдержанность, нравственные качества).
  Вначале он считал, что принципом справедливости является принцип равенства - при делении чего-либо нужно делить всё поровну. Но люди разные, трудятся по-разному, поэтому принцип равенства не всегда справедлив. Поразмышляв, Аристотель ввёл дополнительный принцип - принцип пропорционального равенства. Он состоит в том, что много потрудившийся получает больше, мало потрудившийся - меньше, т. е. люди наделяются благами пропорционально своему труду.
  Имеющий большое имущество делает взнос больше, чем тот, у кого имущество меньше. Например, подоходный налог - со всех брать одинаково, или в зависимости от дохода?
  Есть справедливость от природы и справедливость по закону. Справедливость от природы - пропорциональная: левая рука по справедливости делает меньше, чем правая, ребёнок - меньше, чем взрослый.
  А женщина и мужчина? Одинаково должны работать или нет?


 
© www.txtb.ru