Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Понятие одаренности

  Изучение проблемы одаренности началось в ХХ веке. Поначалу одаренность связывали с интеллектом и способностями.
  Теплов Б.М. понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности»[1]. Он считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности.
  Известный исследователь способностей Н. С. Лейтес предлагает различать три категории способных детей:
  1. Учащиеся с ранним подъёмом интеллекта.
  2. Дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе и внешкольной).
  3. Дети с потенциальными признаками одарённости [2].
  Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение - обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
  Более широкое значение: одаренный - ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
  В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. Концепции, которая выражала бы теоретическую модель, которая вобрала бы в себя все лучшие достижения современной зарубежной и отечественной психологии.
  С этой целью к работе была привлечена большая группа авторитетных ученых. Созданную ими концепцию, видимо, следует рассматривать как первичную, подлежащую дальнейшей разработке, на что указывает само название «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова) [3].
  По определению авторов концепции: «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3].
  Одаренный ребенок, по мнению авторов концепции, - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 
© www.txtb.ru