Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Красивые девушки на сайте https://kraskovo.damochki-vce.ru/ сегодня в доступе для каждого

5.3. Методы развития коммуникативной компетентности

  Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения .
  К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения.
  Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии людей, о методах и приемах, используемых в общении.
  К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны.
  Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения. К таким методам относят семинар, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решении. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.
  Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся на дому.
  В зависимости от средств передачи информации при дистанционном обучении можно выделить:
  • обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя;
  • обучение посредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когда преподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сети Интернет (синхронный режим).
  Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции учащихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения.
  Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации.
  Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.
  Методы развития коммуникативной компетенции (на примере урока русского языка)
  Уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как:
  - решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;
  - участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него;
  - выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений;
  - использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам);
  - создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций.
  Широко использую активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности:
  - групповая работа, работа в парах;
  - семинары;
  - ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»);
  - языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»).
  В педагогической практике «прижились» разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться:
  • «Поговорки — зеркало настроения»,
  • «Телеграмма»,
  • «Давайте пошушукаемся»,
  • «Точка зрения»,
  • «Неоконченное предложение»,
  • тестовые технологии Р. Амтхауэра и Л. Михельсона [13].

Рекомендуемая литература

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995.
  2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модек, 1996. - 256 с.
  3. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1998.
  4. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века». - Кисловодск, 2006.
  5. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
  6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. - 166 с.
  7. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4
  8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА- М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224 с.
  9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М., Гардарики, 2004.
  10. Иванов Д.А., Иванова Л.Ф., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. и др. Компетентностный подход как новое качество образования. - М., 2001.
  11. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник МГУ. 1993. № 2.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1994.
  13. Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе. - М., 2007.

Вперед

 
© www.txtb.ru