Красивые девушки на сайте https://kraskovo.damochki-vce.ru/ сегодня в доступе для каждого |
5.3. Методы развития коммуникативной компетентности
Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения . К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе относят традиционные методы, методы активного обучения, тренинги, методы дистанционного обучения. Традиционные методы обучения полезны при передаче информации о психологии людей, о методах и приемах, используемых в общении. К традиционным методам относят лекции, семинары, просмотр учебных фильмов, самостоятельную работу с учебными текстами, письменные задания. Эти методы позволяют снизить затраты на обучение, дают возможность демонстрировать образец монологической и диалогической речи, позволяют развивать устную и письменную речь, языковую культуру слушателей. Однако для развития коммуникативной компетенции традиционные методы наименее эффективны. Большие возможности в развития коммуникативной компетенции заложены в методах активного обучения. К таким методам относят семинар, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решении. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют ученикам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем. Повсеместно внедряемое дистанционное обучение или, как его еще часто называют, электронное обучение отличается высокой степенью структурированности изучаемого материала и пошаговой оценкой его усвоения. Дистанционное обучение особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся на дому. В зависимости от средств передачи информации при дистанционном обучении можно выделить: • обучение через сеть Интернет (веб-курсы) в асинхронном режиме без непосредственного участия преподавателя; • обучение посредством виртуального класса через сеть Интернет (веб-конференции), когда преподаватель и обучаемые одновременно находятся на одном и том же сайте в сети Интернет (синхронный режим). Каждый из рассмотренных методов обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при их применении. Для развития коммуникативной компетенции учащихся наиболее приемлемым и рациональным является интегрированный подход. Это комбинация методов обучения. Каждый метод имеет свою область применения и ограничения. Если грамотно подбирать и комбинировать методы обучения, то можно более эффективно развивать коммуникативные умения. Традиционные методы и дистанционное обучение помогут обучающимся освоить необходимые знания и умения в области коммуникации. Активные методы и тренинги позволят овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции. Методы развития коммуникативной компетенции (на примере урока русского языка) Уровень коммуникативной культуры школьников повышает использование таких методов организации урока, как: - решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения; - участие в диалоге, дискуссиях, диспутах, выступлениях в роли докладчика, оппонента, выступающего при обсуждении вопроса, задающего вопрос или отвечающего на него; - выполнение творческих работ на основе личных, читательских, жизненных, фантазийных и музыкальных впечатлений; - использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам); - создание лингвистических газет, проектов и мультимедийных презентаций. Широко использую активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности: - групповая работа, работа в парах; - семинары; - ролевые и деловые игры («Корректор», «Точка зрения», «Вертушка», «Компакт-опрос»); - языковые игры («Перевёртыши», «Буриме»). В педагогической практике «прижились» разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться: • «Поговорки — зеркало настроения», • «Телеграмма», • «Давайте пошушукаемся», • «Точка зрения», • «Неоконченное предложение», • тестовые технологии Р. Амтхауэра и Л. Михельсона [13].
Рекомендуемая литература
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. 2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модек, 1996. - 256 с. 3. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1998. 4. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХІ века». - Кисловодск, 2006. 5. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с. 6. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. - 166 с. 7. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4 8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА- М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224 с. 9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М., Гардарики, 2004. 10. Иванов Д.А., Иванова Л.Ф., Загвоздкин В.К., Каспржак А.Г. и др. Компетентностный подход как новое качество образования. - М., 2001. 11. Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности. // Вестник МГУ. 1993. № 2. 12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1994. 13. Шатова Е.Г.Урок русского языка в современной школе. - М., 2007.
|
|