|
4.3. Роль культуры и биологии человека в создании гендера
Роль культуры в создании гендера значительна. Существуют разнообразные пути, которыми передаются относящиеся к гендеру культурные нормы, а также мотивация, которая заставляет нас соответствовать гендерно-ролевым ожиданиям культуры. С точки зрения социобиологов, таких, как Уилсон (Е.О. Wilson, 1978), различия в поведении мужчин и женщин образовались естественным путем, а если точнее, то такие различия способствовали выживанию особей, что привело к учащению их встречаемости в популяции. Разделение некоторых видов труда по половому признаку в какой-то период истории имело значение для выживания. Уильямс и Бест отметили (Williams & Best, 1986), что свобода перемещения женщины была ограничена, так как ей всегда было необходимо ухаживать за младенцами. Таким образом, раз уж женщина оказалась "запертой в пещере", ей имело смысл взять на себя остальные заботы, связанные с уходом за детьми и ведением домашнего хозяйства. Для охоты и войны требовались мобильность и сила, что сделало их соответственно занятиями мужчин. Для группы в целом было предпочтительнее, чтобы такими опасными делами занимались мужчины, а не женщины, так как потеря большого числа производительниц потомства грозила всей группе исчезновением. Басс и Барнс (Buss & Barnes, 1986), Кенрик и его коллеги (Kenrick et al., 1990) полагали, что такие черты, как мужская доминантность и женская заботливость, могли появиться путем естественного отбора и эволюции. Следуя их био-социальному или эволюционному взгляду, мужчин выбирали за их черты, связанные с доминантностью и социальным статусом, а женщин - за черты, указывающие на высокие репродуктивные возможности и способность заботиться о потомстве. Следует заметить, что, даже если когда-то и существовал особый смысл в том, чтобы женщине сосредоточиться на заботе о детях (прежде всего, у нее есть молочные железы, а искусственное вскармливание появилось лишь недавно), а мужчине - быть агрессивным, это далеко не означает, что такие отличия в поведении все еще остаются адаптивными (то есть способствуют выживанию особей. Майерс (Myers, 1990) отметил, что мудрость эволюции - это мудрость прошлого, она сообщает нам, какие модели поведения были адаптивными в прошлом, но не может сказать, остаются ли эти тенденции такими и сегодня. Современное общество ориентировано на информацию, поэтому физическая сила и агрессивность не очень важны для достижения успеха в таком мире (Kenrick, 1987). Большинство современных женщин заняты еще на какой-либо работе помимо домашней, чтобы иметь еду, поддерживать средний уровень жизни или реализовать себя. Роль единственного опекуна для своего потомства уже не является для женщины адаптивной. Сейчас адаптивным поведением будет попытка как можно более активно задействовать отцов в воспитании детей. Хофман и Хёрст (Hoffman & Hurst, 1990) показали, что, хотя в большинстве современных обществ изначальные причины разделения труда уже давно перестали быть убедительными и совсем не так очевидны, как раньше, все продолжает оставаться на своих местах. Фрейд отметил, что женщине вовсе не обязательно быть главным опекуном ребенка и даже не обязательно иметь детей, а мужчина не обязан во что бы то ни стало быть агрессивным. По Деглеру (Degler, 1990), даже если биологическая или эволюционная основа для человеческого поведения существует, это еще не означает, что люди должны непременно находиться в ее безраздельной власти. Биологические аспекты имеют большое значение, но есть вещи, играющие гораздо более важную роль в человеческом поведении, чем биология. Мы не продвинемся по пути понимания гендера или уменьшения гендерного, неравенства, пока не изучим социокультурные контексты, в которых люди живут и работают. Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины - другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные нормы и следуем им. Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определяться желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификация). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло- типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия. В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма - дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление заключается в том, что мужчин и женщин поощряют или наказывают в зависимости от их поведения, проявляемых интересов и т. д. О дифференциальном подражании мы начинаем говорить, когда ребенок окончательно определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением ролевых моделей одного с ним пола и подражать им. Родители - не единственные, кто участвует в процессе дифференциальной социализации. Информация о правильном гендерно-ролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение и разговорный язык. Исследования недвусмысленно указывают на большой вклад этих источников в стереотипное восприятие мужчин и женщин. Определенную роль в развитии поло-типичных навыков и качеств имеют и детские игрушки (от редакции: и характерно то, что "мальчиковые" игрушки мальчики предпочитают сами вне полосоциальной ориентации (см. результаты опытов по . По данным исследований, игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных и математических навыков, тогда как игрушки для девочек стимулируют развитие навыков работы по дому и межличностного общения. Среди игрушек, которые дети просят в подарок, большинство типичных для их гендера, и исследователи считают, что эти предпочтения формируются социальным окружением в самом раннем детстве. Есть основания полагать, что современному человеку желательно обладать примерно равным количеством мужских и женских черт. Социобиологи и эволюционные психологи считают, что отличия в поведении мужчин и женщин выделились в ходе естественного отбора, так как способствовали выживанию. Даже если биологические отличия когда-то и способствовали выживанию вида, это не означает, что они сохранились в генетическом коде, актуальны в современном мире и определяют моральные ценности.
Рекомендуемая литература
1. Бендас Т.Р. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2003. 2. Гендерная психология // Википедия [Электронный ресурс]. 3. Гендерная психология // Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/gender/027.htm 4. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. 5. Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии: Научно-методический журнал. 1999. № 3. 6. Арутюнян М. Ю. "Кто я?" Проблема самоопределения юношей и девушек подростков // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). М., 1992. 7. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. 8. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. 9. Он же. Стереотипы мужественности-женственности и образ "Я" у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. 10. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. 11. Клецина И. C. Гендерная социализация. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 1998. 12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 13. Кудинов С. И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. Т. 19. 1998. № 1. 14. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., 1999. 15. Митина О. В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3. 16. Хасан Б. И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. № 3. 17. Хорни К. Женская психология. - СПб.: Питер, 1993. 18. Maccoby E . E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. - Oxford., 1975. 19. Берн Ш. Гендерная психология. Секреты психологии. - М.: Olma Media Group, 2002.
|
|