Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3. Социально-психологические условия профилактики

  Социально-психологические способы профилактики конфликтов связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономерностей социального взаимодействия. Социальное взаимодействие является непротиворечивым, когда оно уравновешено. Существует пять основных равновесий, или балансов, нарушение которых приводит к конфликтам.
  1) Баланс ролей. Он касается психологического статуса партнеров по общению. Если партнер принимает отводимую ему роль, то конфликт не происходит. Так, Э. Берн, автор трансактного анализа, выделяет роли партнеров по общению в соответствии с эго-состояниями двух вступающих в общение людей.
  Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования «Я» человека. Выделяются три основные эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них.
  Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом, как в детстве, так и на протяжении взрослой жизни и диктующие ему линию поведения. Оно также содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления «Родителя»: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. д.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. д.).
  Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные (эмоциональное отношение) комплексы, связанные с ранними переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».
  Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь и теперь» и не зависит от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.
  У каждого человека одно эго-состояние может переходить в другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. На рисунке представлено сбалансированное и несбалансированное общение.

Рисунок

  2) Баланс взаимозависимости в решениях и действиях при взаимодействии людей и социальных групп. Необходимо поддерживать комфортный баланс свободы и зависимости друг от друга (50x50).
  3) Баланс взаимных услуг. В ходе совместной деятельности люди оказывают друг другу бескорыстные взаимные услуги. Человек осознанно или неосознанно фиксирует оказываемые услуги. Если тот, кому услуги оказываются более или менее регулярно не отвечает тем же, возникает разбалансировка. Она может привести к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительном дисбалансе - к конфликтам.
  4) Баланс ущерба, связанный с чувством мести.
  5) Баланс самооценки и внешней оценки. Особенно интенсивно процесс взаимооценивания идет в отношениях «начальник-подчиненный», поэтому именно в этих отношениях максимально количество конфликтов по этой причине. И здесь же необходимо учитывать закономерности каузальной атрибуции, когда успех люди чаще приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам.

Вопросы для повторения к разделу 12

  1. Каковы особенности прогнозирования конфликтов?
  2. Назовите объективные условия предупреждения конфликтов.
  3. Что относится к организационно-управленческим условиям предупреждения конфликтов?
  4. Что понимается под балансом ролей?
  5. Назовите социально-психологические условия профилактики конфликтов.


 
© www.txtb.ru