Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


ТЕМА 24. РОССИЯ ПРИ НИКОЛАЕ I. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 - 50-х гг. XIX в.

  Глубокое влияние на все аспекты внутренней и внешней политики Николая I оказало движение декабристов. По личному распоряжению Николая I была составлена особая записка, в которую вошли проекты декабристов, материалы их допросов и даже записки, составленные некоторыми из декабристов как по собственной воле, так и по желанию императора. Все это больше походило на возможную программу царствования, чем на анализ документов и программ декабристского движения. По воспоминаниям современников, на протяжении всего царствования у Николая на рабочем столе лежал этот документ, к которому он не раз обращался. Николай I, будучи расчетливым и умным политиком, видел главную цель своего царствования в укреплении и охранении существующего строя.
  Основные направления политики Николая I
  1. Крестьянский вопрос.
  • Происходило ограничение сферы крепостного права, при этом интересы помещиков практически не ущемлялись: запрещена продажа крестьян в розницу, покупка крестьян безземельными дворянами. Указом 1847 г. крестьянам предоставлено право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика. В 1848 г. всем категориям крестьян было разрешено покупать недвижимость.
  • Наиболее значимые преобразования в крестьянском вопросе связаны с именем графа П.Д. Киселева. В 1837 - 1841 гг. он проводил реформу управления государственными крестьянами: крестьяне наделялись землей, постепенный перевод их на денежный оброк, создание органов местного крестьянского самоуправления, открытие школ, больниц, ветеринарных пунктов, распространение агротехнических знаний.
  • 1842 г. - Указ «Об обязанных крестьянах»: помещик мог по соглашению с крестьянами (без какого-либо выкупа) предоставлять им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны заплатить или выполнить определенные повинности. По существу, получая личную свободу, крестьяне оставались прикрепленными к земле.
  2. Укрепление самодержавия.
  • Собственная Его Величества канцелярия превратилась в государственное учреждение. В 1826 г. учреждено III отделение канцелярии, главной функцией которого стал политический сыск и надзор. В качестве военно-политической силы III отделения был сформирован корпус жандармов (политическая полиция), страна была поделена на 5 жандармских округов.
  • Новой государственной идеологией становится предложенная С.С. Уваровым (глава Министерства народного просвещения) «теория официальной народности», в основе которой лежала «триединая» формула: «православие, самодержавие, народность». Главную опору самодержавия Николай I видел в чиновничьей бюрократии и патриархальном крестьянстве. Он стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалования. Формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией.
  • Под руководством Сперанского осуществлена систематизация российских законов (1833). Итогом этой деятельности стало «Полное собрание законов Российской империи» (начиная с Соборного уложения 1649 г.) и «Свод действующих законов Российской империи».
  3. Экономические мероприятия.
  • Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина, осуществленная в 1839 - 1843 гг. В основу денежного обращения был положен серебряный рубль и установлен обязательный его курс к бумажным ассигнациям (1:3,5). Ассигнации изымались из обращения и обменивались по курсу на кредитные билеты. Это нормализовало хозяйственную жизнь страны, укрепило ее финансовое положение.
  • Установлены протекционистские пошлины на ввозимые заграничные товары.
  • Проводились крупные промышленные выставки, широкое железнодорожное строительство.
  • В 1828 г. создан Мануфактурный Совет, который осуществлял контроль над развитием промышленности, организовывал промышленные выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими.
  4. Усиление цензуры, борьба с инакомыслием.
  • В 1826 и в 1828 гг. вводятся новые цензурные уставы, ужесточившие контроль над деятельностью литераторов и журналистов. В творческих кругах устав 1826 г. получил название «чугунного».
  • В 1827 г. специальным указом запрещалось обучение крепостных в средних и высших учебных заведениях.
  • Университетский Устав 1835 г. существенно ограничил самостоятельность этих учебных заведений, ставил их под идеологический и административный контроль Министерства народного просвещения.
  5. Социальная политика.
  • Укрепление и консервация дворянского сословия. Были созданы преграды расширению этого сословия за счет выходцев из «податных сословий».
  • В целях укрепления материальной базы дворянства указом 1845 г. учреждены неделимые наследственные имения, то есть не подлежащие дроблению между наследниками и переходящими по наследству к старшему сыну.
  • В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивались детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам первой и второй гильдии) и почетных граждан (присваивалось чиновникам 4 - 10­х классов, лицам, окончившим высшие учебные заведения). Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати; то есть часть дворянских привилегий распространялась на людей «подлого происхождения».
  Общественное движение в 30 - 50-е гг. ХІХ в.
  Во второй четверти ХК в. наблюдался рост народных движений. Так, увеличилось число крестьянских выступлений. В начале 30­х гг. происходили массовые волнения удельных и государственных крестьян в связи с увеличением повинностей, сокращением наделов и притеснений местной администрации.
  В 1830 - 1831 гг. по стране прокатилась волна так называемых холерных бунтов. Поводом к ним явились строгие карантинные меры в связи с распространявшейся холерой.
  Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную часть студенчества к организации различного рода кружков и тайных обществ. В 20-30 гг. ХК столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Там действовали кружок братьев Критских (1827), члены которого разделяли программу декабристов; кружок Н.П. Сунгурова (1830­1831), входившие в него студенты выступали за революционный переворот; кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831-1834), в которых изучали теорию утопического социализма, западно-европейскую философию. Кружки создавались и в провинции. Большинство кружков было быстро разогнано полицией, некоторые их участники подверглись ссылке.
  Идейно-политические течения в обществе в 30 - 40-х гг. ХІХ в.
  На рубеже 30 - 40-х гг. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале «Телескоп» в 1836 г. было опубликовано одно из «Философических писем» П.А. Чаадаева (в молодости входил в декабристский «Союз благоденствия», был другом А.С. Пушкина), после публикации которого журнал «Телескоп» был закрыт, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим. Он выступил с резкой критикой социальных и нравственных основ существующего в России режима. Прошлое, настоящее и будущее России Чаадаев оценивал крайне пессимистично. Изложение взглядов Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений - славянофильства и западничества.
  В 30 - 40-х гг. ХК в. в русской общественной мысли можно выделить следующие направления:
  1) охранительное;
  2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство);
  3) революционно-демократическое.
  Идейным выражением охранительного направления в общественной мысли была «теория официальной народности». Ее пропагандировали реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Они доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости». Крепостное право, хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше западно-европейского рабочего.
  Либерально-оппозиционное направление в общественной мысли было представлено двумя течениями - славянофилами и западниками. Представители этого направления негативно относились к крепостничеству и существующим политическим порядкам. Споры между западниками и славянофилами главным образом касались различных подходов к оценкам прошлого и будущего России.
  Славянофилы (братья Аксаковы, А.С. Хомяков, братья Киреевские) выступали с идеей о глубоком отличии России от западноевропейских стран, особом пути ее развития. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере как единственно истинном христианстве. Они считали, что петровские реформы заставили страну отклониться от естественного пути развития, на этот путь необходимо вернуться. Решительно выступая против крепостного права, славянофилы считали, что власть царя должна остаться неограниченной, но народ должен получить право свободно выражать свое мнение - на Земских соборах, в печати. Термин «славянофилы», по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами- западниками в пылу полемики. Сами они называли себя «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая, что их интересуют судьба русского народа, а не славян вообще.
  Западники (Т.Н. Грановский, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин) - выступали за европеизацию России, основываясь на признании общности России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого. Они были сторонниками реформирования российского общества «сверху», без социальных потрясений, выступали за установление конституционной монархии, провозглашение политических свобод. Западники выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.
  Революционно-демократическое течение было представлено В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, а также петрашевцами - членами кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Они восприняли основные программные лозунги декабристов: борьба против феодально-абсолютистских учреждений и, в первую очередь, ликвидация крепостничества и самодержавия. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Герцен создал самобытную концепцию русского социализма, которую изложил в своих работах. Он исходил из идеи особого, «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Объективными условиями возникновения и распространения общинного социализма в России явилось слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Эти условия рассматривались как факторы, обеспечивающие переход к социализму, минуя капитализм. В 1853 г. в Лондоне Герцен основал «Вольную русскую типографию», которая положила начало бесцензурной русской прессе.
  Видное место в общественном движении 40-х гг. занимает деятельность кружка петрашевцев. Основателем его был молодой чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич- Петрашевский. С зимы 1845 г. на его петербургской квартире каждую пятницу собирались учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Это были люди с самыми разными взглядами: как революционно-демократическими, так и умеренно­либеральными. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания. Деятельность кружка была прервана правительственными репрессиями. Военный суд приговорил 21 человека к расстрелу, но смертный приговор был заменен каторгой.

 
© www.txtb.ru