Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


ТЕМА 21. АЛЕКСАНДР I: ТРАГЕДИЯ РЕФОРМАТОРА

  Александр I (1801-1825) взошел на престол 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота. Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений - либерального и консервативно-охранительного - и лавирование императора между ними. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода:
  1) 1801 - 1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
  2) 1815 - 1825 гг. - период, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
  В первые годы царствования Александр I опирался на небольшой круг друзей, сложившийся вокруг него еще до восшествия на престол. Этот неофициальный орган получил название Негласный комитет (1801-1803). В него входили П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, разрабатывавшие государственные реформы с 1801 по 1803 гг.
  Преобразования, осуществленные Александром I в первые пять лет царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета.
  1. Крестьянский вопрос:
  • прекращена раздача крестьян в частные руки;
  • запрещено публиковать объявления о продаже крестьян без земли;
  • Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком;
  • запрещена продажа крестьян на ярмарках в розницу, ссылка в Сибирь, помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.
  2. Реформа системы образования:
  • создавалась 4-ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа);
  • в 1804 г. издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
  3. Реформа органов центрального управления:
  • 1802 г. издан указ о расширении прав Сената, он объявлялся верховным органом в империи, сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть;
  • в 1802-1811 гг. проведена министерская реформа, учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения; для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
  Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. В его основе был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе - Государственной Думе, судебные - в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной. Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление широкомасштабных реформ. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет - законосовещательный орган при государе. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь.
  Второй период царствования Александра I (1815-1825) большинством историков характеризуется как консервативный. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью А.А. Аракчеева, который с 1815 г. стал фактическим руководителем Государственного Совета и Комитета министров.
  1. Были освобождены от крепостной зависимости крестьяне Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, но получив личную свободу, они лишались права на землю.
  2. Восстановлено право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки».
  3. В 1815 г. Александр подписал Конституцию Польши. Польша становится конституционной монархией: король (он же российский царь) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредотачивалась в сейме.
  4. Реформа армии: перевод части армии на «самоокупаемость», то есть устройство солдат на земле, чтобы они наряду с военной службой занимались земледелием и тем содержали себя. Такая форма организации армии получила название военных поселений. Они просуществовали до 1857 г., но себя не оправдали.
  5. Усилился контроль правительства за учреждениями образования, ужесточилась цензура.
  В исторической науке преобладающей является точка зрения, согласно которой в начале 20-х гг. ХІХ в. Александр I окончательно расстается с реформаторскими либеральными идеями и во внутренней политике доминирующим становится консервативное охранительное направление. Это было связано с неудачами во внешней политике Александра (антирусская позиция, занятая бывшими союзниками; неспособность Священного союза поддержать политическую стабильность). Александр испытывал разочарование как в возможностях и способностях своего окружения проводить либеральную реформаторскую политику, так и в самой политике.

 
© www.txtb.ru