Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2. Отрасли психологии

  Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человеческая психика формируется в условиях общественных отношений, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людь- ми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
  Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.
  В результате «контактов» с другими науками психология обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивает ее целостность как самостоятельной науки.
  В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
  Изучение психологических наук, как правило, начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.
  Общая психология - раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносятся психика и мозг и др.
  Основополагающими идеями, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений, являются принципы психологии. На рисунке 1 представлены важнейшие принципы современной психологии.

Рис. 1. Основные принципы психологии

Рис. 1. Основные принципы психологии

  Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации отраслей психологии. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.
  Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.
  Если в основу классификации положить отношение человека к обществу - принцип детерминизма - можно выделить социальную психологию и психологию личности.
  Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.
  По характеру деятельности можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Отрасли психологии

Рис. 2. Отрасли психологии

  Психология труда изучает закономерности формирования и проявления психики человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его деятельности. Исследования по психологии труда проводятся в различных отраслях общественного разделения труда. В рамках психологии труда сложилась промышленная, транспортная, авиационная, юридическая, медицинская психология, развиваются исследования в области военной психологии, большое значение приобретают исследования по психологии труда в сфере управления и обслуживания.
  Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
  Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебновоспитательной деятельности; занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.
  Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.
  Отрасли психологии по развитию
  Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, то есть изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (от младенчества до старости), и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронто-психологию (психология старости).
  Специальная психология изучает психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые).
  Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
  Сурдопсихология (психология глухих) изучает закономерности психической деятельности человека с недостатками слуха, психологические особенности и возможности компенсаторного развития, а также вопросы обучения, воспитания и профессиональной подготовки людей с нарушениями слуха.
  Тифлопсихология (психология слепых) изучает психику человека с полностью или частично нарушенным зрением.
  Сравнительная психология исследует закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека, об общем и различном и их психической деятельности.
  Зоопсихология - наука о проявлениях, закономерностях и эволюции животных, происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных, о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
  Этология исследует врожденные механизмы поведения животных, то есть биологические основы и закономерности их поведения.
  Отрасли психологии по принципу отношения личности и общества
  Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах, то есть изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социальнопсихологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.
  Психология искусства изучает закономерности процесса восприятия и понимания человеком произведений искусства (в литературе, музыке, живописи и т.д.), дает психологический анализ их влияния на развитие личности. Эта отрасль психологии исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания.
  Психология творчества изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.
  Психология личности изучает психологические особенности личности, отражающие содержание ее психической деятельности, психических свойств и состояний.
  Психология общения - раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, прежде всего стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения.
  Кроме того, существуют такие отрасли психологии, как: психотерапия, психология спорта, военная психология, детская психология, психофизиология, дифференциальная психология, психология рекламы, психология религии, экологическая психология, парапсихология и т.д. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей. Нейропсихология сложилась на стыке нескольких дисциплин - психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии - и направлена на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Психопрофилактика и психогигиена разрабатывает систему мероприятий по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека.
  Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.
  Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
  Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 3), психология интегрирует данные технических, общественных и естественных наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
  Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Рис. 3. Классификация наук А. Кедрова

Рис. 3. Классификация наук А. Кедрова

  Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, педагогическую психологию — с педагогикой, социальную психологию — с общественными и социальными науками и т.д.).

 
© www.txtb.ru