Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.5. Психика, поведение и деятельность

  Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Рис. 10. Структура деятельности

Рис. 10. Структура деятельности

  Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности. В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулируемая осознанной целью. В процессе деятельности устанавливаются тесное взаимодействие человека с окружающей средой. Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора, средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональное состояние. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по- разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.
  Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.
  Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операции, психофизиологические функции. Действия - это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: 1) действия в качестве необходимого компонента включают в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2) действия - это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием; 3) через понятие «действие» утверждается принцип активности; 4) действия могут быть внешние и внутренние умственные. Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Умственные действия - многообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельности человека подразделяется на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную, то есть деятельность воображения в процессе творчества.
  Всякая деятельность включает в себя и внутренний, и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете во вне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация). Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.
  В качестве основных видов деятельности людей следует рассматривать общение, игру, учение и труд. Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Игры бывают индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности - как их побочный дополнительный результат. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
  Процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и его поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется.

 
© www.txtb.ru