Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.4. Факторы нарушения эмоционально-личностного развития ребенка

  Жизнь ребенка в пространстве проблемной семьи, с патогенным типом родительского отношения и воспитания, с неэффективной родительской позицией с большой долей вероятности, как показывают исследования, предопределяет его превращение в невротическую личность. Исследователи [3;13] выделяют следующие базисные черты невротической личности:
  1. Сензитивность, которая проявляется в повышенной восприимчивости к сигналам внешнего мира.
  2. Тревожность, которая проявляется в восприятии мира как угрожающего. У невротика много страхов (страх оценки, толпы, публичного выступления и т.п.).
  3. Гиперсоциальность. Проявляется в чрезмерном чувстве ответственности, чувстве долга, отсутствии гибкости в межличностных отношениях.
  К.Хорни выделила и описала основные невротические потребности личности:
  1. Потребность во всеобщей любви и одобрении. Для невротика характерно желание быть любимым всеми и каждым. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят; он всегда стремится «заслужить» любовь. Эта его особенность обусловливает повышенную зависимость от объекта любви.
  2. Потребность лидерства, доминирования, властвования.
  Данная потребность может распространяться на все сферы жизнедеятельности, независимо от того, обладает ли человек возможностями и компетентностью для первенства. Желание невротика властвовать сопровождается отказом от принятия ответственности за бремя власти.
  3. Потребность в публичном восхищении и признании.
  Знаки социального (публичного) восхищения и признания становятся для невротика критерием (мерилом) самоценности личности.
  Существует такая закономерность: невротические потребности не насыщаемые, т. е. они не имеют пределов удовлетворения.
  Исследователи выделяют следующие факторы в области детско- родительских и семейных отношений, которые провоцируют нарушения эмоционально-личностного развития ребенка и развитие у детей неврозов:
  1. Особенности семейных отношений в целом.
  2. Личностные особенности родителей.
  3. Особенности родительского отношения, родительской позиции или стиля воспитания.
  Захаров А.И. [15] рассматривает следующие особенности семейных отношений, порождающие невротизацию ребенка:
  1. Инверсия супружеских и родительских ролей, например, роль матери выполняет бабушка, а роль отца - мать.
  2. Образование в семье эмоционально обособленных диад (например: отец- сын, бабушка-внук), а также существование изгоев.
  3. Неблагоприятная семейная атмосфера: высокий уровень тревоги и эмоциональной напряженности.
  4. Тенденция ухода от решения семейных проблем и возникающих конфликтов.
  5. Депривация потребности ребенка в общении с родителями, в принятии и сопереживании.
  Следующей большой группой факторов являются личностные особенности родителей: матерей и отцов. К неблагоприятным чертам личности матерей, обусловливающих патогенный тип родительского отношения и воспитания, исследователи относят следующие [14]:
  а) сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, восприимчивость к сигналам окружающего мира, склонность легко волноваться;
  б) аффективность как эмоциональная возбудимость, неустойчивость настроения;
  в) тревожность - склонность к беспокойству по любому поводу, недостаточная согласованность чувств и желаний;
  г) доминантность как стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими;
  д) эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  е) гиперсоциальность как повышенная принципиальность, утрированное чувство долженствования.
  Отечественный психотерапевт Захаров А.И. [13] выделяет следующие психологические типы или точнее образы матерей детей с неврозами.
  1. «Царевна-несмеяна»: мать, склонная к сдержанности в выражении чувств, в проявлении доброты и отзывчивости. Такая мать не признает детского шума и веселья, испытывает навязчивую потребность делать замечания, стыдить, выискивать недостатки.
  2. «Снежная королева»: повелевающая, жесткая, непреклонная, внутренне холодная, равнодушная к страданиям других.
  3. «Спящая красавица»: мать, склонная к депрессивному мироощущению, заторможенная, самовлюбленная, отстраненная от потребностей ребенка.
  4. «Унтер-Пришибеев»: мать - грубая, постоянно командует детьми, недоверчиво относится к их опыту, легко раздражается, часто использует физические наказания.
  5. «Суматошная мать» - непоследовательная, противоречивая, взбалмошная, неугомонная. В своих действиях и воспитательных мерах бросается из одной крайности в другую. Любой пустяк превращает в трагедию.
  6. «Наседка»: мать - тревожно-беспокойная. Она сопровождает каждый шаг детей, предохраняет от трудностей, стремится все сделать за ребенка, а также заменить собой сверстников.
  7. «Вечный ребенок»: мать, которая так и не стала взрослой. Она обидчива, капризна. Детей воспринимает обузой, а себя жертвой.
  Выделенные психологические образы матерей не следует рассматривать как застывшие личностные типы. Это, скорее, определенные тенденции в отношении матерей к детям.
  Неблагоприятные черты личности отцов, обусловливающие патогенный тип воспитания, Захаров А.И. [15] выделяет следующие:
  1. Психомоторная нестабильность и импульсивность (в отличие от аффективной неустойчивости у матерей). Дети, как правило, при этом страдают заиканием и тиками.
  2. Мнительность (в отличие от тревожности у матерей).
  3. Настороженность, недоверчивость в контактах, зависимость (в отличие от доминирования в отношениях у матерей).
  4. Гиперсоциальность, которая оттенена настойчивостью и упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.
  Общие у матерей и отцов черты личности, провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей, выделяют следующие:
  - недостаточная уверенность в себе;
  - неадекватный уровень самооценки;
  - недостаточная пластичность (ригидность) в аффективной и когнитивной сферах;
  - выраженный эгоцентризм.
  Выделенные личностные особенности родителей определяют неэффективную родительскую позицию, обеспечивают проблемы в области межличностных отношений в семье, влияют на личностное развитие детей.
  Отечественные исследователи выделяют также следующие особенности родительского отношения и параметры неправильного воспитания, провоцирующие нарушения эмоционально-личностного развития детей [14; 15]:
  1. Непринятие ребенка, которое может проявляться в двух формах:
  а) нежеланный ребенок (преждевременно появился, несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей);
  б) непринятие индивидуальности ребенка, особенностей его характера. В этом случае родитель стремится изменить ребенка, «переделать» его.
  Непринятие ребенка может проявляться недостатком грудного вскармливания или физического ухода за ребенком; передачей родственникам и няням, ранним поступлением ребенка в дошкольное учреждение.
  2. Непонимание родителями особенностей личностного и возрастного развития ребенка (неадекватный «родительский образ»). Например, родители думают, что ребенок «не хочет» что-то делать, а он «не может», т.е. родители в своих требованиях не учитывают реальные возможности ребенка.
  3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей.
  Эта особенность родительского отношения и воспитания вызывает нервно­психическое перенапряжение у детей, провоцирует их упрямство и психомоторные расстройства.
  4. Неравномерность отношения родителей. Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные периоды его жизни. Недостаток заботы сменяется её избытком, а избыток недостатком, например, при рождении второго ребенка.
  5. Непоследовательность. Проявляется в постоянно меняющихся и противоречивых требованиях к ребенку; в непредсказуемой перемене отношения и расположения к ребенку. Например, за одни и те же поступки родитель может то хвалить, то наказывать ребенка.
  6. Несогласованность действий родителей. Определяется разными взглядами родителей на воспитание и наличием конфликтных взаимоотношений между родителями. В результате родители используют разные критерии оценок по отношению к ребенку, противоречивые требования и санкции.
  7. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается:
  - несвоевременным откликом на ситуацию ребенка;
  - неадекватными формами реагирования;
  - фиксацией (застреванием) на проблемах ребенка и т.п.
  8. Аффективность. Родительское отношение отличается избытком раздражения, недовольства, нетерпеливостью требований и ожиданий. Ребенок становится чрезмерно возбудимым или чрезмерно заторможенным и не способным объективно усваивать требования родителей.
  9. Тревожность в отношениях с детьми выражается чрезмерным беспокойством и паникой по любому поводу, стремлением опекать ребенка, давать бесчисленные советы и т.п.
  10. Доминантность проявляется в стремлении подчинить ребенка, сделать его зависимым, в категоричности суждений, в использовании принуждения, репрессивных мер, включая физические наказания.
  11. Г иперсоциальность проявляется в стремлении к воспитанию идеального ребенка. Характерные признаки гиперсоциальности:
  - чрезмерная требовательность и принципиальность в отношениях;
  - навязывание детям большого количества правил и условностей, чтобы вели себя всегда безупречно;
  - беспочвенное морализирование: «ты не хороший, хорошие мальчики себя так не ведут», «как тебе не стыдно» и т. п.
  12. Нечуткость (или недостаточная отзывчивость) родителей проявляется в несвоевременном или недостаточном отклике на просьбы детей, их потребности, настроение. Вовремя похвалить, поддержать ребенка представляет для родителей большую трудность, чем делать замечания, ругать и т.п.
  Таким образом, на процесс формирования невротической личности оказывает влияние целый ряд параметров системы семейных взаимоотношений, главными из которых являются отношения со значимым взрослым.


 
© www.txtb.ru