Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.1. Понятие и типы родительского отношения

  Феномен родительского отношения исследуется в работах А.А. Бодалева, А.Я.Варги, В.В.Столина, Е.Т.Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди и др [6;7; 12;35].
  Отечественные исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Ими разработан тест-опросник родительского отношения (ОРО), который состоит из 5 шкал, отражающих различное отношение к ребенку.
  Приведем краткую характеристику шкал опросника и соответственно типов родительского отношения:
  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает эмоциональное отношение к ребенку и включает два типа: принятие и отвержение.
  Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
  2. «Кооперация». При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему.
  3. «Симбиоз». Симбиотический тип родительского отношения означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает авторитарный тип родительского отношения. При таком отношении родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины. Родитель не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Пристально следит за социальными достижениями ребенка, его мыслями и чувствами; т.е. все под контролем взрослого.
  5. «Маленький неудачник». Отношение к ребенку как к неудачнику отражает стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность. Ребенок представляется неуспешным и открытым для дурного влияния. В связи с этим родитель стремится контролировать его действия.
  А.В. Петровский [26] рассматривает следующие типы родительского отношения: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество. Другой отечественный исследователь, Саготовская Л.Г., выделяет шесть типов родительского отношения:
  1. Чрезвычайно пристрастное отношение: дети - главное в жизни.
  2. Безразличное отношение.
  3. Эгоистическое отношение: ребенок - основная рабочая сила семьи.
  4. Отношение к ребенку как к объекту воспитания, без учета особенностей его личности.
  5. Отношение к ребенку как к помехе.
  6. Уважение к ребенку в сочетании с возложением на него обязанностей.
  Зарубежный психотерапевт Н. Штирман выделяет три типа родительского отношения к детям у больных психосоматическими расстройствами:
  1. «Связывание». Этот тип отношения предполагает жесткое, стереотипное общение, отсутствие гибкости во взаимоотношениях с детьми.
  2. «Отвержение». При таком типе отношения ребенка не принимают во всех проявлениях, что приводит к излишней автономности ребенка, и возможно, даже к аутизму.
  3. «Делегирование». При данном типе отношения родители делегируют ребенку свои нереализованные планы, перемещают на него свои несбывшиеся надежды, манипулируют ребенком как продолжением своего «Я». Истинные достижения детей при этом игнорируются.


 
© www.txtb.ru