Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Введение

  Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений.
  Увеличение числа проблемных семей во время переходных периодов общественного развития демонстрирует эту зависимость. В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение.
  Свидетельством этих негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, в психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом. Поддержка семьи и усиление её воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких, системных знаний о данном феномене и умений определять точки приложения профессиональных усилий.
  Центральная идея, положенная в основу данного учебного пособия, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско - родительских отношений.
  Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе предлагается общая характеристика семьи как социального института, как малой группы; как системы; рассматриваются основные функции семьи, типы современных семей; подробно раскрывается структура семьи. Второй раздел посвящен описанию жизненного цикла семьи: изложению подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи и раскрытию задач развития семьи на каждой стадии; рассмотрению содержания нормативных и ненормативных семейных кризисов. В третьем разделе представлена характеристика молодой семьи: подробно рассмотрены основные закономерности формирования внутрисемейной коммуникации и адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни, описаны основные виды брачных сценариев. В четвертом разделе раскрывается содержание понятия «проблемная семья»; рассматриваются разные типы проблемных семей, преимущественно с точки зрения их влияния на психическое самочувствие и развитие ребенка. В пятом разделе достаточно внимания уделено содержанию детско-родительских отношений: рассмотрены различные типы родительского отношения и воспитания, структура и основные признаки родительской позиции, обобщены факторы нарушения эмоционально-личностного развития детей и предложены некоторые методы профилактики и коррекции детско-родительских отношений.
  Данное учебное пособие призвано нацелить студентов-психологов на расширенное и углубленное изучение современной семьи как предмета психологического анализа с целью оказания адекватной и компетентной психологической помощи.

Назад
 
© www.txtb.ru