Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Понятие и структура личности

  Высшим проявлением «психологического» является одухотворенная психика, существующая на уровне личности. Что понимается под термином «личность»?
  Несмотря на множественность определений личности, выделяется ее существенное свойство - относительно устойчивая совокупность психических качеств, характеризующих стиль отношений, переживаний, состоя- ний, восприятия, поведения и т.п. В этом стиле проявляется глубина личности - ее индивидуальность.
  Личность рождается позднее индивида, ее структура складывается постепенно, формируется через систему отношений с миром и самим собой. Личность проявляет себя в том, во-первых, что она хочет (проявления мотивационной сферы); во-вторых, что она чувствует (проявления эмоциональной сферы); в-третьих, что она может (ее способности, умения, навыки, привычки); в-четвертых, что она знает (проявления когнитивной, познавательной сферы); и, наконец, что она есть на самом деле (ее характер, психический склад).
  С мотивационной сферой связано формирование устойчивости личности, человек соотносит себя с той мотивацией, которую реализует. Устойчиво доминирующая система мотивов составляет направленность личности. Когда отдельные формы поведения, деятельности становятся для человека средством реализации мотивов, то они закрепляются и приобретают свойство постоянства. Следовательно, качества личности - это мотивы + устойчивые формы поведения, закрепляющиеся в характере.
  В личности переплетаются и интегрируются природные и социальные основы индивидуальности, формируя тип реагирования (сильный, слабый, смешанный) или определенное взаимодействие конституционально заданных и ситуативно-обусловленных факторов.
  Конституционально заданными являются свойства нервной системы, или темперамент. Темперамент есть свойства нервной деятельности, характеризующие динамику и соразмерность нервных процессов (возбуждение и торможение). К данным свойствам, проявляющимся на физиологическом уровне, относятся: 1) сила (или способность длительно выдерживать интенсивные состояния); 2) лабильность (или скорость возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения); 3) уравновешенность (или реагирование нервной системы на возбудительные и тормозные процессы). Определяя внутренние и внешние реакции, темперамент влияет на темп и ритм деятельности, поведения, на протекание психических процессов, от него зависит скорость их возникновения, устойчивость, интенсивность. И.П. Павлов пришел к выводу (в ходе экспериментальных исследований), что то или иное соотношение основных свойств нервной системы, которое было названо типом высшей нервной деятельности, лежит в основе четырех типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.
  Однозначность свойств нервной системы в физиологическом смысле приобретает многозначность в психологическом плане. Во-первых, темперамент определяет динамику психической жизни через психические свойства: реактивность, активность, чувствительность, или сенситивность, эмоциональность, пластичность и ригидность, направленность вовне (экстравертированность) или на себя (интровертированность). И, во-вторых, при разных условиях жизни, обучения и воспитания при наличии определенного типа темперамента формируются разные психологические черты.
  В зависимости от внешних обстоятельств индивидуально-личностные свойства усиливаются, нивелируются или берутся под контроль. Формируется модальная личность, в структуре черт которой преобладают типизированные, отбираемые социумом, свойства.
  Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предлагают по этим особенностям определять сам темперамент.
  Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера.
  Темперамент - это первичная природа личности, на основе которой формируется вторичная природа - характер. Главное свойство характера - образовавшиеся устойчивые отношения личности к себе и миру (к обществу, труду, природе и т.п.). Устойчивая система отношений личности, способов жизнедеятельности, переживаний закрепляется в психологический тип и образует ее характер. Характер имеет свою логику - совместимые и несовместимые поступки.
  Личность расширяет свои возможности и самореализуется благодаря совершаемым действиям. Для этого есть индивидуальные физические и психические особенности, способствующие совершению действия способности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами действия, их результативности.
  Человек рождается со способностью к деятельности - интеллектом. Являясь средством удовлетворения потребностей, желаний человека, способности в процессе жизни совершенствуются и расширяются. Расширение сферы потребностей, появление новых стимулирует к совершению действий и развитию востребованных психических качеств.
  Интегративным ядром личности является самосознание, или процесс познания себя и отношения к себе. В самосознании запечатлеваются разные проявления личности. Самосознание формируется в процессе соотнесения человеком себя с другими (идентификация) и в процессе аутокоммуникации, соотнесения себя с реализованной мотивацией. Процесс осознания самого себя, внутренних психических актов и свойств называется рефлексией, а отнесение качеств к «Я» - идентификацией.
  Однако возможно ли познать себя? Процесс самопознания сложен, динамичен, неисчерпаем, даже при высокой степени понимания себя всегда остается место для загадок и непонимания. Самосознание формируется постепенно, проходя определенные этапы достижения зрелости. Обязательным для самопонимания является выделение себя из окружающего (я - не я) и формирование автономности. Следующими этапами развивающегося самосознания является: а) сравнение себя с другими (определение степени успешности действий); б) самонаблюдение; в) принятие себя и понимание ограниченности своего «Я», что составляет потенциальную возможность для изменений и личностного роста.
  Самым первым актом самосознания являются переживания и ощущения собственного состояния - самочувствие. Человек имеет представление и о своем социальном статусе, степени признания и принятия его другими, социальных ролях (роль является социальной функцией индивида, или способом организации поведения как система прав и обязанностей в связи с выполнением определенных действий). У него есть система ценностей и идеалов, которые он олицетворяет со своим жизненным кредо и собственной цельностью. Человек осознает свои возможности к действию, проявляет волеизъявление и совершает акт самотворения, определяя для себя меру ответственности за содеянное. Ответственность является показателем глубины и степени зрелости личности.
  Образом собственного «Я» выступает Я-концепция, или система установок относительно себя (впервые выделил концепцию «Я» У. Джеймс). Человек ведет себя чаще всего в соответствии с тем, что он считает самим собой. Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с Я-концепцией и регулирует поведение на основе механизма эмоциональной коррекции (чувства одобрения или чувства вины, стыда).
  Выступая системой представлений и установок по отношению к себе, образ Я имеет многие аспекты проявления. Прежде всего, это знания о себе (самосознание); это отношение к самому себе (самоуважение); и, наконец, оценка себя как итог знания и отношения к себе, переживание своей самодостаточности, успешности (самооценка и самоконтроль).
  Самосознание имеет систему естественных защит своего «Я», когда информация о личности подвергается внутренней цензуре - психологическую защиту. Функциями психологической защиты являются редукция (уменьшение) психического напряжения; ограничение деструктивных импульсов; связывание патогенной энергии и трансформация ее в приемлемые для личности формы и т.п.
  Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя различные способы психологической защиты, среди которых встречаются следующие:
  Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - это неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что критикуемое в человеке на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает это как факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
  Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
  Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия объективными сложившимися обстоятельств ами.
  Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа (бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом, контролирующем внимании к нему). Такая тенденция получила название «формирование реакции».
  Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают не с большой охотой, а иногда и совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, тому, кто ему неприятен, причем, как правило, в преувеличенном виде.
  Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
  Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.
  Наиболее часто используемые приемы психологической защиты в процессе самоанализа могут распознаваться.
  Фактором, влияющим на развитие самой личности и эффективность ее деятельности, является самооценка. Самооценка, как система оценивания себя, предполагает наличие нижнего и верхнего предела того, что я могу достичь. Такой мерой выступает уровень притязаний, или степень трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой. Переживание успеха или неуспеха, возникающее вследствие деятельности по достижению цели, влечет за собой смещение уровня притязаний к более трудным либо более легким задачам, Снижение трудности избираемой цели после успеха, также как ее повышение после неудачи говорит о нереалистическом уровне притязаний. Так как человек соотносит себя с тем, что он добивается, то результативность деятельности лежит в основе его отношения к себе: чего я стою. Отношение закрепляется в качестве самооценки: высокой, адекватной, низкой.
  Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) сопровождается переживаниями собственной неполноценности (сверхполноценность как компенсация той же неполноценности), усилением тревожности, дезорганизацией сознания и деятельности вследствие неуверенности в себе, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, возможностях, настойчивостью в достижении целей, критичностью в оценке достигнутого.
  Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей является процессом самореализации, самоактуализации. Концепция самоактуализации и ее анализ дан в работах К. Роджерса и А. Маслоу.
  Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, как невозможно объяснить и то, почему люди иногда ничего реально не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения подчас даже остро и эмоционально переживаемых интересов. Когда при столкновении с трудностями одни прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлением их воли.
  Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. Развитие волевой регуляции идет по двум направлениям: во-первых, через преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; во-вторых, через обретение человеком контроля над своим поведением и выработка волевых качеств.
  Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя, конечно следует учитывать возможность совпадения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). В противоположность непроизвольным действиям, сознательные действия более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Воля являетсяважным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
  Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели. Ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
  Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
  Главной психологической функцией воли является усиление мотивации. Условием возникновения волевых усилий становятся борьба мотивов. Человек волевым действием отвергает непримиримые мотивы и преодолевает препятствия к достижению целей. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в сознании поставленную цель. Энергия и источник волевых действий связаны с актуальными потребностями человека.
  Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Свобода воли означает способность принимать адекватные решения. Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
  Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные.

Рисунок

  Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека представлена следующим образом:
  1 - Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире).
  2 - Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной деятельности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей.
  3 - Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения.
  4 - Требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намерение целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

 
© www.txtb.ru