Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Проблема нормы и патологии в современной психологии

  Норма (от лат. norma - правило, образец) - мера, образец, средняя величина чего-либо; патология (от греч. pathos - страдание) - болезнь. Различение психической нормы, «не нормы» и патологии требует ответить, как минимум, на два принципиальных вопроса. Во- первых, где провести границу между ними, если человек является одновременно биологическим и социальным существом, а психические явления имеют внутренние и внешние поведенческие, индивидуальные и групповые проявления? Во-вторых, неужели все люди должны соответствовать какой-то одинаковой «норме», а как же уникальность и неповторимость личности каждого человека? В психологии существует несколько различных подходов к решению указанной проблемы.
  Первый подход привнесён в психологию из медицины и заключается в определении нормы «через отрицание»: если человек психически не болен (отсутствуют симптомы психического заболевания), значит, он психически здоров.
  Собственно наличие психической патологии (болезни) устанавливается только медицинским диагнозом на основании обнаружения органических нарушений в работе центральной нервной системы. Проявления, причины и механизмы развития психических болезней являются предметом изучения психиатрии (от греч. psyche - душа и iatreia - врачевание, лечение) - науки, которая является отраслью медицины.
  Второй подход внесён в психологию из биологических наук и заключается в понимании психической нормы как способности поддерживать «гомеостаз» (или равновесие, от греч. homoios - одинаковый и stasis - постоянность, устойчивость), оптимально приспосабливаться, адаптироваться к окружающему миру.
  В данном случае подразумевается соответствие поведения человека социальным, правовым, групповым и т.д. нормам. Правовые нормы устанавливаются законом, определяют обязанности и права человека; социальные нормы регулируют поведение человека в обществе, обеспечивают упорядоченность, регулярность социального взаимодействия; групповые нормы определяют правила поведения и регуляции межличностных отношений в конкретной социальной группе, которой принадлежит человек (семье, учебном или производственном коллективе и т.п.). Последние два типа норм устанавливаются преимущественно негласно - в отличие от правовых, запечатлённых в разного рода нормативных документах.
  Нарушения «нормальных» отношений с обществом, возникновение трудностей общения и взаимодействия с людьми называются социальной дезадаптацией. В качестве проявлений последней в психологии выделяют девиантное поведение (или отклоняющееся, от лат. deviatio - отклонение - не совпадающее с социальными нормами) и делинквентное поведение (от лат. delinquens - совершающий проступок - нарушающее правовые нормы, преступное). Психическая травма, пребывание в экстремальных условиях, хронический или очень интенсивный стресс могут привести к социальной дезадаптации; кроме того, она характерна для некоторых возрастных групп (например, 12 подростков , пожилых людей ). Социальная дезадаптация служит сигналом для более пристального внимания к человеку со стороны ближайшего окружения, социальных, психологических и т.п. служб.
  Данный подход к норме относителен: во-первых, социальная дезадаптация не всегда является «плохим» признаком (так, гениальные люди часто дезадаптивны); во-вторых, иногда человек самостоятельно преодолевает возникший кризис и возвращается к нормальным отношениям с окружающими; в-третьих, в разных культурах, обществах, группах существуют различные, иногда противоречащие друг другу нормы.
  Третий подход внесён в психологию из математической статистики и заключается в понимании нормы как некоей усреднённой, «среднестатистической» величины различных психологических параметров. Многие психодиагностические методики построены именно на основе такого видения нормы.
  Этот подход тоже относителен. Люди различных национальностей, различных возрастных и даже профессиональных групп имеют разные «средние» показатели, что обусловлено особенностями их жизнедеятельности. Это в свою очередь имеет несколько следствий:
  - во-первых, низкие темпы распространения новых психодиагностических средств. Например, прежде чем использовать тест, созданный в Англии, для диагностики жителей России, нужно не только перевести его на русский язык, но и адаптировать к особенностям страны , затем с его помощью опросить несколько сотен россиян , обработать полученные данные, посчитать среднестатистические показатели - нормы теста;
  - во-вторых, необходимость множественных исследований различных групп (половозрастных, профессиональных) людей одной национальности при создании таких норм. У взрослого человека многие психические качества уже полностью развиты и в течение длительного временного периода претерпевают лишь небольшие изменения; в связи с чем «возрастной разброс» принявших участие в подобном исследовании людей может составлять десятки лет. В детском же возрасте, когда эти качества только формируются и развиваются, разница в один год может оказаться принципиальной для измеряемого психического процесса или свойства. Аналогично, в отношении некоторых психических явлений разница между мужчиной и женщиной, пожарным и бухгалтером не принципиальна, тогда как в других случаях пол или профессия являются фактором, определяющим значительные различия.
  Необходимо подчеркнуть, что несоответствие «норме» может иметь разные последствия. Например, если речь идёт о диагностике психических процессов (мышления, речи и пр. ) или интеллекта в детском возрасте, то их недоразвитие (т.е. показатель «ниже нормы») нередко является поводом для вмешательства со стороны различных служб, так же, как и опережающее развитие (показатель «выше нормы»). При этом несоответствие норме, например, черт характера в данном возрасте свидетельствует лишь об индивидуально-психологических особенностях ребёнка и не влечёт за собой значительных изменений его образа жизни, социального окружения.
  Данный подход является одним из наиболее распространённых в психологии, что проявляется в широком применении на практике различных видов норм (возрастных, профессиональных и т.д.).
  Некоторые авторы предлагают четвёртый подход - нравственный. Критерием нормы выступает здесь отношение одного человека к другому, к людям в целом (умение уважать чувства, мысли, интересы, желания другого человека, быть ответственным за свои поступки и пр.). Однако вопрос о том, как и насколько успешно возможно точно оценивать нравственность человека, остаётся открытым.
  Итак, многообразие проявлений психики человека не позволяет выработать какой-то один унифицированный критерий «нормы». Применение описанных подходов, несмотря на их относительность, вполне себя оправдывает. Современная психология обладает значительным объёмом знаний, накопленных за весь предыдущий период её развития, о «нормальных» характеристиках тех или иных психических явлений и, кроме того, целым арсеналом методов и методик их диагностики. Проблема нормы в реальной психологической практике решается по-разному, с учётом множества факторов (пола, возраста человека, особенностей его профессии, социального окружения, конкретных жизненных обстоятельств и пр.). В некоторых специфических случаях достаточно определения нормы в соответствии с одним из указанных подходов, в других - комплексного их применения.

 
© www.txtb.ru