Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



7.6. Когнитивное направление. Теория Дж. Келли

  В рамках когнитивного направления учёными исследуются закономерности и механизмы осознания человеком самого себя и окружающей действительности.
  Джордж Александер Келли (1905-1967) - американский психолог, один из представителей когнитивного направления, разработавший «теорию личностных конструктов».
  Согласно Дж. Келли, каждый человек - своего рода исследователь, т.к. он, подобно учёному, выдвигает рабочие гипотезы об окружающей реальности, следит за тем, подтвердятся они или нет, пытается с их помощью понять, предвидеть и проконтролировать события жизни.
  Дж. Келли выдвинул ряд положений, объясняющих особенности личности и её развитие:
  1) человек активно формирует представления о своём окружении, а не просто пассивно реагирует на него. При этом бессмысленно, по мнению Дж. Келли, искать причины активности человека в каких- либо внешних воздействиях на него в прошлом или настоящем. Активность - свойство жизни. Человек активен просто потому, что он живой;
  2) личностные конструкты. Человек, по мнению автора, создаёт свои собственные, личные (личностные) способы интерпретации мира - как внешнего, так и внутреннего. Дж. Келли назвал эти способы «конструктами» (от лат. constructio - составление, построение). У взрослого человека имеется множество личностных конструктов: «хо- роший-плохой», «мужской-женский», «дружеский-враждебный», «религиозный-нерелигиозный» и т.д.;
  3) человек с помощью личностных конструктов оценивает, интерпретирует и объясняет те или иные аспекты действительности (объекты, явления, события и т.д.). Рассмотрим следующий пример: девочка без разрешения взяла деньги из кошелька матери. Если спросить мнение её матери по этому поводу, то она может сказать, что «дочь плохая, и ей не стоит доверять». Отец может предположить, что «дочь недисциплинированная». Дед может считать, что «это не более чем детская проказа». Сама девочка может объяснить, что её поступок - «выражение протеста» родителям, спровоцированное их нежеланием давать ей достаточное количество денег на карманные расходы. Факт один и тот же: деньги вынуты из кошелька. Однако его интерпретация неодинакова у разных членов семьи, т.к. они, согласно Дж. Келли, применяют для оценки данного факта различные личностные конструкты;
  4) личностные конструкты характеризуются специфическими свойствами:
  - они всегда биполярны и дихотомичны. В формировании личностных конструктов ведущую роль играет операция сравнения (сопоставления объектов с целью выявления сходства и различия между ними) . Когда родители обучают ребёнка, они всегда указывают ему два противоположных полюса какого-либо свойства или качества: «это - горячее, а это - холодное», «это - светлое, а это - тёмное», «это - мягкое, а это - твёрдое» и т.д. Сформированные при помощи родителей конструкты («горячий-холодный», «светлый-тёмный», «мягкий-твёрдый» и др.) ребёнок начинает применять для оценки разнообразных предметов. Постепенно в процессе познания окружающего мира он научается самостоятельно создавать личностные конструкты, которые организуются по такому же «двухполюсному» принципу. Согласно Дж. Келли, для формирования конструкта требуется всего три элемента (предмета, события и т.д.), два из которых сходны, а третий от них отличается. Например, конструкт «честный-нечестный» может сформироваться, если ребёнок однажды поймёт, что его друзья Костя и Вова честны с ним, а Саша его обманывает;
  - каждый личностный конструкт имеет определённый, ограниченный диапазон применимости. Так, с помощью конструкта «хороший-плохой» можно оценивать самые разнообразные объекты, явления и события, поэтому диапазон его применимости очень широк. А, например, диапазон применимости конструкта «научный-ненаучный» гораздо уже: с его помощью можно оценивать только определённые интеллектуальные достижения, и он непригоден, скажем, для оценки преимуществ жизни в браке;
  - у каждого личностного конструкта есть фокус применимости. Этот фокус определяет, по отношению к какому аспекту действительности человек чаще всего применяет конкретный конструкт. Так, у одного человека фокус конструкта «честный-нечестный» может находиться в сфере отношений между людьми, у другого - в области отношения к чужой собственности, а у третьего - в сфере политики;
  - личностные конструкты могут быть проницаемыми или непроницаемыми (т.е. открытыми или закрытыми для интерпретации нового опыта). Например, конструкт «компетентный врач - некомпетентный врач» у одного человека может быть проницаемым, а у другого совершенно непроницаемым: первый, общаясь с любым новым доктором, может понять, компетентен ли тот, а второй убеждён, что компетентных врачей вообще больше нет - последним был его педиатр, который уже умер;
  5) личностные конструкты могут быть разных видов:
  - упредительными Дж. Келли назвал конструкты, которые, словно «ярлыки», «навешиваются» на конкретные объекты (явления, события) и не позволяют увидеть их по-другому. Например, если человеку присвоен ярлык «китаец», то о нём будут думать только как о китайце и никак иначе;
  - констелляторными автор назвал конструкты, с помощью которых объект (явление, событие) относится к определённой категории (классу, типу, виду и т.п.) и «по шаблону» наделяется всеми её признаками, свойствами, характеристиками. Например, после отнесения человека к категории «риэлтер» ему автоматически присваиваются качества «нечестный», «жуликоватый», «умеет виртуозно обманывать клиентов»;
  - предполагающие конструкты являются полной противоположностью упредительных и констелляторных: они позволяют человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Так, в данном случае понимание того, что некто - «риэлтер», не означает ни присвоения ему «ярлыка», ни «автоматического» заключения о каких-либо личностных качествах этого человека.
  Необходимо отметить, что упредительные и констелляторные конструкты нужны каждому человеку. Если бы их не было, мы испытывали бы массу трудностей. Например, когда во время игры в баскетбол мяч летит в вашу голову, вам лучше воспользоваться упредительными конструктами (т.е. решить, что это - мяч, который летит в вашу голову, и ничего больше), чем предполагающими (т.е. выдвигать разнообразные гипотезы по поводу того, что бы это могло быть). Однако, согласно Дж. Келли, если человек использует преимущественно упредительные или констелляторные конструкты, то у него ригидное или стереотипное (шаблонное) мышление, а если предполагающие - то у него гибкое мышление;
  6) личностные конструкты могут быть разных типов:
  - по широте диапазона применимости Дж. Келли выделил общие и частные конструкты. Первые имеют широкий (например, «хороший-плохой»), а вторые - узкий (например, «механический-автоматический») диапазон применимости;
  - по участию в регуляции основной деятельности человека автор выделил основные и периферические конструкты. Представьте, например, капитана и пассажира-художника, стоящих на мостике идущего по проливу судна и смотрящих вперёд. Очевидно, что их основные конструкты будут различны: у первого они будут относиться к фарватеру, а у второго - к красотам окружающей природы;
  7) личностные конструкты образуют собой иерархическую структуру. Дж. Келли отмечал, что было бы ошибкой думать, будто конструкты беспорядочно теснятся в сознании человека и применяются каждый по отдельности. Они организованы в пирамидальную логически упорядоченную структуру - так, что некоторые из них находятся в подчиняющем, а некоторые - в подчинённом положении. Когда формируется новый личностный конструкт, его «встраивание» в эту структуру происходит так, чтобы у человека создавалась непротиворечивая картина мира. У разных людей структура личностных конструктов неодинакова, т.к. она зависит от их прошлого опыта;
  8) разные люди осознают объективную реальность по-разному. Согласно Дж. Келли, каждый человек смотрит на мир «с колокольни» своих уникальных личностных конструктов. В этом, по мнению автора, заключается причина разнообразных конфликтов - начиная от лёгких ссор между друзьями, размолвок между супругами, противостояния «отцов и детей» и заканчивая войнами между государствами.
  Данное положение имеет несколько следствий:
  - некоторые люди могут схожим образом интерпретировать свой опыт (по принципу «рыбак рыбака видит издалека»). Дж. Келли подчёркивал, что люди похожи друг на друга не потому, что они пережили одни и те же события в прошлом, и не потому, что их поведение одинаково в настоящем. Похожими их делает именно то, что события для них имеют примерно одинаковое психологическое значение;
  - то, что люди общаются друг с другом или делают общее дело, ещё не гарантирует, согласно Дж. Келли, гармоничности их отношений. Для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы хотя бы один человек попытался «встать на место другого», т.е. понять его взгляды на жизнь, его способы интерпретации событий (другими словами - его личностные конструкты);
  9) человека беспокоит его будущее, а не прошлое. Поведение человека, по мнению Дж. Келли, направлено на прогноз будущих событий. Именно это позволяет ему творить собственную судьбу (строить планы, основанные на ожидаемых результатах, разрабатывать стратегии их реализации, осуществлять их и т.д.). Поэтому люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее. Поэтому им, если они хотят действовать эффективно, нужны надёжные и устойчивые способы предвидения влияющих на их жизнь событий.
  Данное положение имеет несколько следствий:
  - если личностный конструкт помогает точно прогнозировать события, то человек сохраняет его. Если же прогноз не подтверждается, то конструкт, на основании которого он был сделан, либо вообще исключается, либо подвергается пересмотру. Например, курсант в начале семестра на основании наблюдения в течение учебной пары за новым преподавателем оценивает последнего как «беспристрастного». Если его гипотеза окажется «правильной», то преподаватель предложит разумный объём литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и адекватно оценит их выполнение. Но если в дальнейшем поведение преподавателя будет существенно отличаться от этих предположений, курсанту потребуется альтернативная гипотеза (что преподаватель «несправедливый» или др.);
  - человек постоянно осуществляет «продуманный выбор»: столкнувшись с новой ситуацией, он выбирает, какой конструкт и какой его полюс можно использовать для прогноза событий;
  - действия человека при столкновении с новой ситуацией соответствуют циклу «ориентировка - выбор - исполнение». На ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые возможно использовать для интерпретации данной ситуации. На фазе выбора он решает, использование каких конструктов наиболее уместно. На фазе исполнения он выбирает один конструкт и его полюс, чем задаёт направление своего дальнейшего поведения;
  - человек всегда делает выбор между безопасностью и риском. Выбор «безопасности» означает, что человек, основываясь на предыдущем опыте, использует надёжный конструкт уже знакомым ему образом, а затем без особого риска для себя ждёт, как повернутся события. Например, курсант из двух учебных дисциплин «по выбору» выбирает одну, похожую на те курсы, которые он изучал ранее. Он, таким образом, обеспечивает себе хоть какую-то гарантию получить приемлемые оценки, снижает риск «провала» на экзамене. Выбор «риска» означает, что человек не «идёт проторенным путём», а выбирает альтернативу, которая позволит ему расширить свой опыт, своё понимание мира (объектов, явлений, событий). При этом он рискует, т.к. не может чётко прогнозировать будущие события. Если продолжить приведённый пример, то в этом случае курсант выбирает совершенно незнакомую ему дисциплину, желая расширить свои знания, но рискуя при этом своей успеваемостью;
  10) приобретение человеком опыта, согласно Дж. Келли, предполагает перестройку его жизни, основанную на пересмотре конструктов под влиянием текущих событий. Как уже отмечалось, система конструктов - это набор гипотез (взглядов, идей, понятий, мыслей) о мире, которые постоянно проверяются опытом. Но ведь мир всё время меняется. Дж. Келли подчёркивал, что человек приобретает мало опыта или вообще не приобретает его, если он продолжает интерпретировать события по-старому, несмотря на их реальные изменения. Так, если профессор преподаёт свой предмет в течение 10 лет и все эти годы читает лекции так же, как в первый год работы, то он, по мнению Дж. Келли, не имеет права утверждать, что у него есть десятилетний опыт преподавания. Если же то, чему он учил в первый год, заставило его изменить и усовершенствовать преподавание на второй год и делать это последовательно в течение всех 10 лет, тогда такое право у него есть.
  Дж. Келли разработал собственный специфический метод перестройки личностных конструктов человека, который назвал «терапией фиксированной роли». Терапевт просит клиента написать «самохарактеристику», а затем анализирует, какие личностные конструкты тот использует для интерпретации самого себя и своих отношений со значимыми другими. После этого группа опытных экспертов-тера- певтов, используя полученную из самохарактеристики информацию, создаёт «очерк фиксированной роли». Он представляет собой описание вымышленного персонажа, обладающего системой личностных конструктов, которая, как считают эксперты, была бы терапевтически полезной для клиента. Затем клиента просят играть роль из очерка в течение определённого времени. Таким образом, его побуждают проверять конструкты героя очерка в контексте различных социальных отношений - работы, семьи и т.д. В итоге многие из этих конструктов становятся его собственными.
  Необходимо отметить, что теория личности Дж. Келли нашла многих сторонников, вызвала новую волну интереса к изучению сознания и самосознания человека.

Практическое задание

  Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы.
  В какой из представленных в данном параграфе теорий личность предстаёт как наиболее свободная?
  В какой из этих теорий личность предстаёт как наиболее зависимая от неподвластных ей факторов?
  В какой из этих теорий личность предстаёт как наиболее рациональная, а в какой - как наиболее иррациональная?
  В какой из этих теорий личность предстаёт как совершенно неизменная, а в какой - как изменяющаяся?
  Запишите результаты проделанной работы.


 
© www.txtb.ru