Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



7.4. Гуманистическое направление: теории К. Роджерса, А. Маслоу

  Представители гуманистической психологии рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбора, в высшей степени сознательных и разумных, стремящихся к личностному росту и самодостаточности . В данном параграфе рассмотрены теории личности двух ярких представителей этого направления - К. Роджерса и А. Маслоу.
  Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - американский психолог, автор клиент-центрированной психотерапии.
  К. Роджерс разработал ряд концепций, описывающих особенности личности и её развитие:
  1) тенденция актуализации, по мнению К. Роджерса, - это единственный мотив, которым вдохновляется и регулируется всё поведение человека. Согласно автору, актуализировать себя - значит, сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности. Другими словами, указанный мотив служит одновременно целям сохранения организма и развития личности, т.е. обеспечивает удовлетворение всех потребностей . Тенденция актуализации является своеобразной врождённой силой, активным процессом, действующим как на физическом, так и на психическом уровнях. Благодаря ей человек всегда стремится к какой-то цели. Хотя движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, этот единственный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на неудачи, боль и т.п. Как специфический «личностный» аспект общей тенденции актуализации К. Роджерс выделил тенденцию самоактуализации, которая побуждает человека к реализации в течение жизни своего потенциала для того, чтобы стать полноценно функционирующей личностью;
  2) согласно К. Роджерсу, человек реагирует на события в соответствии с тем, как он субъективно воспринимает их. Субъективная интерпретация событий, вызванные ею переживания представляют собой «личную реальность» человека. Причём он действует, исходя именно из этой реальности. Например, человек, изнывающий от жажды в пустыне, бросится к луже воды, являющейся миражом, так, как если бы это была настоящая вода;
  3) весь жизненный опыт человека оценивается - благодаря «организмическому оценочному процессу» - с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции актуализации. Когда какие-то жизненные события соответствуют тенденции актуализации, они вызывают позитивные переживания и воспринимаются человеком как содействующие и развивающие его личность, а когда не соответствуют - они вызывают негативные переживания и воспринимаются как противоречащие или препятствующие его актуализации;
  4) ядром личности, по мнению К. Роджерса, является Я-концеп- ция, или Самость, которая представляет собой концепцию человека о том, что он из себя представляет . Это - организованная, логически последовательная и интегрированная система. Она включает в себя Я- реальное - те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, в том числе - набор «ролевых образов Я» (родителя, супруга, служащего, спортсмена и т.д.), отражённых в разных жизненных контекстах. Она также включает в себя Я-идеальное - те характеристики, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Эти характеристики человек ценит и стремится ими обладать;
  5) Я-концепция развивается специфически. В младенчестве её формирование регулируется исключительно организмическим оценочным процессом (голод, жажда, холод, боль и т.п. оцениваются негативно, а пища, вода, чувство безопасности и т.п. - позитивно). По мере того как развиваются познавательные процессы ребёнка, а сам он становится всё более социально восприимчивым, его Я-концепция, во-первых, всё более дифференцируется и усложняется, во-вторых, начинает изменяться под воздействием значимых других (родителей, братьев, сестёр и пр.). Её развитие становится зависимым от ряда условий:
  - человеку свойственна потребность в позитивном внимании (в том, чтобы его любили и принимали другие), возникающая уже в младенчестве. У ребёнка она чрезвычайно сильна. Но как он может получить позитивное внимание от родителей? Чаще всего они позитивно относятся именно к его желательному поведению. Фактически речь идёт об обусловленном позитивном внимании (по принципу «я буду любить, уважать и принимать тебя только при условии, если ты будешь таким-то и таким-то, станешь делать то-то и то-то»). Постепенно ребёнок запоминает условия ценности - обстоятельства, при которых получает удовлетворение его потребность в позитивном внимании.
  Согласно К. Роджерсу, это причиняет ущерб ребёнку. Автор рассуждал следующим образом: поскольку потребность ребёнка в позитивном внимании сильна, то ради её удовлетворения он готов сделать всё, что угодно → некоторые действия, которые он выполняет, не соответствуют его тенденции актуализации (о чём сигнализирует его организмический оценочный процесс), но он всё равно действует → следовательно, это препятствует его актуализации;
  - человеку также свойственна потребность в позитивном внимании к самому себе. Способ её удовлетворения формируется в детстве специфическим образом: позитивное внимание ребёнка к самому себе возникает тогда, когда он получает позитивное внимание со стороны значимых других.
  Вследствие этого у ребёнка, получающего обусловленное позитивное внимание со стороны значимых других, Я-концепция полностью перестаёт соответствовать его тенденции актуализации. Ребёнок оценивает себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Согласно К. Роджерсу, такая Я-концепция не может служить прочной основой для развития здоровой личности;
  6) поведение человека, как правило, согласуется с его Я-концеп- цией. Но, как уже отмечалось, в повседневной жизни человек испытывает переживания, обусловленные оценкой событий с позиции их соответствия его тенденции актуализации. Согласно К. Роджерсу, те переживания, которые согласуются с Я-концепцией, доступны для осознания и точного восприятия, тогда как не согласующиеся с ней представляют собой угрозу для личности. В последнем случае возможны два варианта:
  - человек может осознать несоответствие актуальных переживаний его Я-концепции, следствием чего становятся напряжение, замешательство и чувство вины;
  - человек может не осознавать существующей угрозы, вследствие чего возникает тревога. По мнению К. Роджерса, тревога сигнализирует о том, что Я-концепия в опасности, что она может радикально измениться, дезорганизоваться.
  В любом из этих случаев человек прибегает к психологической защите (отрицанию или рационализации) . Согласно К. Роджерсу, здоровые люди регулярно попадают в подобные ситуации, но обладают адекватной защитой, позволяющей справиться с умеренной тревогой. У невротиков же уровень тревоги чрезвычайно высок - из-за того, что их переживания совершенно не согласуются с Я-концепцией или возникают слишком часто;
  7) формирование здоровой личности возможно в том случае, если значимые другие (родители и пр.) проявляют безусловное позитивное внимание к ребёнку или, другими словами, принимают его, любят и уважают просто за то, что он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Это не означает, что родители должны перестать воспитывать ребёнка или позволять ему делать всё, что вздумается. Согласно К. Роджерсу, лучшая стратегия для родителей - выражать ребёнку своё неодобрение за определённые поступки (например, разбрасывание еды по столу, дёрганье собаки за хвост и т.д.), но так, чтобы он ни на миг не усомнился в том, что его любят . Если ребёнок получает безусловное позитивное внимание со стороны других, то он начинает проявлять безусловное позитивное внимание к самому себе. Последнее же является основой для самоактуализации, для становления полноценно функционирующей личности;
  8) полноценно функционирующая личность, согласно К. Роджерсу, обладает следующими характеристиками:
  - открытость переживанию. Нет ни одного переживания, которое представляло бы угрозу для такого человека. Он способен слушать себя, тонко осознавать свои самые глубокие мысли и чувства, он не пытается подавить их и часто действует в соответствии с ними;
  - экзистенциальный образ жизни. Такой человек адаптивен, терпим и непосредственен. Его жизнь полна и насыщена яркими переживаниями, поскольку каждое переживание воспринимается им как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее;
  - организмическое доверие. Такой человек способен принимать во внимание свои внутренние ощущения, чувства и пр., доверять им и учитывать их при принятии того или иного решения;
  - эмпирическая свобода. Такой человек живёт в соответствии с убеждением: «Единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия - это я сам». Поэтому он чувствует свободу и силу, имеет множество возможностей выбора, ощущает себя способным делать всё, что пожелает;
  - креативность. Такой человек ко всему относится творчески, он постоянно продуцирует новые идеи, действия и проекты.
  К. Роджерс разработал подход, получивший название клиентцентрированной (или недирективной) психотерапии. Глубокое уважение к индивидуальности человека - единственное правило этой терапии. Терапевт призван оказывать безусловное позитивное внимание клиенту, создавать такую атмосферу, в которой человек почувствует, что его принимают таким, каков он есть, что все его чувства, мысли, какими бы они ни были, воспринимаются с интересом и одобрением, что ничто не угрожает его личности. Это помогает человеку актуализировать свои творческие способности, осознать некоторые грани своего опыта, начать положительно относиться к определённым своим особенностям. В результате его Я-концепция становится более гибкой, не противоречащей реальному опыту, его тенденция самоактуализации раскрывается и набирает силу.
  Необходимо отметить, что никто со времён З. Фрейда не оказывал большего влияния на практику психологического консультирования и психотерапии, чем К. Роджерс.
  Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) - американский психолог, основатель гуманистического направления в психологии.
  Основной концепцией, разработанной А. Маслоу, является модель иерархии потребностей (см. § 5 данной главы) . Автор выдвинул ряд связанных с ней положений, описывающих развитие личности и её особенности:
  1) человек - «желающее существо». У человека редко бывает состояние полного, завершённого удовлетворения, отсутствия желаний. Люди почти всегда чего-то хотят: как только человек удовлетворяет одну потребность, тут же актуализируется другая;
  2) человек - единое, уникальное целое. А. Маслоу подчёркивал, что мотивация влияет на человека в целом, а не на отдельные части его организма;
  3) иерархия потребностей, согласно А. Маслоу, распространяется на всех людей. Причём чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность и психическое здоровье он демонстрирует;
  4) как уже отмечалось, по мнению автора, потребности, расположенные внизу иерархии, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Так, хронически голодный человек вряд ли будет стремиться сочинять музыку или делать карьеру, поскольку он слишком занят поисками еды. Позже автор внёс несколько уточнений:
  - человек одновременно может быть мотивирован потребностями двух и более уровней. Человек «параллельно» удовлетворяет те или иные свои потребности, но в разной степени (так, согласно автору, в среднем степень удовлетворения органических потребностей составляет около 85 %, тогда как потребностей в самоактуализации - только около 10 %);
  - может быть два типа исключений из общего правила последовательности удовлетворения потребностей. К первому типу, по мнению А. Маслоу, относятся разнообразные примеры удовлетворения потребностей в самоактуализации на фоне неудовлетворённости других потребностей. Так поступают творческие люди, развивающие и выражающие свои таланты, несмотря на серьёзные трудности и социальные проблемы, а также люди с настолько сильными убеждениями и идеалами, что ради них они готовы терпеть жажду, голод и даже умирать. Ко второму типу относятся случаи приоритета потребностей одного определённого уровня, обусловленного особенностями биографии человека:
  а) в детстве может быть фрустрирована потребность ребёнка в безопасности. Этому способствуют родительские ссоры, случаи физического насилия, разлука, развод, смерть кого-либо из членов семьи, которые делают окружение ребёнка нестабильным, непредсказуемым, ненадёжным. Впоследствии для него потребность в безопасности становится приоритетной. Будучи взрослым, он удовлетворяет в первую очередь её - отдаёт предпочтение стабильной работе, приобретает страховые полисы и т.д.;
  б) в детстве может быть фрустрирована потребность ребёнка в принадлежности и любви. Следствием также является её дальнейший приоритет над другими потребностями. Необходимо отметить, что А. Маслоу выделил два вида любви: дефицитарную и бытийную. В описываемом случае человек обречён именно на дефицитарную любовь. Она эгоистична, она берёт, а не даёт, т.к. в её основе лежит стремление человека получить от другого то, чего ему не хватает. Бытийная же любовь основана на осознании ценности другого человека. Она не собственническая, не назойливая. Она поощряет в другом человеке его самопринятие, чувство значимости и т.п. - то, что позволяет ему расти;
  в) в детстве может быть фрустрирована потребность ребёнка в самоуважении. В итоге у него развиваются чувство неполноценности, пассивность и зависимость. Эта потребность впоследствии становится приоритетной, но, поскольку здоровое самоуважение строится на заслуженном уважении со стороны других людей, её удовлетворение для такого человека оказывается весьма затруднительным;
  5) в каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. По мнению А. Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации (неудовлетворения) основных потребностей, а не каких-то врождённых пороков;
  6) способность к творчеству заложена в каждом человеке. Согласно А. Маслоу, чтобы быть творческим, человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество может выражаться в совершенно различных формах. Можно быть творческим ди-джеем, программистом, бизнесменом, продавцом, клерком и т.д.;
  7) самоактуализация, по мнению А. Маслоу, - это стремление человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший самоактуализации, - это тот, кто добился использования всех своих талантов, полностью реализовал свой потенциал. Согласно автору, только около 1 % людей достигают этого высшего уровня развития личности. Он объяснял это рядом причин:
  - некоторые люди просто не видят своего потенциала, не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования;
  - многие люди живут дефицитарной жизнью, т.е. удовлетворяют только потребности сохранения. Немаловажно, что процесс самоактуализации требует от человека готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек, быть открытым для новых идей и т.д. Если, например, человек с фрустрированной потребностью в безопасности начнёт удовлетворять потребности развития, то в какой-то момент ему может не хватить мужества, и он остановится. Это, согласно А. Маслоу, будет означать «откат», регресс на предшествующий уровень развития его личности;
  8) самоактуализирующимся личностям, с точки зрения А. Маслоу, присущи следующие характеристики:
  - эффективное восприятие реальности. Такой человек способен воспринимать окружающий мир, включая других людей, правильно и эффективно. Надежды, страхи, ожидания, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм не искажают его восприятие;
  - принятие себя, других и природы. Такой человек принимает себя со всеми своими достоинствами и недостатками. Ему не свойственны ни сверхкритичность к своим слабостям, ни чрезмерные чувства вины, стыда и тревоги. Подобным же образом он принимает других людей и мир в целом;
  - непосредственность, простота и естественность. В таком человеке нет искусственности, ему чуждо желание произвести впечатление на других;
  - центрированность на проблеме. Такой человек всегда вовлечён в какое-то дело и предан ему. Это дело является очень ценным для него, воспринимается как своего рода призвание. Это дело стоит выше его непосредственных потребностей;
  - независимость: потребность в уединении. Для такого человека важна неприкосновенность внутренней жизни. Он может находиться в одиночестве, не ощущая себя одиноким;
  - автономия: независимость от культуры и окружения. Такой человек считает себя самоопределяющимся, активным и самодисциплинированным хозяином своей судьбы. Поэтому он относительно независим от внешних социальных воздействий;
  - свежесть восприятия. Каждый день для такого человека кажется захватывающим и волнующим событием, сотая радуга для него так же прекрасна и величава, как и первая;
  - вершинные, или мистические, переживания. Такой человек иногда (в моменты озарения, любви, слияния с природой и т.п.) испытывает яркие, экстатические переживания. Ему не нужны психоактивные вещества, чтобы испытать блаженство;
  - общественный интерес. Такой человек испытывает чувства близости, симпатии, братской любви ко всему человечеству;
  - глубокие межличностные отношения. Такой человек стремится к очень глубоким и тесным личным взаимоотношениям с теми, кто обладает сходными с ним характером и способностями;
  - демократичный характер. У такого человека нет предубеждений, поэтому он уважает других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии они принадлежат, каков их возраст, профессия, пол и т.д.;
  - разграничение средств и целей. Такой человек очень последователен и твёрд в отношении того, что хорошо и что плохо, что правильно и что ошибочно. Он чётко разграничивает цели и средства их достижения;
  - философское чувство юмора. Такого человека больше привлекает доброжелательный и метафорический юмор;
  - креативность. Такой человек всегда и ко всему относится творчески. Его креативность спонтанна и естественна;
  - сопротивление окультуриванию. Такой человек находится в гармонии со своей культурой, но сохраняет определённую внутреннюю независимость от неё.
  А. Маслоу подчёркивал, что самоактуализирующиеся люди - это вовсе не ангелы, у них может быть масса недостатков, однако они - великолепные образцы психического здоровья.
  Необходимо отметить, что идеи А. Маслоу оказали значительное влияние на психологическую теорию и практику.


 
© www.txtb.ru