Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2. Развитие способностей

  Одной из важнейших особенностей способностей является то, что они не могут существовать иначе как в процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачивается. Но для того чтобы способность развивалась, необходимы определённые условия.
  Большинство способностей не могут развиваться спонтанно и стихийно, а требуют целенаправленных, организованных усилий. Так, если у ребёнка проявились музыкальные способности (например, обнаружился тонкий звуковысотный слух), это не является гарантией их развития - ведь ещё необходимо наличие музыкального инструмента, длительного специального обучения, настойчивости, проявленной как ребёнком, так и обучающими его педагогами и т.д.
  Важно учитывать, что для развития разных способностей существуют свои сензитивные периоды. Если усилия, направленные на развитие определённой способности ребёнка, будут прилагаться окружающими его людьми преждевременно либо с опозданием, то они окажутся недостаточно эффективными, а если будут приурочены к сензитивному для этой способности периоду, то позволят добиться значительных успехов в её развитии.
  Условия жизни ребёнка могут благоприятствовать развитию его способностей . Например, если в семье все ценят музыку, в доме присутствуют музыкальные инструменты, а родители, братья и сёстры ребёнка регулярно музицируют, то его музыкальные способности будут быстро развиваться. Этим феноменом объясняется и существование так называемых «потомственных» профессий и занятий.
  В целом оптимальными для развития способностей ребёнка являются следующие условия: наличие у ребёнка врождённых задатков; своевременное и полное выявление имеющихся задатков; активное включение ребёнка в тот вид деятельности, в котором его способности будут востребованы и смогут развиваться; включение ребёнка в «дополнительные» виды деятельности, которые функционально связаны с его формирующимися способностями; наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития соответствующих способностей; применение для развития способностей современных, эффективных методов и средств обучения; обеспечение систематического контроля и стимулирование процесса развития способностей.
  Основной вопрос, ответ на который должно найти окружение ребёнка, - это вопрос о том, к чему у него есть способности, какова его одарённость.
  Одарённость - это совокупность способностей, которая обеспечивает человеку возможность успешного выполнения каких-либо видов деятельности. В эту совокупность входят как природно, так и социально обусловленные, как общие, так и специальные способности.
  В строгом научном понимании термина «одарённость» означает вообще любую совокупность способностей человека. Не бывает людей, ни к чему не способных. Каждый человек имеет характерную для него одарённость, обеспечивающую возможность успешного осуществления определённых видов деятельности. Причём одарённость одного человека так же отлична от одарённости другого, как различна и их жизнь.
  В таком понимании проблема одарённости - это прежде всего проблема качественных различий между способностями людей. Конечно, у неё имеется и количественный аспект. Одарённость одного человека может обеспечивать ему более широкие возможности по сравнению с другими: за счёт большего количества природно обусловленных способностей (а значит - большего количества задатков) и социально обусловленных способностей (а значит - более благоприятных социальных условий их формирования и развития).
  В житейском обиходе, когда говорят об одарённых детях, то подразумевают высокий уровень развития их способностей. Одарённые дети - дети, опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные и др.). Для таких детей характерны следующие особенности:
  • высокая любознательность и исследовательская активность;
  • внимательность, собранность, готовность к напряжённой работе, трудолюбие, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна;
  • хорошо развитая память;
  • хорошо развитая речь; большой словарный запас, умение строить сложные грамматические конструкции, формулировать вопросы;
  • хорошо развитое мышление; повышенные возможности анализа и обобщения - способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, категоризировать и классифицировать информацию и опыт; быстрота мыслительных процессов; умение широко пользоваться накопленными знаниями.
  Данные особенности свидетельствуют о том, и это необходимо подчеркнуть, что так понимаемая «одарённость» зависит уже не только от внешних условий и социального окружения детей, но и от их собственных волевых качеств, черт характера.
  Следующим - после одарённости в таком понимании - уровнем развития способностей является талант.
  Талант - своеобразное сочетание высоко развитых способностей, которое обеспечивает человеку возможность не только очень успешно, но и оригинально, творчески выполнять какую-либо сложную деятельность. Результаты деятельности талантливого человека признаются окружающими как выдающиеся достижения в определённой сфере.
  В истории изучения способностей был период, когда учёные полагали, что в основе таланта лежит какая-то одна способность человека. Однако многочисленные исследования показали, что отдельно взятая «частная» способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Поэтому о таланте говорят только в отношении специальных способностей. Этим подчёркивается, что, во-первых, талант имеет сложную структуру, во-вторых, она неодинакова для разных видов деятельности (например, составляющие талант способности не идентичны у композитора и авиаконструктора).
  Состояние вдохновения (особого подъёма сил) издавна считается неотъемлемой принадлежностью таланта. Важно учитывать, что данное психическое состояние - не какое-то сверхъестественное «откровение». Его возникновение возможно только в том случае, если оно подготовлено трудом: вдохновение предполагает колоссальную сосредоточенность внимания, мобилизацию памяти, воображения и мышления человека на решение какой-то капитальной проблемы в научном, художественном или техническом творчестве.
  Талант не освобождает от труда, а наоборот, предполагает большой, творческий, напряжённый труд. Люди, чья талантливость в глазах человечества была бесспорной, все - без исключения - титаны труда.
  Если понятием «талант» характеризуют способности человека, т.е. свойства его личности, то понятием «мастерство» - его квалификацию в определённой деятельности. Мастерством называют «совершенное» выполнение деятельности, которое обеспечивается совокупностью знаний, умений и навыков человека, а также его психологической готовностью к творческому решению встающих перед ним задач. Талант и мастерство взаимосвязаны: именно талантливые люди достигают высочайшего уровня мастерства.
  Гениальность - высший уровень развития способностей человека. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.
  Гениальных людей очень мало: принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Гении незаурядны в различных областях деятельности. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче других.
  В заключение необходимо отметить, что количественная оценка способностей человека - необходимая процедура при решении широкого круга вопросов. На основании её результатов производится отбор в учебные, спортивные, профессиональные и другие специализированные группы. Кроме того, в системе профессиональной ориентации используется диагностика интересов и склонностей человека - с целью обеспечения соответствия будущей профессиональной деятельности его, пусть даже только потенциальным, способностям.

Практическое задание

  Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы. Какими способностями вы обладаете? Определите вид своих способностей, используя перечисленные в параграфе критерии классификации. Каков уровень развития ваших способностей?
  Попробуйте определить свои потенциальные способности, учитывая свои интересы и склонности к каким-либо видам деятельности. Запишите результаты проделанной работы.
  Подготовьте чистый лист бумаги и карандаш. Вам будет предложен личностный опросник Евгения Александровича Климова.

 
© www.txtb.ru