Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Типы и особенности характера

  Часто говорят: «Этот человек должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер». Знать характер человека - значит, знать те существенные для него особенности, из которых с определённой логикой вытекает одна линия поведения, одни поступки, и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другие. Сообщая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, чего следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью.
  Характер (от греч. charakter - чеканка, печать, примета, отличительная черта) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, которая обусловливает типичные для человека способы поведения.
  Образующие характер индивидуальные особенности относятся к волевой (например, решительность, настойчивость/нерешительность, боязливость), эмоциональной (жизнерадостность/угнетённость и т.п.) и познавательной (легкомыслие/вдумчивость и т.п.) сферам, а многиеиз них являются комплексными (подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.). Поскольку характер многогранен, в нём выделяют отдельные черты - устойчивые индивидуальные особенности личности, которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определённых условиях (смелость, честность, трудолюбие и т.д.).
  Физиологическую основу характера составляет прежде всего тип нервной системы человека. Однако характер в значительно меньшей степени, чем темперамент, обусловлен биологическими, наследственными факторами. Характер формируется на основе темперамента, но, как уже подчёркивалось, не предопределяется им: свойства темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Это подтверждается исследованиями однояйцевых близнецов, у которых наследственный фонд ана- томо-физиологических свойств полностью идентичен. Выявлено, что у разлучённых близнецов, в течение многих лет воспитывавшихся в разных условиях, темпераменты развивались чрезвычайно похожие, а характеры - абсолютно не похожие друг на друга.
  В целом характер отличается от темперамента рядом особенностей:
  1) характер является прижизненно приобретённым свойством личности. Темперамент в большей степени определяется врождёнными особенностями организма человека, а характер - особенностями той социальной среды, в которой человек живёт и развивается;
  2) характер по-разному проявляется в различных ситуациях, тогда как темпераменту свойственна универсальность проявлений;
  3) характер человека определяет реальное ценностное, моральное содержание его поступков, а темперамент - только их динамические особенности. О темпераменте человека нельзя сказать, что он «хороший» или «плохой», а характер поддаётся такой оценке.
  Для более полного понимания этих различий необходимо рассмотреть, как формируется характер, в чём он проявляется, какими специфическими свойствами он обладает.
  Характер формируется в деятельности, а именно - в системе привычных для человека действий и поступков. Например, для того чтобы сформировалась такая черта характера, как смелость, нужно совершить смелый поступок, причём неоднократно. При этом «смелость дел» как бы закрепляется, становится «смелостью личности», её устойчивой индивидуальной особенностью. Этот процесс иллюстрирует восточная поговорка: «Посей поступок - пожнёшь привычку, посей привычку - пожнёшь характер, посей характер - пожнёшь судьбу».
  Становление характера всегда происходит в условиях включения личности в различные социальные группы (в семье, дружеской компании, учебном или трудовом коллективе и т.д.). Именно поэтому общение с другими людьми является одним из ведущих факторов, влияющих на формирование характера человека.
  Важное значение имеют принятые в тех или иных социальных группах нормы поведения, особенности межличностных отношений. В зависимости от них у человека могут сформироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, а в другом - скрытность, лживость, трусость, конформность и т.д. Кроме того, окружающие человека люди влияют на формирование его интересов, убеждений, представлений, идеалов, ценностей, его мировоззрения и отношения к различным сторонам действительности , которые отражаются в его характере.
  Характер получает своё наиболее яркое выражение в поступках, поведении, деятельности человека. Причём личность человека характеризуется не только тем, что он делает , но и тем, как он это делает . Знать характер человека и «предвидеть», как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах - значит, знать, что важно и значимо для этого человека, предполагать с высокой долей вероятности, с чем он будет считаться в данных обстоятельствах, чем он готов будет поступиться ради достижения своей цели, а какой способ действий он сочтёт неприемлемым для себя настолько, что скорее откажется от достижения цели, чем применит его. То есть подобное «предвидение» предполагает знание определённого отношения данного человека к окружающему.
  Характер, с одной стороны, определяется системой отношений человека к различным сторонам действительности, с другой стороны - в них он и проявляется:
  1) в отношении к другим людям. В процессе общения человек воздействует на других людей и подвергается воздействию с их стороны. В результате формируются типичные для его личности отношения - к родным и близким, товарищам по учёбе и работе, знакомым и малознакомым, ровесникам, людям старшего и младшего возраста, своего и противоположного пола, имеющим высокий и низкий социальный статус и т.д. По отношению к другим людям складываются и проявляются такие черты характера, как общительность/замкнутость, откровенность/скрытность, правдивость/лживость, тактичность/грубость, принципиальность/беспринципность, доминантность/зависимость, доверчивость/подозрительность, миролюбие/агрессивность, безразличие /чуткость, эгоизм/альтруизм и т.п.;
  2) в отношении к себе. От познания в процессе общения других людей человек переходит к самопознанию, в результате которого формируется его отношение к самому себе. Оно проявляется в таких чертах характера, как скромность/самовлюблённость, самокритичность/самоуверенность, гордость/приниженность, чувство собственного достоинства/неуверенность в своих силах, требовательность/ снисходительность и т.п.;
  3) в отношении к делу. В ходе выполнения различных видов деятельности совместно с другими людьми у человека вырабатываются устойчивые отношения к учёбе, спорту, работе и т.д. По отношению к выполняемому делу складываются и проявляются такие черты характера, как трудолюбие/леность, ответственность/безответственность, добросовестность/недобросовестность, инициативность/пассивность, организованность/неорганизованность и т.п.;
  4) в отношении к предметам окружающего мира. У человека формируются также определённые отношения к разнообразным объектам, вещам, своей и чужой собственности, которые проявляются в таких чертах характера, как аккуратность/неряшливость, щедрость/ жадность, бережливость/ расточительность и др.
  Свойства характера. Характер человека обладает рядом специфических «полярных» свойств: сила/слабость, твёрдость/мягкость, цельность/противоречивость, широта/узость (рис. 26).
  Два существенных свойства характера - сила и твёрдость - определяются особенностями волевой сферы человека, в связи с чем волючасто называют «хребтом» характера. Сила или слабость характера являются показателями того, насколько человек активен как личность, т.е. того, в какой степени он сам выступает в качестве «творца» разнообразных дел и поступков. О силе характера свидетельствует наличие у человека таких волевых черт, как инициативность, решительность, энергичность, самостоятельность.

Рис. 26. Полярные свойства характера

Рис. 26. Полярные свойства характера

  Твёрдость или мягкость характера являются показателями того, насколько человек последователен в своих проявлениях при различных обстоятельствах. При этом твёрдость характера зависит от твёрдости убеждений человека. Например, если о человеке говорят, что он «выдержал характер», то этим подчёркивают, что в некоторой критической ситуации он повёл себя в полном соответствии со своими убеждениями, остался верен им. Если же о человеке говорят, что он «бесхарактерный», то имеют в виду, что у него нет такого внутреннего «стержня», который определял бы его поведение: каждый поступок, совершаемый им, зависит скорее от внешних обстоятельств, чем от него самого. О твёрдости характера человека свидетельствует наличие таких его волевых черт, как независимость, настойчивость, выдержка, самообладание.
  Цельность характера означает, что отдельные его черты закономерно связаны вместе, образуя гармоничное единство. Так, честности нередко «сопутствуют» принципиальность, добросовестность, ответственность и т.п. черты характера. При этом цельность характера неисключает того, что в различных ситуациях у человека могут проявиться прямо противоположные черты, а также того, что при некоторых обстоятельствах может возникнуть «конфликт» между разными чертами. Если, например, в отношениях с одними людьми человек очень мягок, а в отношениях с другими - твёрд до непреклонности, или если в определённых ситуациях его добродушие вступает в противоречие с его принципиальностью, то именно в этом может и проявляться цельность его характера. Под противоречивостью подразумевается наличие дисгармонии, контраста между некоторыми чертами характера одного и того же человека. Важно, что этот контраст - между разными, но при этом в равной степени устойчивыми индивидуальными особенностями - проявляется систематически. Например, о противоречивости характера можно говорить, если самоуверенность человека «сталкивается» с его конформностью во множестве разнообразных ситуаций взаимодействия с другими людьми.
  Широта или узость характера являются показателями того, насколько разнообразен набор входящих в него черт. Формирование широкого характера - т.е. значительного количества разнообразных устойчивых индивидуальных особенностей - обеспечивается в том случае, если личность вступает в многообразные по содержанию и разноуровневые по глубине связи с окружающей действительностью, овладевает множеством видов деятельности.
  Типы характера. Создать стройную и исчерпывающую типологию характеров с целью прогнозирования и коррекции поведения человека в различных ситуациях - такую задачу издревле ставили перед собой учёные. Но многие из путей её решения являлись псевдонаучными (нумерология, астрология, изучение имён, хиромантия и т.п.) или квазинаучными (физиогномика, френология, графология) .
  Научные же подходы к классификации характеров часто представляли собой лишь содержательное описание многочисленных типов. И только в первой половине 20 в. появились теории, которые не просто описывали типы характера, но и пытались объяснить механизмы их формирования.
  Так, согласно К. Юнгу, различные типы характера образуются путём сочетания присущей человеку врождённой экстравертивной или интровертивной1 эго-направленности с той психической «функцией» - мышлением, чувством, ощущением или интуицией - которая у него более развита. Таким образом, может быть 8 типов характера:
  • экстравертный мыслительный - все важные поступки такого человека исходят из интеллектуальных выводов, которые проистекают из данных внешнего мира; для него решающее значение имеет объективная действительность, а всё иррациональное - религиозный опыт, страсти и т.д. - им не признаётся;
  • экстравертный чувствующий - такой человек живёт, руководствуясь своим сознательно контролируемым чувством по поводу объективных обстоятельств - окружающих людей, событий, вещей и т.д.; всё, что он не может «чувствовать», он не понимает;
  • экстравертный ощущающий - такой человек реалистичен, ориентирован на факты окружающей действительности, наблюдателен; но при этом в вещах, людях, событиях главным для него является получение чувственных впечатлений и наслаждения;
  • экстравертный интуитивный - у такого человека есть чутьё на всё, что «имеет будущее», поэтому за новые дела он берётся с энтузиазмом, но бросает их, как только перспектива становится ясной; он всегда находится в поиске новых возможностей, невзирая на своё текущее благосостояние, на убеждения и привычки окружающих людей;
  • интровертный мыслительный - такой человек постоянно находится под влиянием собственных идей, но робеет, когда их нужно воплощать в жизнь; он скрытен, в присутствии других людей чувствует себя лишним, но маскирует это вежливостью и любезностью;
  • интровертный чувствующий - такой человек ориентирован на переживание собственных чувств, которые не связаны с объективными обстоятельствами - текущими событиями, людьми и т.д.; внешне он спокоен, неэмоционален, молчалив, холоден по отношению к окружающим и непонятен им;
  • интровертный ощущающий - такой человек постоянно «прислушивается» к собственному телу, часто бывает озабочен ощущениями в тех или иных органах; внешне он спокоен и пассивен, из-за чего окружающие иногда пытаются им помыкать, однако в таких случаях он проявляет сопротивление и чрезмерное упрямство;
  • интровертный интуитивный - такой человек из-за глубокой погружённости в собственный внутренний мир удаляется от действительности настолько, что нередко становится загадкой даже для близких людей; он может быть мистиком, непризнанным гением, провидцем или просто фантазёром.
  Согласно Э. Фромму, основу характера составляют специфические типы отношения человека к миру - вещам, другим людям и самому себе. Но в формировании этих отношений приоритет принадлежит «социальному характеру», а не индивидуальному. Социальный характер, обусловленный специфическими особенностями определённой культуры, составляет одинаковое ядро личности большинства её представителей, а различия между ними связаны только с индивидуальными характерами - следствием разных условий воспитания. Автор выделяет 5 типов социального характера:
  • рецептивный - такой человек несамостоятелен, для него главное - получать те или иные блага от внешнего мира, от других людей, что распространяется на самые разнообразные сферы. Он любит хорошо поесть, выпить; он - отличный слушатель, т.к. поглощает идеи, а не генерирует их; ему нужна поддержка от окружающих, без неё он чувствует себя потерянным и за неё готов быть чрезвычайно преданным; он не умеет говорить «нет», что делает его зависимым от других; он стремится быть любимым, а не любить, - для него очень важно именно чувствовать себя любимым; он оптимистичен, дружелюбен, искренне желает помочь окружающим, если ожидает от них такой же отдачи;
  • эксплуататорский - для такого человека важно получать те или иные блага от внешнего мира, но он не ожидает помощи от других, а берёт её силой или хитростью. Он подозрителен, циничен, завистлив и ревнив, враждебен по отношению к окружающим, стремится манипулировать ими. Для него привлекательно то, что ему не принадлежит: он не продуцирует, а крадёт интеллектуальные идеи; он влюбляется исключительно в тех, у кого уже есть любимый человек; ему нравятся вещи других людей и он стремится воспользоваться ими;
  • накопительский - для такого человека высшими ценностями являются порядок и безопасность, которые, по его убеждению, могут быть обеспечены путём накопления тех или иных благ и сохранения накопленного. Он скуп, молчалив, замкнут, аккуратен, пунктуален и упрям; любовь для него - обладание, поэтому он стремится «завладеть» любимым человеком; он не любит перемен, привязан к людям и воспоминаниям, т.к. прошлое видится им как «золотые дни»;
  • рыночный - такой человек свои силы и возможности рассматривает как «товар», «продав» который можно достичь успеха. Он озабочен тем, чтобы не потерять возможность «продаваться», всегда иметь спрос, что заставляет его быть восприимчивым к ожиданиям других людей; его самоуважение зависит от достигнутого успеха, поэтому он непрерывно стремится его добиться, а если не получается - чувствует себя беспомощным и неполноценным;
  • продуктивный - такой человек свободен в реализации своих потенциальных возможностей и сил, которые неотделимы от его личности, его «я». Он уважителен и заботлив по отношению к другим людям; он стремится стать более компетентным в той области, в которой применяет свои силы; и к любому делу, и к отношениям с окружающими он подходит творчески и очень ответственно.
  В дальнейшем многочисленные исследования показали, что, по сравнению с поиском типов характера в целом, более плодотворным является подход, основанный на выделении отдельных его черт. Действительно, в зависимости от особенностей формирования характера конкретного человека набор входящих в него черт может быть настолько своеобразным, что характер в целом окажется непохожим ни на один из описанных учёными типов.
  Таким образом, задача создания типологии характеров трансформировалась в задачу классификации черт характера человека. В связи с тем, что общее число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли своё обозначение в языке, чрезвычайно велико - более тысячи наименований, эта задача решается тремя дополняющими друг друга способами:
  • во-первых, черты характера подразделяют на четыре вида по тем отношениям человека - к другим людям, к себе, к делу, к предметам, которые в данных чертах проявляются;
  • во-вторых, черты характера подразделяют на общие и частные: общие черты проявляются в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, т.е. влияют на поведение человека практически во всех ситуациях (например, самоуверенность/неуверенность); частные черты проявляются только в достаточно узком диапазоне ситуаций определённого типа (например, доверчивость/подозрительность);
  • в-третьих, черты характера подразделяют на ведущие и второстепенные: ведущие черты задают общую направленность развитию всего характера, тогда как второстепенные черты таким свойством не обладают. Какие именно черты характера у конкретного человека будут ведущими, а какие - второстепенными, зависит от направленности его личности. Например, если у человека доминирующим является стремление «трудиться не за страх, а за совесть», то ведущими чертами его характера будут трудолюбие и добросовестность, которые в свою очередь обусловят формирование второстепенных черт: по отношению к делу - организованности и ответственности, по отношению к другим людям - принципиальности и т.д. Ведущие черты оказывают своё влияние на большинство второстепенных черт характера, но, конечно, не на все. Так, в приведённом примере по ведущим чертам характера сложно определить, будет ли человек откровенным или скрытным, тактичным или грубым, скромным или самовлюблённым и т.д.
  Необходимо подчеркнуть, что вариативность черт характера человека проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Есть люди более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, возникает так называемая «акцентуация» характера.
  Акцентуация характера - это черта или совокупность нескольких черт характера, выраженных настолько сильно, что при стрессогенных воздействиях определённого типа они мешают эффективной адаптации человека. Подчеркнём, что человек становится уязвимым по отношению только к некоторым воздействиям, тогда как все другие трудности, не затрагивающие это «слабое звено» или «уязвимую точку» его характера, переносятся им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому .
  В зависимости от выраженности акцентуаций выделяют их явную и скрытую формы. Явной акцентуации свойственны постоянство и стойкость проявления соответствующих черт характера, которые в определённых стрессогенных условиях проявляются просто сильнее, чем обычно. При скрытой акцентуации составляющие её черты обычно проявляются не сильнее других черт характера, а иногда даже слабее, но при этом под воздействием психотравмирующих факторов проявляются, во-первых, неожиданно, во-вторых, очень сильно.
  Выделяют следующие типы акцентуаций характера:
  • гипертимический тип (от греч. hyper - над, сверх и therme - тепло). Человек с такой акцентуацией характеризуется высоким жизненным тонусом, активностью и предприимчивостью; он подвижен, постоянно находится в приподнятом настроении, у него прекрасный аппетит, крепкий сон, хорошее самочувствие; его привлекает всё новое, поэтому он легко увлекается чем-либо, но его интересы неустойчивы, учится он неровно; он отказывается подчиняться чужой воле, стремится к самостоятельности и независимости, плохо переносит дисциплинарные требования; к правилам и законам он относится легкомысленно, может переступить грань между дозволенным и запретным; он общителен, не робеет перед незнакомыми людьми, стремится командовать сверстниками, быть лидером; неудачи в борьбе за лидерство часто вызывают у него бурные, но недолгие вспышки гнева и раздражения, так же как и попытки окружающих подавить его активность; он оптимистичен, поэтому часто переоценивает свои возможности при построении планов на будущее; он не переносит однообразной обстановки, строго регламентированного образа жизни, монотонности труда, изоляции от сверстников, вынужденного безделья; он может быть неразборчив в выборе друзей, попадать в сомнительные компании, убегать из дома, может рано приобщиться к сексуальной жизни, употреблению алкоголя и других психоактивных веществ;
  • циклотимический тип (от греч. kyklos - круг, круговорот) . Для человека с такой акцентуацией в субдепрессивной фазе характерны вялость, упадок сил, сниженное настроение; у него плохой аппетит, он трудно засыпает, а утром чувствует себя «разбитым»; у него нет чувства безысходности, но его одолевает скука, ему ничто не интересно; он чрезмерно раздражителен, на замечания отвечает грубостью, от чего сам страдает; его тяготят компании, поэтому он старается оставаться дома; даже небольшие неудачи переживаются им очень тяжело, серьёзные же нарекания, особенно унижающие его самолюбие, способны привести к мыслям о собственной ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению; он плохо переносит какие-либо изменения в привычном жизненном укладе. В гипоманиакальной фазе для него характерны особенности, свойственные гипертимической акцентуации - повышенная активность, жажда деятельности, общительность, легкомыслие, тяга к наслаждениям и др.;
  • аффективно-экзальтированный тип (от лат. exaltatio - подъём, воодушевление) . Человек с такой акцентуацией отличается более бурным, чем у других, реагированием на жизнь - малейшая неприятность способна погрузить его в мрачные переживания, а приятные события или их ожидание способны привести в восторг; его эмоции ярко проявляются, сопровождаясь заметным изменением дыхания, покраснением или побледнением, он не умеет их скрывать, а иногда выражает их очень артистично и патетично; у него крайне изменчивое настроение , при этом от текущего настроения зависит всё - его самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям, общительность и т.д.; у него развита способность к сопереживанию другим настолько, что жалость и сострадание кому-либо способны довести его до отчаяния, до переживаний более болезненных, чем у самого пострадавшего; он любит всё прекрасное - музыку, искусство, природу и т.д.; ему не свойственен практицизм, при столкновении с жизненными трудностями он чувствует себя беспомощным и нуждается в поддержке; иногда он переживает сильный, резко «накатывающий» страх; он не претендует на лидерство, сильно привязывается к людям, особенно к тем, кто проявляет к нему любовь, внимание и заботу, тяжело переживает утрату или отвержение со стороны значимых лиц;
  • астеноневротический тип (от a - отриц. частица и греч. stenos - сила). Для человека с такой акцентуацией характерны плохое самочувствие, низкая переносимость нагрузок и напряжения, повышенная утомляемость - особенно при умственных занятиях и в условиях соревнования; он мнителен, фиксирован на состоянии своего здоровья, склонен жалеть самого себя; он раздражителен, что периодически приводит к кратковременным вспышкам гнева, которые сменяются раскаянием и слезами;
  • тревожно-боязливый тип. Для человека с такой акцентуацией характерна повышенная впечатлительность - упрёки, наказания, насмешки вызывают у него не протест, а слёзы и отчаяние, при этом неожиданное участие, сочувствие к нему со стороны окружающих также вызывает слёзы; он сильно привязывается к людям, не стремится к лидерству, не любит шумных компаний, застенчив, робок и замкнут с посторонними, но откровенен и общителен с близкими; его увлечения обычно носят интеллектуально-эстетический характер (музыка, танцы, цветы и т.д.); ему свойственно чувство собственной неполноценности - он видит в себе множество недостатков, особенно во внешности и в сфере морально-этических, волевых качеств; он склонен к самобичеванию, чрезмерно требователен к себе, стремится преуспеть именно в той области, где чувствует свою неполноценность - например, может усиленно заниматься гимнастикой, чтобы исправить дефекты фигуры ; его неспособность защититься часто провоцирует окружающих поиздеваться над ним, сделать его «козлом отпущения», а для него стать объектом насмешек, публичного несправедливого обвинения - это сильнейший удар, способный привести к суицидальному поведению; нередко он «маскирует» свои переживания, делая вид, что ему «всё нипочём», что ему весело и легко живётся; у него рано формируется чувство долга и ответственности;
  • педантичный тип (от греч. pedante - педагог, учитель) . Человеку с такой акцентуацией свойственно постоянное переживание сильной тревоги по поводу будущего - боязнь не оправдать ожиданий, потерять любовь близких, потерпеть неудачу в том или ином деле и т.д.; он мнителен, склонен к самоанализу, нерешителен в отношении повседневных вопросов - прежде чем принять решение, долго сомневается, тщательно обдумывает своё поведение, взвешивает каждый шаг; при столкновении же с серьёзными жизненными проблемами для него характерны реакции гиперкомпенсации - утрированная решительность, безапелляционные высказывания, скоропалительные действия - именно тогда, когда требуются осмотрительность, неторопливость, осторожность; в юношеском возрасте он может обнаружить, что алкоголь помогает снять тревогу, и пристраститься к нему; он очень сильно привязан к родным и близким, а к сверстникам особой тяги не испытывает; его формализм, любовь к ритуалам и условностям, мелочная принципиальность нередко приводят к тому, что окружающие начинают считать его занудой, брюзгой, бюрократом; он аккуратен и пунктуален, трудится старательно и добросовестно, многократно перепроверяет и переделывает уже законченную работу, в результате чего она становится основательной, чёткой и завершённой, за что его и ценят коллеги;
  • шизоидный тип (от греч. schizo - разделяю, расщепляю). Для человека с такой акцентуацией характерны замкнутость, сдержанность в проявлении чувств; он молчалив, холоден по отношению к окружающим и непонятен им; он хорошо себя чувствует, если в общении можно ограничиться формальными контактами, но ему трудно устанавливать контакты неформальные - у него не развита способность понимать чужие желания, то, что не высказано вслух, а также сопереживать и сочувствовать другим; он способен сильно и надолго увлечься чем-либо необычным и изысканным; его внутренний мир, заполненный фантазиями и увлечениями, надёжно отгорожен от других, но когда речь заходит о хобби, он может приоткрываться для близких; он упрям, ему свойственно принимать нетривиальные решения, часто вести себя не так, как принято - причём без учёта возможного вреда для самого себя; его нельзя назвать беззащитным - он способен постоять за себя, свои интересы и убеждения, а при условии бесцеремонного вторжения посторонних в его внутренний мир - пойти на конфликт;
  • возбудимый тип. Для человека с такой акцентуацией характерны длящиеся часами или днями периоды злобно-тоскливого настроения, в ходе которых эмоциональное напряжение постепенно нарастает, а после того, как находится подходящий объект, разряжается на него в бурных взрывах гнева и ярости; в этих аффективных вспышках человек действует импульсивно и агрессивно - бранится, жестоко избивает противника, не считаясь ни с чем; он аккуратен - его одежда, причёска, вещи всегда в полном порядке; он консервативен, является «хранителем традиций»; он настойчив, деятелен, скрупулёзен и дотошен в следовании разнообразным правилам - иногда даже в ущерб выполняемому делу; у него медленные речь и движения, он никогда «не суетится», решения принимает неторопливо и осмотрительно; он злопамятен, не может прощать даже мелкие обиды, при этом мстителен и изобретателен в способах мести; он эгоистичен, стремится властвовать над другими, быть лидером, устанавливать «свои порядки», поэтому предпочитает дружить с нестроптивыми, конформными людьми; если он попадает в условия строгого дисциплинарного режима, то ради властного положения может с помощью показной исполнительности подольститься к начальству; он провоцирует конфликты с родителями, требуя предоставить себе не только «свободу», но и «права» на долю имущества, а при их сопротивлении убегает из дома; если он влюбляется, то почти сразу начинает ревновать любимого человека; окружающим с ним тяжело, хотя в спокойном состоянии он может быть приветливым, заботиться о людях и животных; сильное половое влечение приводит его к раннему приобщению к сексуальной жизни, а в сочетании с неразборчивостью в контактах - к проституции; если он пробует играть в азартные игры или употреблять алкоголь, то увлекается этим чрезмерно;
  • демонстративный тип1. Для человека с такой акцентуацией характерны безграничный эгоизм и «жажда признания»; он стремится любой ценой добиться внимания, восхищения, удивления, сочувствия или даже ненависти - он не переносит только безразличия и равнодушия к своей персоне; он очень выразительно и театрально демонстрирует свои переживания, хотя на самом деле не испытывает глубоких чувств; он всегда приукрашает свою особу, прибегая при этом ко лжи и фантазированию, причём лжёт с невинным выражением лица, очень естественно и убедительно, легко вживаясь в роль и тонко чувствуя реакции окружающих; он претендует на исключительное положение среди сверстников, склонен к «рисовке» и позёрству, может оболгать себя, сообщая о совершении правонарушения, о своём сексуальном опыте, об употреблении алкоголя и наркотиков, которых не было; ради внимания сверстников он легко идёт на нарушение социальных и правовых норм, но не на тяжкие преступления; он может придумать мнимую болезнь и искусно сымитировать её симптомы; он убегает из дома, но туда, где его легко найти; он может совершить попытку суицида, но так, чтобы не причинить себе сильного вреда, а окружающим всё казалось серьёзным; увлечения он тоже выбирает так, чтобы подчеркнуть неординарность своей личности; он претендует на лидерство, не обладая организаторскими способностями, причём регулярно добивается этого, вводя окружающих в заблуждение и некоторое время «играя в вожака», а когда сверстники понимают, что он ни на что не способен, он просто меняет компанию; он ни к кому сильно не привязывается, а в следующей компании сообщает, что «разочаровался в бывших друзьях»; он часто распространяет сплетни и слухи; у него высокие притязания в отношении будущей профессии, при этом он не желает ни учиться, ни упорно трудиться, т.к. его не устраивает «серая жизнь»; он вытесняет из памяти все «плохие» факты и события, всю нелицеприятную информацию о себе;
  • неустойчивый тип. Для человека с такой акцентуацией характерно слабое развитие волевых качеств; он живёт настоящим, не строит планов на будущее, не ставит перед собой каких-либо глобальных целей, его поступки определяются случайными внешними обстоятельствами; когда перед ним ставят цели его родные или старшие по должности, у него не хватает настойчивости, энергичности для их достижения, для добросовестного выполнения своих обязанностей; он не желает ни учиться, ни трудиться, его тянет к праздности, удовольствиям и развлечениям, ради которых он готов бросить и учёбу, и работу; от трудностей он старается убежать, не думать о них; он общителен, но его контакты всегда поверхностны; он не романтичен, ему не свойственно влюбляться; в поисках новых впечатлений он рано приобщается к сексуальной жизни, но видит в ней только источник наслаждений; он часто попадает в сомнительные уличные компании, в которых из-за трусости и недостаточной инициативности оказывается в подчинённом положении; он внушаем, легко поддаётся чужому влиянию, в том числе дурному, в результате чего может начать совершать правонарушения, употреблять алкоголь и другие психоактивные вещества;
  • конформный тип. Для человека с такой акцентуацией характерна постоянная ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения; он не инициативен, у него нет своего мнения, нет устойчивых интересов; он полностью подчиняется давлению социального окружения, стремится, чтобы у него всё было «как у всех» - от одежды до суждений по мировоззренческим вопросам; он специфически некритичен - истиной считает всё, что исходит от ближайшего окружения, при этом предубеждён по поводу всего, что исходит от людей не своего круга; он настороженно относится к незнакомцам, «чужакам»; из- за неумения быстро приспосабливаться он консервативен, неодобрительно относится к нововведениям, тяжело переживает ломку привычного жизненного уклада; если его ближайшее социальное окружение ведёт достойный образ жизни, то и он старательно учится, работает и т.д.; если же он оказывается в дурной компании, то со временем прочно усваивает её обычаи, привычки, поведение, в результате «за компанию» может спиться, совершать правонарушения и т.д.;
  • эмотивный тип (от англ. emotive - вызывающий эмоции). Для человека с такой акцентуацией характерны резкие перепады настроения, которое меняется часто и от ничтожных поводов - нелестное слово может сильно его испортить, а комплимент значительно улучшить; при этом когда ему хорошо, он стремится в компании, а когда плохо - избегает общения; у окружающих может сложиться впечатление о его поверхностности и легкомысленности, но на самом деле ему свойственны глубокие чувства, искренняя привязанность, преданность; он впечатлителен, мягкосердечен, жалостлив, плачет от грустных произведений, очень чувствителен к знакам внимания - благодарность, похвала, поощрение вызывают у него искреннюю радость; в общении он предпочитает того, кто способен понять его переживания, разделить их с ним - как грустные, так и радостные; для него важно испытывать новые переживания, поэтому он любит компании и новую обстановку; в компании сверстников на лидерство он не претендует, ему нравится роль ведомого, опекаемого любимца; его волнует всё, что связано с душой, отзывчивостью, гуманностью, при этом его увлечения носят информационно-коммуникативный характер; его сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями; из дома он может уйти только в том случае, если там для него всё плохо, всё портит настроение; душевные потрясения оказывают на него крайне болезненное воздействие, иногда провоцируя суицидальное поведение;
  • застревающий тип. Для человека с такой акцентуацией характерна завышенная оценка своей личности - своих способностей, талантов и умений, своей мудрости, которая лежит в основе убеждённости, что он имеет право на всё, на что претендует, что всё, что он делает - правильно, всё, что говорит - истина; препятствия, встречающиеся на пути к цели, пробуждают в нём воинственную готовность отстаивать свои права; он нетерпим к чужому мнению, подозрителен, склонен всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя; он заносчив, самонадеян, если у него что-то не получается, он обвиняет в своих неудачах окружающих; он болезненно обидчив, злопамятен и мстителен; честолюбие заставляет его стремиться к высоким показателям в любом виде деятельности, поэтому уже в юном возрасте он достигает выдающихся успехов; в «цену» его успеха нередко входят многочисленные конфликты, обиды оттеснённых товарищей и коллег; он часто оказывается вовлечён в различные судебные тяжбы; нередко достижение цели, на пути к которой он наталкивается на препятствия, превращается для него в навязчивую идею, на которой он «застревает» до тех пор, пока - любой ценой - цель не будет достигнута; частое чередование успехов с провалами на пути к цели в тех случаях, когда оказываются задеты его интересы, уязвлены гордость и самолюбие, может вызвать у него состояние аффекта, протекающее очень тяжело, сопровождающееся крайней враждебностью и озлобленностью; особенно ярко эти аффекты, в которых он становится чрезвычайно опасным, проявляются на почве ревности;
  • дистимический тип (от лат. dis - утрата) . Для человека с такой акцентуацией характерны серьёзность, сосредоточенность на мрачных, печальных сторонах жизни; он необщителен, в беседах и разговорах участия почти не принимает - только изредка вставляет слово, замечание; он критически к себе относится, во всех случающихся с ним неприятных событиях винит только себя; он неэгоистичен, высоконравственен, испытывает тонкие возвышенные чувства; душевные потрясения оказывают на него крайне болезненное воздействие; ему свойственна низкая общая активность; он редко радуется, обычно у него пониженное настроение; в надежде изменить свою жизнь он иногда пробует что-то новое, например, меняет профессию, но через некоторое время начинает чувствовать себя так же, как и раньше.

 
© www.txtb.ru