Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2. Развитие воли

  Поскольку сознание как высшая форма психического отражения присуще только человеку, то и воля - исключительно человеческое достояние. Ни одно животное не в состоянии осуществлять волевой контроль над своим поведением.
  Появление первых разумных, собственно волевых действий ребёнка становится возможным благодаря развитию произвольных движений, значительное количество которых формируется уже в младенчестве и раннем детстве благодаря целенаправленному обучению ряду навыков и умений - ходьбе, держанию ложки, сбору пирамидки и т.д.
  Важную роль в формировании воли ребёнка играет семья, применяемые в ней способы воспитания. Правила, которые устанавливают родители (что «надо», а что «нельзя»), порицание и похвала являются первыми регуляторами поведения ребёнка. Доведённые до него посредством эмоционального воздействия, правила сначала закрепляются как привычки, затем постепенно осознаются и начинают выступать как его собственные, внутренние регуляторы поведения. Поскольку первоначально родители организуют жизнь и деятельность ребёнка, то именно от них зависит, разовьётся ли у него умение принять задание, в течение продолжительного времени и вопреки непосредственным эмоциональным побуждениям подчинить своё поведение цели (будущему результату), умение преодолевать трудности и т.д. Уже в 2-3 года у детей отчётливо проявляются такие волевые качества, как настойчивость, упорство и упрямство, в возрасте 5-6 лет начинают проявляться целеустремлённость и ответственность - в играх, общении, учении, труде. В младшем школьном возрасте воля продолжает формироваться и развиваться - под влиянием новых видов деятельности, новых форм социальных отношений. Решающими условиями воспитания сильной воли являются формирование мировоззрения, развитие нравственных чувств и особенно - чувства долга. Подростковый возраст в этом отношении особенно важен, т.к. для многих подростков сила воли становится одним из наиболее ценных качеств личности, и они начинают сознательно, целенаправленно и активно её развивать.
  Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека, хотя к концу подросткового и началу юношеского возраста оказываются уже сформированными основные волевые качества личности:
  1) сила воли является обобщённой характеристикой степени «власти» человека над собой. Человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности;
  2) целеустремлённость проявляется как сознательная и активная направленность личности на определённый результат деятельности. Сложное волевое действие предполагает, что в ходе его исполнения характер, способ выполнения, последовательность действий постоянно сопоставляются с конечной целью, корректируются в соответствии с нею, подчиняются ей. Если этого не происходит, то вместо единой системы действий, направленных на цель, может получиться ряд никак друг с другом не связанных действий, последовательность которых находится в полной зависимости от обстоятельств. При этом достижение конечной цели становится невозможным;
  3) инициативность проявляется как умение легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне. Она позволяет сделать «первый шаг» на пути к некоторой новой цели, что само по себе для многих людей представляет значительную трудность. Данное качество основывается на обилии, яркости новых идей и планов, на богатом воображении, на интенсивности побуждений человека;
  4) самостоятельность, независимость проявляются в умении не поддаваться чужому влиянию, действовать на основе своих взглядов и убеждений, активно отстаивать свою точку зрения, своё понимание цели и путей её достижения. Подлинная самостоятельность воли предполагает её сознательную мотивированность и обоснованность;
  5) самоконтроль, выдержка, самообладание обеспечивают: на этапе принятия решения - господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, на этапе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели;
  6) решительность проявляется как способность своевременно принимать устойчивые решения. С одной стороны, «устойчивость» решения подразумевает его обдуманность, с другой стороны, «своевременность» означает умение принимать и немедленные решения. Поэтому существенной предпосылкой решительности является смелость как умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Решительность проявляется не только при выборе цели и адекватных средств её достижения, но и при выполнении действия - для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от принятия решения к его исполнению;
  7) энергичность, настойчивость проявляются в преодолении внешних препятствий, стоящих на пути к поставленной цели. При этом энергичность является характеристикой той силы, которая вносится человеком в действие, а настойчивость - длительности приложения им усилий ради достижения цели, невзирая на трудности и препятствия. Ценным является сочетание данных качеств, поскольку, например, энергичные, но не обладающие настойчивостью люди способны только на кратковременный натиск: они чрезвычайно энергично берутся за дело, концентрируют на нём все свои силы, но если на их пути встречается значительное количество препятствий, то вскоре «выдыхаются» и не доводят дело до конца.
  Важными для волевого поведения человека также являются его самооценка и ответственность.
  Самооценка (англ. self-rating) представляет собой оценку человеком самого себя - своих достоинств и недостатков, своих способностей, поступков и пр., обусловливающую самоуважение человека и его веру в себя. Самооценка (заниженная, адекватная или завышенная) влияет на адекватность саморегуляции человека в ходе выполнения волевого действия. При заниженной самооценке человек преувеличивает свои недостатки, поэтому при неудачах в ходе выполнения действия может потерять веру в себя и совсем отказаться от деятельности. Завышенная самооценка может превратиться в самолюбование при успешном преодолении первых трудностей на пути к цели или может стать причиной того, что человек переоценит свои способностив достижении определённой цели; в обоих случаях результатом также станет прерывание деятельности.
  Ответственность (англ. responsibility) - готовность субъекта отвечать за совершённые действия, поступки и их последствия. Люди различаются между собой по тому, кому они склонны приписывать ответственность за происходящее с ними, за последствия своих действий, благо- или злодеяний, другими словами - они различаются по «локусу контроля» (от лат. Ьсш - место и фр. соПгоІе - проверка). Когда люди склонны приписывать причины своего поведения и свои деяния внешним факторам (сложившимся обстоятельствам, случаю, судьбе), тогда говорят о внешней, или экстернальной, локализации контроля. Для таких лиц характерна неуверенность в своих способностях, стремление откладывать реализацию своих намерений на неопределённый срок, безответственность и т.д. Люди с внутренней, или интернальной, локализацией контроля, как правило, принимают ответственность за свои деяния на себя, причину их видят в своих способностях, характере и т.п. Они более последовательны в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, независимы. Интерналь- ная или экстернальная локализация контроля волевого действия является устойчивым качеством личности, формирующимся в процессе воспитания.
  Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делает человек, его волевые качества всегда играют значительную роль.
  Практическое задание
  Проведите самонаблюдение в течение одного дня, выполняя привычные действия. Попытайтесь выделить и запомнить возникающие волевые психические состояния и этапы волевых действий.
  В конце дня проанализируйте результаты самонаблюдения. Удалось ли выполнить задание? Какие волевые психические состояния вам удалось запомнить? С какими обстоятельствами они были связаны? Какие этапы волевых действий вы смогли определить? Были ли временные периоды, в течение которых вы ставили цель волевого действия, в вас происходила борьба мотивов, вы принимали решение, исполняли действие? От выполнения каких желаний вам пришлось отказаться? Ради чего? Какую тактику вы применяли при принятии решения? Осуществляли ли вы волевые усилия?
  К какому типу можно отнести выполненные вами в течение дня волевые действия? Каковы их последствия? Запишите результаты произведённого анализа. Что можно предположить о ваших волевых качествах на основе результатов самонаблюдения?

 
© www.txtb.ru