Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.2. Объяснительные принципы психологии

  При изучении своего предмета современная психология руководствуется следующими четырьмя научными принципами.
  Принцип развития - подход к изучению психических явлений, который предполагает познание их сущности в процессе развития. Любое сложное психическое явление развивается из более простых психических явлений по определённым законам, и чтобы познать сложное явление, недостаточно изучить его только в том виде, в котором оно существует на данный момент времени; необходимо также проследить процесс его развития с момента возникновения этого явления до появления его высших форм. Например, принцип развития помогает понять личность именно как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды, эпохи становления её характеристик.
  Принцип детерминизма (причинной обусловленности, от греч. determinans - определяющий) предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Этот принцип позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя зависимость последних от условий окружающего мира. В психологии принцип детерминизма конкретизируется следующим образом: все психические явления обусловлены деятельностью мозга, психика обусловлена объективной действительностью, психика определяется образом жизни человека и изменяется с изменением образа жизни, и т.д.
  Принцип системности (от греч. systema - соединение, целое; упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство) - современный научный подход к изучению, представлению, описанию и объяснению психических явлений, основанный на их понимании как сложно устроенных систем. Этот принцип, в частности, не позволяет рассматривать какое-либо психическое явление (например, характер человека) изолированно, без учёта ряда других факторов (особенностей его жизнедеятельности, социального окружения и пр.).
  Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность человека не противопоставлены друг другу, но и не тождественны. Они образуют единство, поскольку сознание образует внутренний план деятельности, её программу, оно обеспечивает ориентирование человека в окружающей среде. Данный принцип позволяет психологам, изучая поведение и деятельность человека, выяснять их внутренние психологические механизмы.
  В заключение необходимо отметить, что практическое применение получаемых психологией сведений, в связи с указанными выше её особенностями, чрезвычайно широко. Её изучение способно помочь любому человеку разобраться в собственной жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно взаимодействовать с окружающими людьми и т.д. В частности, знание особенностей психических процессов открывает пути самосовершенствования умственной деятельности: зная, как улучшить внимание и память, как правильно усваивать учебный материал, более эффективно организовывать учебную деятельность, можно научиться достигать наивысших результатов при наименьшей затрате времени и сил.


 
© www.txtb.ru